Органы управления здравоохранением, физкультурой и туризмом

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства от 3 июня 1997 г.\ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Министерство уполномочено также осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации.

1 СЗ РФ. 1998. №34. Ст. 4083.

- СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150.

3 СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2691; 1999. № 47. Ст. 5706.

Схема 34. Организация управления здравоохранением, физкультурой и туризмом

Свою деятельность оно осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, а также другими организациями.

В систему Министерства здравоохранения входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактичские, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.

Основными задачами Министерства являются:

разработка основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;

организация оказания медицинской помощи населению;

осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;

координация, обеспечение методического руководства и осуществление взаимодействия государственной, в том числе находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, муниципальной и частной систем здравоохранения;

организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.

производством, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, их регистрация, а также контроль за соблюдением нормативов и стандартов;

охрана здоровья матери, отца и ребенка;

профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;

обеспечение функционирования и развития функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – Всероссийской службы медицины катастроф совместно с министерствами по чрезвычайным ситуациям, обороны, внутренних дел, путей сообщения и другими федеральными органами исполнительной власти.

Положением о Министерстве здравоохранения определены его функции в областях: комплексных проблем здравоохранения; профилактики заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизы; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; охраны семьи, материнства, отцовства и детства; медицинского страхования.

В своей практической деятельности Министерство руководствуется действующим законодательством по вопросам охраны здоровья населения, а также федеральными программами, например, «Безопасное материнство», «Дети России», «Вакцинопрофилактика на 1999– 2000 годы и на период до 2005 года».

Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем (Медбиоэкстрем), которое находится при Минздраве России, осуществляет полномочия по: медико-санитарному обеспечению работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда: медико-биологической оценке воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы: государственному санитарно-эпидемиологическому надзору в обслуживаемых организациях, учреждениях, на обслуживаемых предприятиях и территориях, а также при выполнении пилотируемых космических полетов.

Указом Президента от 14 августа 1996 г. был упразднен Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а его функции переданы Минздраву России. Оно организует систему мер по предупреждению эпидемий, выявлению и ликвидации опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье, а также разрабатывает соответствующие обязательные нормативы. Этот вид надзора осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологичес

кой службой Российской Федерации1, систему которой образует одноименный департамент Минздрава России, центры санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте и другие организации.

Исходя из требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека; разрабатывает и утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы; осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Служба организует и проводит санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу и представляет по ее результатам заключения. Экспертиза проводится при рассмотрении предпроектной, проектной, нормативной и эксплуатационной документации, разработанной с частичными отступлениями от требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также по проектным решениям, на которые отсутствуют такие правила, нормы, нормативы.

Она координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений в организации и проведении производственного и общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам; осуществляет методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию граждан.

Руководство учреждениями и предприятиями Службы, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляется заместителем Министра здравоохранения – Главным государственным санитарным врачом РФ, главными врачами центров государственно-эпидемиологического надзора – главными государственными санитарными врачами по субъектам Федерации, городам и районам, на водном и воздушном транспорте.

Должностные липа Службы наделены широкими полномочиями. В частности, это полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; право требовать провс

1 СЗ РФ. 199S. №27. С г. 3197.: СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

дения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; различные полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства; полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил; право требовать возмещения-вреда, причиненного здоровью граждан, и др. Учитывая особенности правового положения должностных лиц органов и учреждений Министерства здравоохранения РФ, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, постановлением Правительства от 5 января 2000 г. для них введена форменная одежда и знаки различия1.

Постановлением Правительства от 1 мая 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболеваний, вызываемых вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), на 1996–1997 годы и на период до 2000 года «Анти-ВИЧ-СПИД»2. Программа предусматривает комплекс мер по предупреждению распространения заболевания; улучшению эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий и др.

Постановлением Правительства от 20 августа 1997 г.3 на органы са-нитарно-эпидемиологического надзора возложено совместно с налоговыми органами и органами Госинспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей решение вопросов об использовании алкогольной продукции и этилового спирта, изъятых и конфискованных из незаконного оборота.

