Рис.6/1.Схема образования рефлекторной дуги слюноотделительного условного рефлекса на свет. Описание в тексте
Рис. 6/2. Основные ритмы электроэнцефалограммы.
I Бета-ритм-приумственной работе, эмоциональном возбуждении и т. п.II Альфа-ритм –у бодрствующего человека в состоянии умственного и физического покоя.III Тета-ритм -во время сна, при гипоксии и наркозе.IY Дельта-ритм –во время глубокого сна, глубокого наркоза и при коматозных состояниях.
Высшая нервная деятельность (ВНД) – это деятельность высших отделов ЦНС (кора большого мозга и подкорковые образования), которая обеспечивает поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внешней среды. И.П. Павлов противопоставляет ВНД «низшей», регулирующей взаимодействие органов внутри организма. Существует 2 механизма ВНД: |
1 инстинкты – сложные врожденные безусловные рефлекторные реакции, которые проявляются в основном за счет активности подкорковых ядер (бледное ядро и полосатое тело) и промежуточного мозга (таламуса и гипоталамуса). Они связаны с питанием, размножением, защитой. | 2 условные рефлексы – приобретенные рефлекторные реакции, которые вырабатываются на основе безусловных рефлексов и осуществляются главным образом за счет деятельности коры большого мозга. |
ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ И.П.ПАВЛОВА |
1 структурность | Каждой морфологической структуре соответствует определенная функция (в коре образуются условные рефлексы – временные нервные связи). |
2 детерминизм | Рефлекторные реакции причинно обусловлены, т.е. детерминированы, для их проявления необходимо внешнее или внутреннее воздействие. Каждая поведенческая реакция побуждается потребностью, мотивацией. |
3 анализ | Кора головного мозга – сложная система анализаторов. В них сложные явления расчленяются на простые раздражения, т. е. происходит анализ. |
4 синтез | Объединение различных раздражений и образование условных рефлексов путем возникновения связей (условных рефлексов) и проявляется в виде определенной деятельности организма. |
В мозге постоянно происходит анализ и синтез, как поступающей информации, так и ответных реакций. |
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
1. Врожденные. 2. Постоянные, за их счет нельзя приспособиться к меняющимся условиям существования. 3. Видовые. 4. Специфический раздражитель на определенное рецепторное поле. 5. Осуществляется на уровне спинного мозга, ствола, подкорковых ядер. | 1. Приобретенные. 2. Непостоянные – легко возникают, при определенных условиях и легко исчезают при отсутствии соответствующих условий (временная нервная связь организма с каким-либо раздражителем). 3. Индивидуальные. 4. Любой раздражитель на любое рецепторное поле. 5. Осуществляется на уровне коры больших полушарий. 6. Образуются на основе безусловных рефлексов. |
Классификация рефлексов по функциональному значению |
1. Пищевые: рефлекторные акты глотания, жевания, сосания, слюноотделения, секреции желудочного и поджелудочного сока и др. |
2. Оборонительные: реакции устранения от повреждающих и болевых раздражений. |
3. Половые: все рефлексы, связанные с осуществлением полового акта; в эту же группу можно отнести и так называемые родительские рефлексы, связанные с выкармливанием и выхаживанием потомства. |
4. Статокинетические и локомоторные: рефлекторные реакции поддержания определенного положения и передвижения тела в пространстве. |
5. Рефлексы, поддерживающие сохранение гомеостаза: терморегуляционные, дыхательные, сердечные и те сосудистые, которые способствуют сохранению постоянства артериального давления, и некоторые другие. |
МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (Рис 6/1) |
На базе всякого безусловного рефлекса можно образовать условные рефлексы. Лучше и подробнее всего изучены слюноотделительные условные рефлексы. Особая изученность условных слюноотделительных рефлексов объясняется тем, что исследованием в опытах на собаках именно этих внешних проявлений мозговой деятельности была занята лаборатория И. П. Павлова, и все важнейшие закономерности условных рефлексов получены при экспериментальном анализе реакции слюноотделения. Н. И. Красногорский изучил эти же рефлексы у людей и, в частности, у детей. Условные секреторные пищевые рефлексы могут быть обнаружены и при исследовании секреции желудка и поджелудочной железы. Физиологическое значение для организма этих условных рефлексов на пищеварительные железы заключается в создании лучших условий переваривания пищи еще до ее поступления в организм. Рассмотрим опыт И. П. Павлова с кормлением и зажиганием лампочки. Если перед собакой зажечь лампочку, то вначале у нее возникает ориентировочный рефлекс (поворот туловища, движение глаз на свет). При повторных зажиганиях реакция угасает, собака перестает реагировать на свет, т. е. этот раздражитель