Местные органы управления здравоохранением
Задачи департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.
- Разработка концепции и стратегии Ярославской области в вопросах здравоохранения и медицинской помощи населению.
- Обеспечение территориальной программы государственных гарантий медицинской помощи гражданам области.
- Обеспечение функционирования системы специального профессионального образования.
- Осуществление руководства фармацевтической сетью.
- Обеспечение контроля качества оказываемой населению медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
- Лицензирование и аккредитация медицинской и фармацевтической деятельности.
- Аттестация медицинских и фармацевтических работников.
- Разработка единой методики составления тарифов на платные услуги населению.
- Осуществление мероприятий по делам гражданской обороны и ЧС.
Структура департамента здравоохранения и фармации
- Директор департамента (Каграманян Игорь Николаевич)
- Комитет по фармации
- Информационно-аналитический центр
- Отдел обращений граждан.
- Экспертно-экономический отдел
- Отдел кадров
- Юридический отдел
- Отдел медицины чрезвычайных ситуаций
- Отдел организации медицинской помощи взрослому населению.
- Отдел организации медицинской помощи детскому населению
- Отдел аттестации специалистов с высшим и средним медицинским образованием.
- Отдел технического надзора и материально-технического снабжения.
- Главные специалисты департамента.
Главные специалисты департамента
Штатные – состоят в штатном расписании, получают зарплату.
Внештатные – не состоят в штате, но могут получать надбавку до 35% от своего оклада.
Цель – разработка и организация мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности по своему профилю.
Задачи и функции главных специалистов
- Анализ заболеваемости, инвалидности и смертности, составление текущих и перспективных планов развития своей службы.
- Содействие внедрению новейших технологий в практику ЛПУ области.
- Анализ деятельности ЛПУ области по своему профилю.
- Контроль за выполнением инструкций, методических рекомендаций, приказов и постановлений в ЛПУ области.
- Работа с кадрами: повышение квалификации, аттестация, сертификация и выдвижение в резерв.
- Контроль за рациональным использованием медицинской техники и медикаментозное обеспечение в МУЗ области.
- Организация и проведение конференций, съездов, работы научно-практических обществ.
- Консультативная работа: разбор спорных и сложных в диагностическом плане больных, проведение патологоанатомических конференций.
- Прием годовых отчетов ЛПУ по своему профилю.
- Разработка стандартов качества и его оценка.
Национальный приоритетный проект «Здоровье»
Начало реализации – 2006 год.
Цель: повышение доступности и качества медицинской помощи населению и улучшение условий труда работников отрасли, а также повышение престижности врачебной профессии.
Основная предпосылка реализации – резкая депопуляция населения (в РФ – 0,6%, в Ярославской области - >1%)
Причины смертности в РФ:
Убийства - >35 тыс
Самоубийства – около 60 тыс
ДТП - >30 тыс
Отравления алкоголем и его суррогатами - >40 тыс
Утопления - >17 тыс
Более 70% смертей происходит в состоянии алкогольного опьянения.
Основные направления
- Развитие первичной медицинской помощи.
- Развитие профилактического направления в медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни.
- Повышение доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.
- Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов через систему родовых сертификатов.
- Увеличение пособий по материнству и детству.
Цели диспансеризации:
- Снижение заболеваемости гипертонической болезнью на 30%
- Снижение частоты запущенных случаев заболеваний на 20%
- Снижение заболеваемости ИБС на 12%
- Снижение заболеваемости туберкулезом, ЗППП, новообразованиями, заболеваниями органов дыхания на 2-5%
Лекция №9
доц. Л.В. Кайкова
Менеджмент в здравоохранении
Школы менеджмента:
- Административно-организационная (классический, традиционный подход – Тейлор, Файоль)
- Социально-психологическая (школа человеческих отношений)
- Концепция системного подхода.
Основные понятия и терминология менеджмента
Управление – это информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в желаемом направлении.
Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления, используемых для повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Прибыль в здравоохранении – неоднородное и относительное понятие. В медицине эквивалентом может быть: сокращение сроков лечения, предотвращение ущерба, связанного с преждевременной смертностью, инвалидизацией, травматизмом.
Объект менеджмента – то, чем управляют.
Субъект менеджмента – тот, кто управляет (менеджер, директор, главный врач, заместитель главного врача).
Генеральный (общий) менеджмент – управление медицинским учреждением в целом.
Функциональный (специальный) менеджмент – управление определенными сферами деятельности ЛПУ и его звеньев. Это управление инновационной, финансовой, профессиональной деятельностью.
