Гигиенические основы закаливания

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

"Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто".

/Сократ/

Основным принципом сохранения и укрепления здоровья населения является принцип профилактики, который должен реализовываться в деятельности врача любой специальности. К важнейшему разделу этой деятельности относится формирование здорового образа жизни человека, так как по современным научным данным здоровье на 50% детерминируется образом жизни.

В нашей стране до 80% мужчин и женщин ведут нездоровый образ жизни по различным его элементам и их комплексу: имеют нерациональные режимы труда и отдыха, несбалансированное питание, используют легальные (никотин, алкоголь, ряд лекарственных средств) и нелегальные наркотики и другое.

Необходимо воспитывать у человека с раннего детского возраста правильное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Человек должен владеть широким перечнем знаний и навыков по сохранению и укреплению личного здоровья, самосохраняющему поведению. Важными средствами формирования гигиенического сознания, понятий здорового образа жизни является пропаганда, просвещение и обучение. Большая роль в этом принадлежит врачу, который должен осуществлять данную деятельность на индивидуальном и общественном уровнях.

Закаливание является элементом здорового образа жизни,
мерой неспецифической профилактики заболеваний и повышения ус-
тойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней
среды. С понятием «закаливание» чаще всего связано повышение устойчивости организма к неблагоприятным метеорологическим факторам. Врач разрабатывает мероприятия по закаливанию в разные сезо-
ны года; проводит просветительную работу, разъясняя
значение закаливания и методики его проведения.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование представления о здоровом образе жизни как о важнейшем факторе профилактики полифакториальных заболеваний, резерве сохранения здоровья и творческого долголетия; освоение навыков пропаганды и формирования здорового образа жизни.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

1. Выполнение и оценка результатов теста на определение индивидуального типа биоритмальной активности.

2. Выполнение и оценка результатов теста на определение психологического типа.

3.Выполнение и оценка результатов тестов самооценки физической тренированности.

4. Выполнение и оценка результатов тестов самооценки реактивной и личностной тревожности.

5. Выполнение и оценка результатов теста самооценки личностной зрелости.

6. Выполнение и оценка результатов теста на стрессовые ситуации.

При самостоятельной работе использовать бланки тестов, выдаваемые преподавателем; инструкции, изложенные в справочном материале по теме.

7.Заслушивание и обсуждение бесед по вопросам гигиенического воспитания населения, подготовленных студентами по индивидуальному заданию преподавателя.

8. Просмотр учебного видеофильма, участие в регламентированной дискуссии.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья.

2. Элементы здорового образа жизни и методы его пропаганды.

3. Гигиена умственного труда; режимы труда и отдыха.

4. Роль физической активности и закаливания в укреплении здоровья, физиологическая сущность закаливания.

5. Виды закаливающих воздействий. Методики проведения закаливания в повседневной жизни, специальные меры закаливания,

6. Культура питания.

7. Алкоголизм, курение, нарко- и токсикомании, как основные негативизмы образа жизни человека; проблема борьбы с ними.

8. Индивидуальная профилактика СПИДа и других заболеваний.

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"____"____________20__г.

1. Тест на определение индивидуального типа биоритмальной активности.

Номера вопросов и балльная оценка ответов:

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ;5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - .

Сумма баллов по тесту:________баллов.

Заключение: "жаворонок", "сова", аритмик (подчеркнуть).

2. Тест на определение психологического типа.

Количество признаков экстраверта_____; интраверта_____.

Заключение: экстраверт, интраверт, амбаверт (подчеркнуть).

3. Тест самооценки физической тренированности.

3.1. Частота пульса после подъема на 4 этаж ______уд/мин.

Заключение: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо (подчеркнуть).

3.2. Исходная частота пульса______уд/мин.; частота пульса после

выполнения 20 приседаний за 30 секунд______уд/мин.; частота пульса

возрасла на_____%.

Заключение: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо (подчеркнуть).

4. Тест самооценки реактивной и личностной тревожности.

4.1. Реактивная тревожность (РТ).

Номера пунктов шкалы самооценки и балльная оценка:

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ;

11 - ; 12 - ; 13 - ; 14 - ; 15 - ; 16 - ; 17 - ; 19 - ; 20 - .