становится для нее индифферентным (безразличным). Далее включаем лампочку, через несколько секунд даем животному пищу. Пока собака ест, лампочка горит. Повторяем несколько таких сочетаний: сигнал - свет и безусловный сигнал - пища. Через 8-10 таких сочетаний зажигание лампочки будет вызывать отделение слюны без подкрепления пищей. Это значит, что свет стал условным сигналом для слюноотделения. Он возбуждает фоторецепторы глаза, нервный импульс по зрительному нерву направляется в зрительную зону коры головного мозга (мозговой отдел зрительного анализатора) (1), расположенную в затылочной доле. Пища раздражает рецепторы полости рта, откуда по афферентным нервам импульс направляется в рефлекторный центр слюноотделения (2) в продолговатом мозге (компонент пищевого центра) и далее по эфферентным нервам к слюнным железам (3), вызывая выделение слюны. Одновременно из рефлекторного центра слюноотделения импульсы поступают в кору большого мозга – в так называемое корковое представительство пищевого центра (4). Между мозговым отделом зрительного анализатора и корковым представительством пищевого центра анатомической связи нет. Но в процессе выработки условного рефлекса между ними устанавливается временная нервная связь (5). Таким образом, в коре большого мозга возникают 2 очага возбуждения – в мозговом отделе анализатора и корковом представительстве центра безусловного рефлекса. При этом безусловный раздражитель, на базе которого вырабатывается условный рефлекс, должен быть биологически более сильным. Он вызывает мощный очаг возбуждения в коре (доминанту), который способен притягивать к себе нервные импульсы из других очагов возбуждения. Это установление связи И.П. Павлов назвал замыканием. Итак, для формирования условного рефлекса необходимо: 1 два раздражителя в определенном сочетании во времени - индифферентный, т.е. безразличный для этой деятельности, который позже станет условным сигналом; - безусловный раздражитель. Условный сигнал предшествует безусловному и неоднократно; 2 безусловный сигнал более сильный, условный – умеренной силы; 3 определенная обстановка – когда нет посторонних раздражителей; 4 здоровая кора. |
По характеру безусловного раздражителя |
натуральные – на вид, запах пищи | искусственные – на свет, звук |
По времени между условным и безусловным раздражителями |
наличные - безусловный раздражитель используется на фоне действия условного сигнала (свет продолжает гореть, пока собака ест) | следовые - подкрепление происходит после прекращения действия условного сигнала; безусловный раздражитель сочетается с остаточными процессами возбуждения в коре головного мозга после действия условного сигнала; в течение интервала времени в 1-4 сек клетки хранят следы прежних раздражений (один из механизмов памяти) |
Рефлексы высшего порядка |
Упрочен слюноотделительный рефлекс на свет. Далее используют новый сигнал – механическое раздражение кожи, который подкрепляется не пищей, а светом. Несколько таких сочетаний, и вырабатывается рефлекс второго порядка: раздражение кожи становится сигналом для выделения слюны. У взрослого человека можно выработать рефлекс 9-го порядка. |
Ориентировочный рефлекс |
На новизну (поворот в сторону раздражителя). Осуществление этого рефлекса обеспечивает лучшее восприятие действующего агента и имеет важное приспособительное значение. Ярко выражен у детей, особенно с 2-х лет. Это врожденный рефлекс, но в отличие от безусловного он быстро угасает, но угасает не от отсутствия подкрепления безусловным раздражителем (пищей) условного раздражителя (свет), а от повторного действия. |
Возбуждение и торможение в ЦНС. |
| | | | | |
Нейроны ЦНС обладают раздражимостью – способностью отвечать на изменения внутренней и внешней среды изменением уровня физиологической активности – реакцией возбуждения. Сеченов открыл торможение нервной системы – процесс, заключающийся в уменьшении или полном прекращении ответной реакции на раздражение. Ее функция – защита нервных тканей от истощения, участие в обработке поступающей информации и координация деятельности нервной системы. Временные связи сохраняются, пока они соответствуют условиям действительности. Если соотношение нарушается, условно-рефлекторная реакция угасает при помощи торможения. | |
Торможение условных рефлексов | |
Безусловное (врожденное) | Условное (внутреннее, возникает без вмешательства постороннего раздражителя)) | |