Общие законы маркетинга:
- Закон специализации управления
- Закон интеграции управления
- Закон экономии времени
Основные принципы менеджмента:
ü структурно-функциональные
ü принципы управления производством
ü принципы управления персоналом
Виды менеджмента:
1- финансовый
2- коммерческий
3- инновационный
4- информационный
5- инвестиционный
6- корпоративный
7- персональный
Независимо от вида менеджмента каждый руководитель должен владеть 2-мя разделами работы: психологией управления и техникой личной работы. Техника личной работы предполагает выполнение общей и конкретной функции управления.
Общие:
1) планирование и прогнозирование
2) организация
3) руководство и координация
4) мотивация
5) контроль и анализ
Конкретных может существовать тысячи…
Планирование и прогнозирование как общая функция менеджмента
Методы планирования:
ü аналитический
ü сравнительный
ü балансовый
ü нормативный
ü экономико-математический
Виды планирования в здравоохранении
1) программно-целевое
2) функционально-отраслевое
3) текущее
4) стратегическое
5) директивное
6) индикативное
7) договорное
8) предпринимательское
9) бизнес-планирование
Структура бизнес-плана
Это перспективное финансово-экономическое планирование деятельности фирмы. Бизнес-план необходим для разработки стратегии фирмы, привлечения конкретных специалистов и т.д. Требуется при выдаче кредита, например. Бизнес-план отличается от сметы тем, что это стратегический, а смета – текущий план.
Структура бизнес-плана
1) Краткая характеристика ЛПУ
2) Аннотация
3) Анализ положения дел в отрасли
4) Существо проекта
5) Производственный план
6) План маркетинга
7) Организационный план
8) Финансовый план
9) Оценка эффективности
Организация как общая функция менеджмента
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Общие характеристики организаций
- Ресурсы
- Зависимость от внешней среды
- Разделение труда
- Необходимость управления
Типы организационных структур
Линейная
Руководители подразделений
Непосредственные исполнители
Легкость в управлении, простота передачи команд. Недостаток – двойственность функций.
Линейно-штабная структура
н е п о с р е д с т в е н н ы е и с п о л н и т е л и
Недостаток – сложность связей и их множество. Преимущество – оптимальная схема для ЛПУ.
Функциональная структура – такая же, как и линейно-штабная, но некоторые функции руководителя делегируются штабом. Недостаток – возможная потеря управляемости
Матричная структура
Создается для быстрого реагирования на изменение спроса.
Руководство и координация как общая функция менеджмента
3 группы методов:
- Экономико-математические
- Социально-психологические
- Организационно-распорядительные
Уровни управления прогноз
Стратегический распределение ресурсов
планирование
Тактический подбор кадров
коорд.работы подразделений
организация
регулирование и учет
Оперативный
контроль и анализ
Стили руководства.
1. Авторитарный – единоначалие
2. Демократический
3. Либеральный
4. Смешанный
Авторитарный – единоначалие, нетерпение критики, подавление творчества, инициативы, бестактность, иногда грубость руководителя. Дисциплина основана на силе страха. Авторитарный стиль оправдан, когда работа запущена, отсутствует дисциплина, нет времени на постепенное налаживание работы.
Демократический – наоборот. Бывает неэффективен, когда нужно быстро принять управленческое решение.
Либеральный – стиль уклонения от руководства, мягкие формы воздействия, легкие формы наказания.
Управленческий цикл
Требования к управленческому решению
ü должно иметь ясную цель
ü должно быть обоснованным
ü должно быть не противоречивым
ü должно быть правомочным
ü должно быть эффективным
ü должно быть конкретным во времени и пространстве
ü должно быть своевременным
Лекция №10
доцент Л.В. Кайкова
Контроль и анализ как общая функция менеджмента.
Контроль – процесс обеспечения достижения своих целей.
Значение:
ü необходим для нормального функционирования управленческой системы
ü предупреждение возникновения кризисных ситуаций и своевременнее выявление ошибки
ü сопоставление реально достигнутых результатов, определение, где добились успеха, где потерпели неудачу.
Контроль является фундаментальным элементом процесса управления.