8 января 1998 г. принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»4. В его реализации также активно участвует санитарно-эпидемиологическая служба.

В целях обеспечения эффективной экстренной лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами. Правительством 22 января 1997 г. утверждена Федерсгтьная целевая программа «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997–2001 годы»\

Всероссийская служба медицины катастроф, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства от 28 февраля

1 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 248.

- СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2302.

? СЗ РФ. 1997. М' 34. С г. 3991.

4 СЗ РФ. 1УЧ8. > 2. Ст. 219.

3 СЗ РФ. 1997. > 5. Ст. 678.

1996 г.'; является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее, основные задачи: организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области зашиты населения и территории в условиях чрезвычайных ситуаций; участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля, в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи и другие задачи, указанные в Положении.

Служба функционально объединяет службы медицины катастроф министерств здравоохранения, обороны, внутренних дел, путей сообщения, других федеральных органов исполнительной власти. На федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях имеются штатные центры медицины катастроф, а также внештатные формирования.

Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (Минспорт России), согласно постановлению Правительства от 6 октября 1999 г.2, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим государственное управление в сфере физической культуры, спорта и туризма, реализации государственной политики по сохранению и развитию курортного комплекса Российской Федерации, а также координирующим деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти. Оно образовано в соответствии сУказом Президента от 8 июня 1999г.3и выполняет функции бывшего Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму. В своей деятельности Министерство руководствуется рядом нормативных правовых актов.

29 апреля 1999 г. принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»4. В нем указано, что физическая культура и спорт – одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. Закон гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в

1 СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 946.

- СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5039.

3 СЗ РФ. 1999. № 24. Ст. 2958.

4 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.

учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями граждан.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1 определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России. Им регулируются отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяется порядок рационального использования туристских ресурсов страны.

Распоряжением Правительства от 17 декабря 1999 г.2 определены конкретные мероприятия реализации второго этапа (1999–2005 гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства от 26 февраля 1996г.1

Требования этих и других нормативных правовых актов призваны выполнять, кроме Минспорта России, органы исполнительной власти субъектов Федерации в области физической культуры, спорта и туризма, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры, спорта и туризма, а также Олимпийский комитет России.

Основные задачи Минспорта России:

подготовка и представление в Правительство проектов федеральных программ развития физической культуры, спорта и туризма;

руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад и других мероприятий физ-культурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов для сборных команд страны по различным видам спорта;

разработка и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения;

разработка, утверждение и внедрение совместно с министерствами образования и здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных для выполнения деть

1 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

2 СЗ РФ. 2000. № 3. ct. 296.

1 СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1038.

ми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности;

пропаганда массовой физической культуры, спорта, туризма, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также решение других задач, указанных в соответствующих нормативных правовых актах.

Олимпийский комитет России осуществляет подготовку, формирование и обеспечение сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, координирует деятельность физкультурно-спортивных объединений в области олимпийского движения России, развития спорта высших достижений.

В системе охраны здоровья населения немаловажную роль играет санаторно-курортное лечение. После распада Советского Союза значительная часть санаторно-курортных центров оказалась за пределами Российской Федерации. Поэтому в целях сохранения и дальнейшего развития современного высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса 2 февраля 1996 г. Правительством была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения», рассчитанная на период 1996–2000 годы1. Среди главных задач, подлежащих решению, Программой определены: разработка системы современных форм и методов функционирования курортов федерального значения; повышение доступности санаторно-курортного лечения для большинства населения страны и его эффективности; сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов; определение принципов участия российских санаторно-курортных организаций на мировом рынке санаторно-курортных услуг.

Минспорт России в сфере курортного дела и отдыха осуществляет: ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации; разработку и координацию федеральных программ развития курортов; контроль за исполнением законодательства РФ об охране и использовании природных ресурсов лечебного характера.

СЗ РФ. 1996. №6. Ст. 589.

***********************************

Наши рекомендации