1 Внешнее – возникает под влиянием нового раздражителя, который действует одновременно с условным сигналом. Внешний раздражитель (сильное эмоциональное возбуждение, новая обстановка, боль) должен быть доминантным. Например, болевое раздражение кожи у собаки затормозит пищевой условный рефлекс. Его значение: организм переключается на новый, более важный в данный момент вид рефлекторной деятельности. | 2 Запредельное – возникает под влиянием условного сигнала, который становится сильным и продолжительным. Значение: препятствует истощению нервных клеток. Легко развивается при снижении работоспособности нейронов коры головного мозга (после тяжелой болезни, у пожилых; при длительном нервном возбуждении заторможенное состояние человека). | Условное торможение, так же как и условный рефлекс, вырабатывается. Оно возникает, когда условный раздражитель не подкрепляется безусловным. В зависимости от условий образования различают угасательное, дифференцировочное, тормозное (разновидность дифференцировочного) и запаздывающее торможение. В нашем примере, если много раз пищу не давать, выделение слюны на свет постепенно уменьшается и прекращается. Это угасательное торможение. Рефлекс может восстановиться в случае подкрепления условного сигнала безусловным, а также, например, после отдыха. Это так называемое растормаживание условных рефлексов. Легче угасают недавно выработанные рефлексы. Значение: организм освобождается от ненужных, потерявших для него значение условных рефлексов. Дифференцировочное торможение – один раздражитель постоянно подкрепляется, другой повторяется без подкрепления. В результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам условному сигналу, происходит тонкое различение (дифференцировка) сигналов. Запаздывающее – подкрепление наступает не сразу, а спустя некоторое время, а условный сигнал продолжается при действии подкрепления (включают лампочку, а пищу дают намного позже). Условный тормоз можно выработать, если сигнал А (например, свет лампы) постоянно подкреплять безусловным раздражением, а комбинацию сигналов Б и А (например, звук звонка и свет лампы) никогда не сочетать с безусловным раздражением. Первоначально комбинация раздражителей Б+А вызывает такой же условный рефлекс, какой получается при изолированном применении сигнала А. В дальнейшем комбинация раздражителей Б+А утрачивает свое положительное сигнальное значение; условный же раздражитель А при своем изолированном применении сохраняет способность вызывать условный рефлекс. Раздражитель Б, тормозящий условный рефлекс на сигнал А, И. П. Павлов назвал условным тормозом. | |
| |
Динамический стереотип | |
Зафиксированная в коре головного мозга устойчивая последовательность условных рефлексов, которая вырабатывается в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов. Формируется благодаря возникновению связи между следовым возбуждением от действия предыдущего сигнала и последующим возбуждением от нового условного раздражителя. В сложившемся стереотипе реакция осуществляется не столько на условный раздражитель, сколько на его место в системе воздействий. При наличии динамического стереотипа условные рефлексы протекают легче. Опытный рабочий выполняет привычную работу быстрее и меньше утомляется, чем начинающий. Его значение – приспособительное к последовательно повторяющимся воздействиям окружающей среды. Все наши привычки, распорядок дня – это проявление динамического стереотипа. Стереотип назван динамическим, так как может быть разрушен и изменен при изменении условий существования. Он вырабатывается не сразу, а по мере повторения системы раздражителей становится достаточно устойчивым. Его переделка – тяжелая нагрузка для нервной системы (приводит к нарушению высшей нервной деятельности). Особенно тяжело протекает у пожилых людей, у которых нервные процессы малоподвижны и ослаблены. | |
Взаимоотношение процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. | |
Если бы в организме существовал только процесс возбуждения, то наступило бы истощение нервной системы и гибель организма, ясли бы только процесс торможения – то организм перестал бы реагировать на раздражения внутренней и внешней среды. В основе взаимоотношений возбуждения и торможения лежит индукция (наведение) | |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Рис. 6/2) |
Всем живым организмам характерна разность потенциалов – биоэлектрическая активность (животное электричество). Живой организм является генератором биопотенциалов и проводником электрического тока. Причем изменение степени электропроводности живых тканей в зависимости от жизнедеятельности может служить показателем состояния клеток. Электрическим колебаниям свойственна периодичность. Деятельность головного мозга оценивается по особенностям его электрической активности. Биопотенциалы мозга можно зарегистрировать с помощью электроэнцелографа. Для проведения электроэнцефалографии используют 2 метода: биполярный и монополярный. При биполярном отведении 2 электрода помещают в двух точках кожи головы и регистрируют разность потенциалов между ними. При монополярном отведении один электрод на поверхности головы (активный), а другой на мочке уха (индифферентный). При регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) – кривой, отражающей изменения биопотенциалов головного мозга обязательны отведения от лобных, теменных, затылочных долей и двигательной коры. Учитывают частоту, амплитуду, форму и продолжительность колебаний (рис ). У взрослого человека в состоянии покоя на ЭЭГ – регулярные волны с частотой 8-13 Гц и амплитудой 50 мкВ – альфа-ритм преобладает в затылочных долях. При переходе от покоя к деятельности (умственная работа, восприятие света) альфа-ритм исчезает и появляется бета-ритм – частые (14-30 Гц) и низкоамплитудные колебания, наиболее выраженный в лобной области. Если в состоянии покоя человек переходит ко сну, то в ЭЭГ появляются более медленные и высокоамплитудные по сравнению с альфа-ритмом колебания: тэта-ритм (4-7 Гц – 100-150 мкВ) и дельта-ритм (0,5-3,5 Гц – 250-300 мкВ). В норме у неспящего человека тэта и альфа ритмы не выявляются. Прекращение кровоснабжения мозга уже через 15 секунд приводит к исчезновению электрической активности. Рис. I Бета-ритм – переход от покоя к деятельности, при умственной работе, эмоциональном возбуждении и т.п. II Альфа-ритм – в состоянии умственного и физического покоя у бодрствующего человека. III Тэта-ритм – во время неглубокого сна, наркоза, при гипоксии. IY Дельта-ритм – во время глубокого сна, глубокого наркоза и при коматозных состояниях. Характерны изменения биоэлектрической активности во время сна. |
СОН |
Периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Сон внешне характеризуется значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. Сон является физиологической потребностью организма. Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается. |
Стадии сна |
Медленный сон («ортодоксальный») | Быстрый сон («парадоксальный) |
физиологическое состояние организма |
Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, мышцы расслабляются, глаза неподвижны, либо совершают медленные качательные движения, температура понижается. На ЭЭГ преобладают дельта-волны (замедляется ритм колебаний потенциала). | Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные (глаза быстро двигаются), мимические мышцы и мышцы нижних конечностей. На ЭЭГ – бета-ритм (переход от медленных ритмов к более быстрой низкоамплитудной ритмике. |
психические процессы мозга |
Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны, переживание сновидений отмечается редко. Может происходить разговор во сне, возникают снохождение (лунатизм) и ночные страхи у детей, о которых они после пробуждения ничего не помнят. | Возбуждение нейронов затылочных долей. Появление реалистичных эмоциональных сновидений со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации. При пробуждении часто человек сообщает о переживании сновидений с яркими образами и элементами нереальности. Лишение человека «парадоксального» сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям (галлюцинации). |
Сновидения И.М. Сеченов называл небывалыми комбинациями бывалых впечатлений. За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических циклов медленного и быстрого сна. В первом цикле отмечается полный «медленный» сон, а фаза быстрого сна наступает через 60-90 минут после засыпания и длится несколько минут. В последующих циклах убывает продолжительность стадии дельта-сон до полного исчезновения в утренних циклах и значительно возрастает представленность фазы «быстрого» сна. |
Механизмы сна |
Сон обеспечивается системой нейронных образований, которая захватывает практически все уровни мозга. «Медленный» сон реализуется на уровне продолговатого мозга и зрительных бугров (их называют синхронизирующими) и зависит от уровня выработки серотонина ядрами этих структур мозга; «быстрый» сон реализуется в ретикулярной формации варолиева моста и среднего мозга (катехолсмины). Особую роль в механизмах естественной смены бодрствования и фаз снов играют нейронные образования переднего и промежуточного мозга. Сон связан с процессами биосинтеза в мозге белков и РНК, во время сна тренируется глазодвигательная система, оценивается полученная в период бодрствования информация, проводится отбор и перевод сведений в долговременную память, реорганизуются и улучшаются существующие мозговые программы. Итак, механизмы сна и бодрствования, несмотря на качественные различия между ними, составляют единую систему организма, обеспечивающую адаптацию к условиям существования. |
| | |
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД) – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
Психика |