Виды контроля:
По объекту проверки:
ü финансовый
ü контроль качества
ü контроль экономической деятельности
ü контроль санитарно-эпидемиологического режима
По времени:
ü предварительный
ü текущий
ü заключительный
Этапы контроля:
- Выработка стандартов и критериев оценки
- Сопоставление достигнутых результатов с установленным стандартом
- Принятие необходимости корригирующих действий
Рекомендации по проведению эффективного контроля:
1) Устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками
2) Устанавливать 2-стороннее общение
3) Избегать чрезмерного общения
4) Устанавливать жесткие, но достижимые стандарты
5) Вознаграждения за достижение стандартов.
Мотивация как общая функция менеджмента
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Все теории мотиваций построены на потребностях людей.
Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные (жилье, пища, одежда) и вторичные (успех, власть, уважение) потребности.
Пирамида Маслоу
V
Потребнос-
ти в самоут-
верждении, самораз-
витии, самореализации
IV Потребность в уважении (самоува-
жжение, признание, статус)
III Социальные (чувство духовности,
любви)
Потребность в самосохранении (безопасность, защищенность)
II
I Физиологические потребности
Теории мотивации
I. Классическая теория (главная задача руководителя – разложить обязанности подчиненных на более легкие и понятные).
II. Теория человеческих отношений: предоставление подчиненным определенной самостоятельности и личного контроля, подкрепление у них чувства собственной значимости.
III. Теория человеческих ресурсов – максимальное использование человеческих ресурсов.
IV. Теория ожидания. Ожидание должно быть положительным (оправданным).
V. Теория справедливости. Мотивация к труду будет эффективной и не будет снижаться, если вознаграждение справедливо.
Маркетинг здравоохранения
Маркетинг очень тесно связан с менеджментом.
Маркетинг – это предпринимательская деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю (Ральф Александр, 1960 г.)
Предпосылки развития маркетинга в здравоохранении:
- Ухудшение состояния здоровья населения
- Снижение обращаемости населения за медицинской помощью
- Повышение требований к качеству медицинской помощи
- Рост цен на медицинские услуги
- Развитие негосударственных коммерческих учреждений.
Основные функции маркетинга:
- Ориентация производства на удовлетворение потребностей (изучение спроса)
- Формирование и стимулирование спроса на товары и услуги (реклама)
Виды маркетинга:
- Маркетинг отдельной личности.
- Маркетинг организации.
- Маркетинг мест застройки.
- Маркетинг идей.
Основные категории маркетинга:
ü нужда
ü потребность
ü спрос
ü товар
ü обмен
ü сделка
ü рынок
Нужда – отсутствие чего-либо. Может быть материальная, духовная, …
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму.
Спрос – потребность, подтвержденная платежеспособностью.
Товар – все, что удовлетворяет нужды, потребности, спрос.
Обмен – передача ценностей.
Сделка – обмен, скрепленный контрактом или договором.
Рынок – все, где происходят продажи, обмены…
Функции рынка
ü информационная
ü ценообразующая
ü посредническая
ü регулирующая
Схема анализа факторов маркетинговой макросреды
|
|
|
Основные подразделения ЛПУ, с которыми взаимодействует отдел маркетинга
(маркетинговая микросреда)
ü главный врач
ü клинические и параклинические отделения
ü приемное отделение
ü планово-экономический отдел
ü оргметодкабинет
ü бухгалтерия, отдел АСУ
Виды сегментирования рынка:
ü по географическому принципу
ü по демографическому принципу
ü по психологическому принципу
ü по поведенческому принципу
Эластичность спроса по цене – это мера изменения спроса в зависимости от цены.
Виды спроса:
- Отрицательный спрос (конверсионный маркетинг)
- Отсутствие спроса (стимулирующий маркетинг)
- Скрытый спрос (развивающийся маркетинг)
- Снижающийся спрос (ремаркетинг)
- Нерегулярный спрос (ремаркетинг)
- Полноценный спрос
- Чрезмерный спрос (демаркетинг)
- Нерациональный спрос (антимаркетинг)
Концепции управления маркетингом
- Концепция совершенствования производства
- Концепция совершенствования товара
- Концепция интенсификации коммерческих усилий
- Концепция маркетинга
- Концепция социально-этического маркетинга.
Лекция №11
доц. С.Ю. Шпынова
Организация бюджетно-страховой медицины в РФ
Социальное страхование – система защиты граждан от факторов социального риска, к которым относятся болезнь, несчастный случай, потеря трудоспособности, материнства, старость, безработица и смерть родственников.
Медицинское страхование – система отношений по защите финансовых интересов физических лиц при наступлении страховых случаев, связанных с нарушением здоровья.
Объектом медицинского страхования является страховой риск (случай).
