Что можно изменить, а что - нет 427
Балансируя на брусе..............................................428
Преимущества принятия......................................428
«Я могу» или «Я во всем виновата».............................429
Лечение эпидемии безумия........................................429
Бич сифилиса.................................................430
Балансируя между наукой и самопомощью.......................430
Внугри штормит...................................................431
Невозможно все время чувствовать себя хорошо................431
Язык негативных эмоций.....'.................................431
Обычные нервы ..................................................432
Интенсивность..............................................432
Рациональность против иррациональности..................... 433
Мобилизация или парализация.................................433
Вытащите себя из-под кучи мусора.................................433
Имеем дело с тем, что происходит сейчас......................434
Дайте себе время погоревать..................................434
Учитесь оптимизму...........................................434
XX
С яростью осы....................................................435
Вы «горячая голова»? .............................................435
Сколько у вас очков?...........................................436
Охладим горячий нрав.........................................436
Можно ли вылечиться от детства?..................................438
Вклад детского опыта........................................438
Когда детство ужасно тяжелое................................438
Генетический компонент......................................439
Какая история у вас?.............................................. 439
Принятие сексуальной ориентации.................................440
Что вас возбуждает?..............................................441
Совершенствование в своей половой роли..........................441
Примирение с размерами своего тела..............................442
Опасности полноты........................................443
Ошибка увлечения диетами.......................... ........443
Изменение отношений с едой......................................443
Антидиета..................................................444
Возвращение к своему естественному едоку....................444
Мудрость в том, чтобы отличать одно от другого.....................445
Часть 6. Мы просто не можем быть рядом? 447
С ними невозможно жить 449
О тюремных охранниках и заключенных...........................449
Во всем виновата ситуация........................................450
Игра по правилам.................................................451
Выучите свои роли................................................451
Приспособление к нормам.........................................452
Три «О» социальной школы........................................454
Ритуалы принадлежности.........................................455
Внимание: проверьте свои связи...................................456
Трудно найти нонконформистов................'...................457
Темная сторона человеческой природы.............................458
Я только выполнял приказы....................................459
Шокирующие новости.........................................459
Когда правит авторитет...........................................460
Сила воздействия ситуации.......................................461
Примите ответственность!.........................................462
Становясь бунтовщиком по причине...............................463
Когда «Просто скажи нет» не работает.......................463
Перерастая детские правила..................................463
Осознание дает независимость................................463
Помогите мне....................................................464
За что боролись, на то и напоролись!.............'..................465
Вы не можете жить без них 467
Верить — значит, видеть..........................................468
Области пророчеств..............................................469
Предрассудки: социальная реальность бежит как одержимая.........470
Социальная реальность: легко приспосабливается к телевидению,
которое вы смотрите..............................................471
Мои предрассудки — моя опора....................................472
Клуб ФОА.......................................................473
Самообслуживание не только при заправке машины.................474
Сам себе спин-доктор.............................................475
Кампания по принятию.......................................475
Создание имиджа в личных отношениях........................476
Наблюдая себя на экране..........................................476
Сильные и слабые стороны этого всего.........................477
Проверьте свой самомониторинговый пульс....................478
Химия в действии.................................................479
Тайна притяжения................................................480
Поиск факторов притяжения..................................480
От притяжения к любви......................................480
Есть! Заставим любовь длиться.....................................481
Переговоры: придерживайтесь программы......................482
Трюизмы альтруизма.............................................483
Более добрая, кроткая нация?..................................483
Это в генах или только в вашей голове?..........................484
Бесконечная история.............................................485
Приложения 486
А. Словарь
XXII
Предисловие
Когда во время знакомства называешь себя психологом, часто слышишь вопрос: «Вы, наверное, видите меня насквозь?» Другие говорят, искоса поглядывая: «А чем вы, собственно, занимаетесь?» Мне всегда неловко отвечать на эти вопросы: я не знаю, с чего начать и как объяснить, чем же занимаются психологи. В старших классах я прочел все книги Зигмунда Фрейда, какие смог достать. В колледже я первый раз прослушал курс психологии. Еще тогда я понял, что хочу быть психологом. Профессия психолога видится мне очень важной и даже почетной. Почти незнакомые люди делятся со мной своими самыми страшными тайнами, самыми затаенными страхами, мучительной болью и глубинными переживаниями. Однако не все так влюблены в психологию, как я. Наша культура, кино, театр, телевидение создали искаженный портрет психолога. Его часто изображают как эксцентричного типа, который, видимо, желает людям добра, но позволяет себе неэтичные поступки. Из-за этого многие говорят, что не верят в психологию, а другие просто не станут разговаривать с психологом. Но нельзя ставить на психологии крест. Психологи, как и все люди, хотят чувствовать уважение к своей профессии и ее ценность. Жаль, что мнение большинства не всегда совпадает с нашим мнением. Но, перефразируя известную шутку о Магомете и горе, можно сказать, что если народ не идет к психологу, то психолог идет к народу. Поэтому появление книги, подробно рассказывающей о психологии и психологах, — очень хорошая, полезная работа. Несмотря ни на что, психология заслуженно пользуется большой популярностью. Она является любимым предметом студентов колледжа. Психологи проводят исследования и занимаются научной работой, изучая связь мозга и поведения, ощущение и восприятие, познание и мотивацию и многое другое. Психология дает научное обоснование практике во многих областях человеческой жизни: в школах, судах, бизнесе и организациях.