функция головного мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности. Благодаря психике у человека формируются наиболее адекватные представления о реальности, в том числе и о себе самом, как путем непосредственного контакта с объектами окружающей действительности, так и опосредованно, путем суждений, умозаключений. Органы чувств поставляют информацию головному мозгу. Мозг ее сличает, сопоставляет с прежним опытом, проверяет практикой, накапливает, закрепляет в памяти. Информация служит основой для сознательной деятельности человека. Психика формируется с первых дней рождения под влиянием врожденных факторов и внешних. В процессе роста человека психика развивается от образного познания к построению обобщений у взрослого. При этом чувственное восприятие является основой для построения мыслей и идей. ВНД – это условно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС (кора ГМ и подкорковые образования). Основная функция ВНД – обеспечить адекватное эффективное приспособление организма к окружающей среде. |
Физиологические механизмы, за счет которых осуществляется отражательная деятельность головного мозга: |
1 цепи безусловных рефлексов (инстинкты, аффекты, влечения), которые являются базой психической деятельности; 2 цепи условных рефлексов (за исключением речевых), за счет которых возникают ощущения, восприятия, представления; 3 цепи речевых условных рефлексов, лежащие в основе второй сигнальной системы и являющиеся базой абстрактного мышления. |
Влечения (мотивации) | эмоционально окрашенные стремления к удовлетворению ведущих потребностей. Они являются непременным условием формирования целенаправленного поведения. Возбуждаются определенные структуры мозга (гипоталамус, кора ГМ, миндалина, ретикулярная формация). Возбуждение становится доминантным, т. е. подчиняет себе деятельность организма, подавляет другие виды деятельности, приводит к целенаправленному поисковому поведению и сохраняется до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена. Различают мотивации низшие (биологические – голода, жажды, половые) и высшие, социальные, – стремление занимать определённое место в обществе, следовать принятым в обществе образцам поведения, стремление к свободе, получению новой информации, образования, познанию литературы, искусства и т. д. Психосоциальные потребности формируются в процессе общественного воспитания, социализации и обеспечивают взаимодействие индивида с особями того же вида. Социальным мотивациям принадлежит ведущая роль в формировании личности. Выраженная социальная мотивация всегда определяет целеустремленность личности, ее способности активно действовать в соответствии с правовыми и нравственными установками. К патологическим мотивациям относятся искусственно создаваемые влечения: наркомания, алкоголизм и др. Реализация биологических потребностей связана главным образом с активностью нервных центров гипоталамуса. Так, гипоталамус регулирует цикл сон-бодрствование, в нем находятся центры агрессивного поведения. Подкорковые ядра участвуют в выделении доминирующей потребности. Кора головного мозга участвует в организации целенаправленного поведения, программирования. |
Аффекты | сильное и кратковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается соматовегетативными нарушениями, Они не контролируются сознанием, их трудно сдержать. |
Формы психической деятельности: сознание, самосознание, мышление, память, речь. |
Сознание | высшая форма отражения действительности, способность ее идеального отражения в мышлении. Это внутренний мир личности: от чувственных образов, мыслей, целеустремленности, желаний и т. д. до абстрактного мышления. Сознание развивается только в условиях общественной жизни. Важным условием возникновения сознания является труд и речь. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и постоянно совершенствуется. Сознание позволяет не только правильно отразить действительность, познать свойства и качества предметов и явлений, отделить существенное от несущественного, но и предвидеть будущее, и на этой основе целенаправленно организовать свой труд и воздействовать на мир. Большая роль в возникновения сознания принадлежит ретикулярной формации, которая регулирует активность клеток коры головного мозга. |
Самосознание | осознание себя как личности: оценка своих действий, мыслей, чувств. |
Мышление | высшая ступень человеческого познания, оно позволяет получать знания о таких отношениях объектов реального мира, которые не могут быть восприняты на чувственной ступени познания. Мышление неразрывно связано с речью. Ведь любая мысль имеет словесную форму. Для выполнения мышления необходимо хорошо развитое внимание и память, наблюдательность и работоспособность, организованность. Внимание – направленность нашего сознания на определенный объект: предмет или явление окружающего мира или внутренний мир самого человека. Органы чувств и мозг воспринимают раздражения окружающей среды. У человека возникают ощущения, которые позволяют распознать отдельные качества предметов. На базе ощущений формируется восприятие, то есть предмет или явления познается в единстве всех его свойств. На базе ощущений и восприятий возникает представление – человек может представить образ предметов или явлений, которые в прошлом воздействовали на его органы чувств. Итак, ощущения, восприятия и представления отражают внешние стороны явлений, а сущность явлений, их внутренние связи позволяет вскрыть абстрактное мышление посредством понятий, суждений и умозаключений. |