Цель медицинского страхования – сохранение и укрепление здоровья народа, создание экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий, учреждений и организаций; гарантирование гражданам квалифицированной медицинской помощи, финансирование профилактических мероприятий.
Обязательное медицинское страхование – это государственная система всеобщего социального страхования, обеспечивающая всем гражданам равные гарантии бесплатной медицинской помощи в объеме страховых программ за счет целевых взносов, поступающих в фонд ОМС.
Добровольное медицинское страхование – избирательное страхование, обеспечивающее по желанию граждан (или работодателя) получение дополнительных услуг за счет специальных взносов, определяемых на договорных началах между гражданином (работодателем) и страховой компанией.
Различия ОМС и ДМС
ОМС | ДМС |
Некоммерческое | Коммерческое |
Один из видов социального страхования | Один из видов личного страхования |
Всеобщее или массовое | Индивидуальное или групповое |
Регламентируется законом «О медицинском страховании граждан в РФ» | Регламентируется законами «О медицинском страховании граждан в РФ», «О страховании» |
Осуществляется государством и контролируются государственными организациями | Осуществляется страховыми компаниями различных форм собственности |
Правила определяются государством | Правила определяются страховыми организациями |
Страхователи – работодатели и органы государственной власти | Юридические и физические лица |
Источник средств – взносы работодателей, государственный бюджет | Индивидуальные доходы застрахованных граждан, прибыль работодателей |
Программа страхования утверждается органами государственной власти | Программа страхования определяется договором страховщика и страхователя |
Тарифы устанавливаются по единой утвержденной методике | Устанавливается договором |
Система контроля качества устанавливается государственными органами | Устанавливается договором |
Доходы могут быть использованы только для основной деятельности – медицинского страхования | Доходы могут быть использованы для любой некоммерческой и коммерческой деятельности |
Основные принципы медицинского страхования:
ü солидарность застрахованных
ü внедрение в систему здравоохранения элементов рыночных отношений
ü участие в формировании фондов медицинского страхования государства, граждан и работодателей
ü договорная система установки цен на медицинские услуги
ü оплачиваемость только фактически выполненных услуг медицинских учреждений
ü свободный выбор страхователем страховой организации и застрахованным – медицинского субъекта (ЛПУ и врача)
ü частичное участие пациентов в оплате медицинских услуг
ü обязательность или добровольность медицинского страхования
ü прямая зависимость страховых взносов и платежей от объема, сроков и качества медицинских услуг
ü независимость процесса медицинского страхования от формы собственности страховых организаций и медицинских учреждений.
Субъекты медицинского страхования
ü гражданин (застрахованный)
ü страхователь (для работающих – работодатель, для неработающих – администрация)
ü страховщик (страховая компания или в отдельных случаях территориальный фонд ОМС, или филиалы ОМС)
ü медицинская организация (имеющая лицензию на данный вид деятельности)
В 1912 году в России принят закон страхования на случай болезни. С этого времени развивается добровольное медицинское страхование.
Система финансирования
|
|
Задачи ФФОМС:
ü обеспечение реализации закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»
ü обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС
ü достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС
ü участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС
ü разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.
Функции ТФОМС
ü аккумулирование финансовых средств в ТФОМС
ü осуществление финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключение договоров ОМС по дифференцированным подушевым нормативам, установленных правлением ТФОМС
ü ведение финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС
ü выравнивание финансовых ресурсов городов и районов
ü предоставление кредитов страховщикам
ü накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС
ü разработка правил ОМС граждан соответствующей территории
ü контроль за рациональным использованием финансовых средств, направленных на ОМС граждан
ü согласование с органами исполнительной власти, местной администрации, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифов на медицинские и другие услуги ОМС
ü другие мероприятия
Качество медицинской помощи (health care quality) – совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии (Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации)
2 вида контроля:
- ведомственный
- вневедомственный
Целью контроля качества медицинской помощи является защита интересов потребителя медицинских услуг по объему гарантированной медицинской помощи.
Примерное содержание стандарта
- Нозология
- Средние сроки лечения по данной нозологии
- Объем обследования
- Дополнительное обследование
- Медикаментозный объем лечения
- Немедикаментозный объем лечения
- Результат лечения
- Стоимость
Виды вневедомственного контроля:
ü предупредительный
ü контроль результата
ü целевой
ü плановый
Схема контроля качества медицинской помощи
|
|
|
|
|
|
в случ.
несогл.
отказ оказание
в оплате требование бесплатной
вернуть мед.помощи
деньги
|
|
|
|