Предмет, объект, цель и задачи логопедии.
Категориальный аппарат.
Место логопедии в системе педагогических наук. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками.
Методологические принципы логопедии.
Методы и значение логопедии.
6. Актуальные вопросы современной логопедии.
Ответы
Предмет, объект, цель и задачи логопедии.
Логопе́дия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает:
· причины,
· механизмы,
· симптоматику,
· течение,
· структуру нарушений речевой деятельности.
Термин «логопедия» происходит от греч. корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает воспитание правильной речи.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения – человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Структуру современной логопедии составляет
· дошкольная,
· школьная логопедия,
· логопедия подростков и взрослых.
Цель логопедии – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Исходя из определения логопедии как науки,
можно выделить задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность.
Теоретический ее аспект – изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.
Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Категориальный аппарат.
Недоразвитие речи – недоразвитие всех или одного компонента речевой системы.
Нарушение речи - расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.
(Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.)
Общее недоразвитие речи – форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи: предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.
Симптом нарушения речи–это признак(проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.
Симптоматика нарушений речи–это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.
Под механизмом нарушения речи– характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушений речи– это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Структура речевого дефекта– совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
Распад речи – предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.
Компенсация - процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Логопедическое воздействие– представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Коррекция –исправление или ослабление симптоматики данного речевого нарушения.
Обучение– это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению ЗУН и педагогическое руководство этой деятельностью.
Воспитание– это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.