Память | это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком раннее пережитых им чувств, мыслей и образов, благодаря которой организм может использовать свой прошлый опыт для построения поведения в настоящем. Различают кратковременную, оперативную и долговременную память. Главным механизмом памяти являются следовые условные рефлексы. Кратковременная память осуществляется за счет циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Это может продолжаться от нескольких секунд до 20 минут. Если стимул из внешней среды сильный и привлекает внимание человека, то возбуждение циркулирует по цепи снова и снова. И человек запоминает информацию. Если же стимул становится ненужным, возбуждение перестает циркулировать (реверберация), и информация забывается. Основа кратковременной памяти – лобная и теменная кора. Долговременная память основана на молекулярных изменениях в синапсах и группы нервных клеток: синапсы увеличиваются в размерах. Повышается синтез серотонина и ацетилхолина, появляются особые белки (информационные молекулы), с помощью которых синапс узнает важный для клетки сигнал, и изменяется структура нейрона. За счет долговременной памяти следы прежних раздражений могут сохраняться всю жизнь. Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную память (память на чувства). Чаще всего встречаются люди со смешанными типами памяти. При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов. Вот почему изучаемый материал запоминается легче, если ему придать эмоциональную окраску. Между механизмами кратковременной и долговременной памяти существует прямая связь: при постоянной циркуляции возбуждения через нейрон в клетке начинают происходить изменения. Структуры, которые участвуют в формировании памяти: кора большого мозга, лимбическая система, особенно гиппокамп, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус. |
|
Речь | высшая функция центральной нервной системы, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей. 1. Видимая (письменная речь) связана с работой височной и теменной долей головного мозга 2. Слышимая (устная речь) связана с височной (понимание речи) долей левого полушария 3. Произносимая(вслух или про себя) связана с лобной (артикуляция) и височной долей левого полушария |
| | | |
УЧЕНИЕ И.П. ПАВЛОВА О ДВУХ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ |
Механизмы высшей нервной деятельности у высших животных и человека имеют качественные различия. Это связано с наличием речи. В связи с этим И.П. Павлов обосновал учение о первой и второй сигнальной системе человека. |
Первая сигнальная система - Имеется и у животных, и у человека. - Анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, идущих от органов чувств (свет, холод, запах). - Обеспечивает конкретное мышление. | Вторая сигнальная система - Имеется только у человека у человека. - Получение информации, поступающей к человеку в виде символов (слов, знаков, формул). Так, у человека слюноотлеление может возникнуть не только на запах и вид лимона, но и в ответ на слово «лимон» - Обеспечивает абстрактное мышление (не видя предмет, мы можем его представить) в виде понятий, суждений. умозаключений. |
v В физиологических условиях вторая сигнальная система несколько притормаживает активность первой сигнальной системы. v Вторая сигнальная система правильно отражает внешний мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой. В восприятии речи участвуют зрительный и слуховой анализаторы. v В процессе обучения постоянно развивается и совершенствуется вторая сигнальная система. |
v Механизм формирования речи |
Речедвигательный анализатор: 1) периферический отдел – рецепторы словопроизносящих органов: гортани, мягкого небе, языка и др.; 2) соответствующие проводящие пути; 3) центральный отдел – несколько зон коры головного мозга. |
Слово: |
Может являться символом конкретного предмета или явления. Может быть обобщающим, абстрактным. Отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, то есть является многообъемлющим раздражителем, «сигналом сигналов» (по И.П. Павлову). Слово лечит, слово может принести вред. Особенно это проявляется при патологических процессах. Неосторожно сказанное слово может вызвать ухудшение состояния – ятрогения, и, наоборот, лечебное внушение вызывает у больного веру в выздоровление, что влияет на исход заболевания. |