В «Полном руководстве по психологии для идиотов» (кстати, психологи обычно используют термин «идиот» только по отношению к себе) Джони Е. Джон-стон описывает, что и как делают психологи. В легкой, доступной форме, с множеством примеров она рассказывает, как возникла психология, чем она действительно занимается и каковы существуют взгляды на человека. Психология — сложный предмет, но, если она увлекает, восхищает, поражает вас, начинайте ее изучение с этой книги. Если вы уже что-то знаете в этой области, книга послужит хорошим повторением. Я благодарен «Руководству»: теперь, когда люди будут спрашивать меня, чем я занимаюсь, я буду отсылать их к этой книге. Это замечательная книга, и я жду не дождусь, когда она станет доступной широкой публике.
Аллен Р. Миллер, кандидат наук, лицензированный психолог, директор Ассоциации служб психического здоровья.
XXIII
Введение
Если ваша основная черта — стремление получить быстрый результат, то изучение психологии вам подходит. Какой еще учебный предмет можно сразу применять во всех областях жизни? Психология практична. Во время изучения проблем психики и поведения человека у вас появится возможность понять, что же делать с собственными проблемами. Цель этой книги — дать краткий и понятный обзор знаний, накопленных в психологии. Очевидно, что объем книги не позволяет вместить все психологические знания. Желая быть честной с читателем, оговорюсь, что моя собственная «психология», вероятно, придает книге определенный оттенок. Вы заметите мою веру в стойкость и оптимизм человека перед лицом жизненных трудностей. Вы увидите, что я уделяю больше внимания реальным психологическим проблемам, чем психологическим теориям. Однако у вас есть все шансы выработать собственную точку зрения на вопросы, затронутые в этой книге. Сейчас вы держите в руках путеводитель — весьма полезную штуку для тех, кто собирается в путешествие по душевному миру человека. Заглянем?
Часть 1 «Психологическая перспектива»является сценой, на которой разыгрывается наша драма. Вы познакомитесь с основными действующими лицами и посетите различные психологические школы. В главах первой части мы рассмотрим эволюционные линии: развития психологии как науки, развития человеческого сообщества и, наконец, отдельного человека. В Части 2 «Аромат утреннего кофе»мы погрузимся в мир ощущений: обоняние, вкус, зрение, слух и осязание. Узнаем, как информация из внешнего мира перемалывается на «внутренней мельнице», как из ощущений сплетается ткань нашего сознания. Напоследок обратимся к процессам памяти и обучения: как мы приобретаем и организуем наш опыт и какие преимущества нам это дает. Часть 3 «Стихии внутри нас».Здесь речь пойдет о силах, управляющих человеческим поведением. Мотивы, побуждения, эмоции, аффекты — все это заставляет нас действовать. Вы погрузитесь в глубину, где обитают желания: голод, жажда, сексуальное влечение. Потом «включится система контроля»: вы больше узнаете о речи, которая регулирует всю психическую жизнь. В последней главе, посвященной стрессу, мы обсудим, что делают люди, когда обстоятельства выходят из-под контроля.
В то время как первые три части рассматривают качества, которыми обладают все, Часть 4 «Я и другие»отличается от них. Этот раздел охватывает все те характеристики, которые делают людей не похожими друг на друга: от «образа Я» до защитных механизмов личности. Интеллект и развитие индивидуальности также не будут забыты. Особое внимание будет уделено различиям между разнообразными сочетаниями черт характера и психической патологией.
XXIV
Часть 5 «А что же все-таки нормально?»посвящена клинической психологии, которая изучает норму и патологию. Первая глава раздела ставит вопрос о необходимости психиатрических диагнозов, взвешивает доводы «за» и «против» постановки диагноза. Последующие главы вскрывают суть различных психических нарушений, показывают возможности лечения и «линию водораздела» между тем, что можно исправить, а что исправить уже нельзя. Часть 6 «Мы просто не можем быть рядом?»обращает наше внимание на взаимоотношения с другими людьми. От того, какие у человека отношения с окружающими — приятные или скучные, прекрасные или уродливые, — зависит качество его жизни. Мы также рассмотрим вопросы, связанные с групповым давлением и конформизмом: до какого предела большинство готово следовать за лидером и почему так трудно найти нонконформиста?
Мысли между строк
В придачу к основной линии повествования The Compute Idiot's Guide to, между строк книги вы найдете дополнительную информацию. Познакомьтесь с этими обозначениями:
XXV
г
Психотреп
Психологические анекдоты и яркие, захватывающие сведения, которые просто невозможно не включить в книгу.
у- ________________,________________.____________4
. . . ....■■■
Посвящение
Посвящается Саре Элизабет Джонстон и всем моим друзьям в Алабаме.
Благодарность
Хилари Клинтон как-то сказала, что нужна деревня, чтобы воспитать ребенка. Мне тоже понадобилась целая «деревня» для работы над книгой. Здесь я хочу поблагодарить всех, кто работал вместе со мной и вдохновлял меня в тяжелые минуты, когда работа не клеилась и все валилось из рук:
>■ моего литературного агента Эвана Фогельмана (Геркулеса), человека,
обладающего терпением святого и сердцем льва; >* редактора Джессику Фауст, в присутствии которой я свободно размышляла о психологии, получая от нее неизменную поддержку; >• талантливую Нэнси Греттон, превратившую мои литературные лимоны
в лимонад; >• моего сына Захари, который дает мамочке возможность писать книги, хотя он предпочел бы, чтоб она работала в «Пауэр Рейнджере филмз»; >■ мою сестру Джулию, мастера в психологии сестринской любви; >■ моего главного редактора, мужа и лучшего друга Алекса Тсакириса за все.