Е1 =____; Е2 =_____; РТ = _____

Заключение: низкая, умеренная, высокая реактивная тревожность (под-

черкнуть).

4.2. Личностная тревожность (ЛТ).

Номера пунктов шкалы самооценки и балльная оценка:

21 - ; 22 - ; 23 - ; 24 - ; 25 - ; 26 - ; 27 - ; 28 - ; 29 - ;

30 - ; 31 - ; 32 - ; 33 - ; 34 - ; 35 - ; 36 - ; 37 - ; 38 - ; 39 - ; 40 - .

Е1 =____; Е2 =_____; ЛТ = _____

Заключение: низкая, умеренная, высокая личностная тревожность (под-

черкнуть).

5. Тест самооценки личностной зрелости.

Номера вопросов и балльная оценка ответов:

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ; 11 - ; 12 - ; 13 - ; 14 - ; 15 - ; 16 - ; 17 - ; 18 - ;19 - ; 20 - ; 21 - ; 22 - ; 23 - ; 24 - ; 25 - ; 26 - ; 27 - ;28 - ;

29 - ; 30 - ; 31 - ; 32 - ; 33 - ; 34 - ; 35 - ; 36 - ;37 - ; 38 - ; 39 - ; 40 - .

Сумма баллов по тесту:______баллов.

Заключение: начало "зрелости", умеренная "зрелость", уверенная "зре-

лость" (подчеркнуть).

6. Тест на стрессовые ситуации.

Сумма баллов по тесту:______баллов.

Заключение: оптимистичный прогноз для здоровья; риск для здоровья; уг-

роза здоровью (подчеркнуть).

Работу выполнил__________________

Подпись преподавателя____________

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

ЗДОРОВЬЕ - это не просто отсутствие болезни или немощи, а состояние физического, психического и социального благополучия (Всемирная организация здравоохранения).

Здоровье взрослого человека ДЕТЕРМИНИРУЕТСЯ (определяется) следу-

ющими факторами: на 20% - наследственностью, на 20% - экологией, на 50% - образом жизни, на 10% - медициной и здравоохранением.

ЗАКАЛИВАНИЕ – комплекс мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов и устойчивости организма к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (повышение или понижение температуры воздуха, воды и др.) путем систематического воздействия этими факторами.

ЗАКАЛЕННОСТЬ- качество организма, обеспечивающее его сопротивляемость неблагоприятным метеорологическим факторам.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - способ жизнедеятельности (в сферах труда, быта, образования, культуры, общественно-политической деятельности) личности, социальной группы, общества. Образ жизни - способ удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных ограничений.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - всестороннее совершенствование человека путем повышения психологической компетентности, грамотности и уровня культуры общения (друг с другом и самим собой),определения условий и путей самореализации личности.

Здоровый образ жизни, как и здоровье, понятие комплексное, включающее социальные, экономические, биологические, медицинские, этические, психологические аспекты.

Основные ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (по данным программам ведется пропаганда и формирование здорового образа жизни):

1. Рациональный труд и отдых.

2. Физическая культура и закаливание.

3. Культура питания.

4. Психологическая культура.

5. Сексуальная культура.

6. Экологическая культура.

7. Предупреждение алкоголизма.

8. Предупреждение никотинизма.

9. Предупреждение нарко- и токсикомании.

10. Индивидуальная профилактика СПИДа и других инфекционных заболеваний.

11. Самолечение и вред от него; приемы само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях.

12. Личная гигиена.

МЕТОДЫ ПРОПАГАНДЫ здорового образа жизни:

методы индивидуального воздействия, методы воздействия на группу лиц, методы массовой информации. Врач в своей деятельности чаще применяет индивидуальные беседы, инструктажи, консультации, групповые беседы, лекции, дискуссии.

Деятельность врача в отношении каждого пациента индивидуальна, что определяется возрастом, полом, особенностями конституции и наследственности, наличием и выраженностью внешнесредовых, профессиональных и поведенческих факторов риска. Ориентировочная основа действий врача включает обследование (скрининг), профилактические рекомендации (коррекция образа жизни), лечебно-профилактические назначения.

Наши рекомендации