Основы физиологии высшей нервной деятельности человека

Физиологическому учению И. П. Павлова свойствен глубокий монизм. Основные принципы его учения заключаются в следующем: а) принцип целостности, единства

организма и решающей роли внешней среды в его эволюции и деятельности; б) принцип нервизма; в) принцип единства процессов анализа и синтеза; г) принцип единства психического и соматического; д) принцип единства структуры и функции—«приуроченности динамики к структуре» и, наконец, ж) идея о необходимости не только изучения, но и активного управления деятельностью организма.

Головной мозг объединяет и регулирует всю внутреннюю и внешнюю деятельность организма, его взаимодействия со средой по принципу рефлекса.

В основных понятиях о высшей нервной деятельности— в понятиях условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии: эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития, неизменной связи высших форм деятельности с низшими.

И. П. Павлов с сотрудниками глубоко изучили механизм образования условных рефлексов; зависимость появления их от соотношения во времени условных раздражителей с безусловными, от состояния коры большого мозга, от свойств условного раздражителя (его силы) и от состояния безусловнорефлекторной деятельности. Образование условных рефлексов происходит как на простые, так и на сложные, комплексные раздражители, состоящие из одновременно действующих компонентов.

У человека условные рефлексы чаще образуются на сложные синтетические, комплексные раздражители. Для условнорефлекторной деятельности его типично не только образование новых условных рефлексов, но и перегруппировка по-новому старых связей. При этом происходит не только суммация, но и синтез, интеграция реакции.

И. П. Павлов подробно раскрыл роль процессов торможения в деятельности нервной системы, особенно коры большого мозга. Он пришел к заключению о необходимости различать торможение двоякого рода:

а) пассивное, или безусловное, и

б) активное, или условное.

К разновидности пассивного, или безусловного, он относил:

а) внешнее торможение как реакцию на «новизну», на неожиданный, внезапный раздражитель, которое связано с возникновением новой доминанты — ориентировочной и само защитной;

б) запредельное, или охранительное, торможение как реакцию на сверхсильные или длительные раздражения, которая предохраняет от истощения и гибели клеточные структуры.

К активной, или условной, разновидности торможения им отнесены:

а) дифференцировочное, б) запаздывающее и в) угасательное.

Пассивное торможение свойственно всей нервной системе, а активные или условные его формы — только коре большого мозга. Они представляют собой процессы, которые развиваются в онтогенезе и определяют возможности тончайшего анализа и синтеза всех внешних и внутренних раздражителей.

Всякая новая условная связь возникает вначале в иррадиированной, генерализованной, обобщенной форме, а в дальнейшем концентрируется преимущественно в строго определенной динамической структуре.

Вокруг «пунктов» возбуждения и торможения в коре большого мозга возникают состояния с обратным знаком, т. е. явления одновременной положительной или отрицательной индукции. Кроме того, возбуждение и торможение в самих этих пунктах в дальнейшем сменяются состояниями обратного знака (механизм последовательной индукции).

Интенсивность процессов иррадиации и индукции находится в обратно пропорциональной зависимости: чем сильнее процессы иррадиации в коре, тем слабее индукция и наоборот.

Как видно из сказанного, в основе корковой деятельности лежат процессы возбуждения и торможения, их движение (иррадиация и концентрация) и взаимодействие (индукция).

У человека в связи с развитием в ходе общения с другими людьми общественно-трудовой деятельности — речи появляется «чрезвычайная надбавка» в деятельности коры. Помимо реакций на непосредственные воздействия, обеспечиваемых у него, как и у животных, первой сигнальной системой, человека отличает способность символических (речево-письменных) реакций как на непосредственные, так и на опосредованные воздействия. В связи с этим более древние формы сигнализации — опт и ко-жестикуляторные сменяются словесными —

акустико-вербальными.

И. П. Павлов обращал внимание на то, что все закономерности первой сигнальной системы свойственны и деятельности второй, что обе сигнальные системы формируются на основе безусловнорефлекторной деятельности и, подвергаясь ее влияниям, в то же время соподчиняют ее себе. Соотношения между второй сигнальной системой и первой в основном те же, что и между первой и системой безусловнорефлекторной деятельности.

В целостной работе коры большого мозга существуют

индивидуальные различия, выражающиеся в неодинаковых соотношениях между силой, уравновешенностью и подвижностью основных нервных процессов. Являясь результатом как врожденных, так и приобретенных влияний, эти индивидуальные различия были сведены И. П. Павловым в четыре основных типа высшей нервной деятельности, к которым ближе всего стоят, по его мнению, темпераменты, выделенные Гиппократом и Гале-ном (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

Применительно к человеку многообразие индивидуальных различий обеспечивают не только эти общие для человека и животных (общебиологические), но и специфически-человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный — при преобладании второй, художественный— при преобладании первой сигнальной системы и смешанный — при относительно одинаковом развитии той и другой (табл. 1)

Таблица 1 Общебиологические типы высшей нервной деятельности

Типы темпераментов по Гиппократу — Галену   Основные свойства нервных процессов
сила уравновешенность подвижность
Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик Сильный Слабый Уравновешенный Неуравновешенный Подвижный Малоподвижный Подвижный

Все богатство содержания стройного учения И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности невозможно охватить в кратком очерке. Однако приведенные основные положения раскрывают принципиально новый подход к изучению механизмов мозговой деятельности.

В творческом развитии физиологического учения И. П. Павлова, чрезвычайно богатом новыми фактами, применительно к пониманию основных закономерностей медицинской психологии, особенно важны два направления.

Исследования К. М. Быкова (1886—1959) с сотрудниками заложили основы для понимания физиологических закономерностей кортико-висцеральных и висцерокорти-кальных взаимовлияний. В результате факт психосоматических и соматопсихических воздействий не только получил объективное, строго научное подтверждение, но при этом было убедительно показано, что эти воздействия строятся по тем же закономерностям рефлекторной и условнорефлекторной деятельности, что и вся нервно-

психическая деятельность. Были раскрыты основные закономерные тенденции в механизмах такого взаимодействия.

Второе, весьма существенное положение явилось результатом оригинальных творческих исследований ученика И. П. Павлова П. К. Анохина (1898—1974). В сформулированной им концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последовательные стадии его конструирования, каждая их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и физиологическими системами головного мозга. П. К. Анохин выделяет: 1) стадию афферентного1 синтеза, в формировании которой принимают участие как специфические, так и неспецифические механизмы; 2) стадию формирования акцептора действия, который определяется как сложная система возбуждения, формирующаяся в коре большого мозга на основании накопленного ранее опыта; 3) стадию формирования аффекторного аппарата и, наконец, 4) стадию обратной афферентации. Последняя раскрывает обратную связь в сложной системе условного рефлекса. Так, положения И. М. Сеченова (1863) о том, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами и что понятие человеческого организма неизменно включает в себя окружающую его среду, к нашему времени получили глубокую научную разработку в физиологии высшей нервной деятельности — учении, созданном в первую очередь русскими и советскими физиологами. Трактовка же закономерностей психической деятельности и по настоящее время остается весьма пестрой. Одним из оснований тому служат методологические взгляды исследователя.

Наши рекомендации