Медицинский контроль физического воспитания
Особые гигиенические требования предъявляют к спортивному оборудованию физкультурных залов, открытых спортплощадок, школьных стадионов. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждений, за полосой зеленых насаждений. В ее состав должны входить школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированное поле для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину.
Спортивный зал следует размещать на первом этаже в пристройке. Площади спортивных залов обычно составляют 9x18 м, 12x24 м, 18x30 м при высоте не менее 6 м. Размеры и количество спортивных залов рекомендуют устанавливать из числа параллелей: при наличии 2-х параллелей — 2 зала 9x18 и 12x24, 3-х и более параллелей — 2 зала 12x24 и дополнительный зал 18x30. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные комнаты, раздевалки отдельно для мальчиков и девочек, душевые, уборные для мальчиков и девочек, комната для инструктора. Проходы в учебно-спортивные помещения через классные секции не допускаются. Вход в спортивный зал из раздевалки предусматривают непосредственно через обособленный коридор. В состав физкультурно-оздоровительных помещений необходимо включать тренажерный зал и, желательно, бассейн.
Контроль физического воспитания в школе проводит врач. После проведения ежегодных плановых осмотров к октябрю врач составляет поименный список учащихся с уточнением распределения их по медицинским группам для занятий физкультурой, передает его директору школы, который издает приказ с указанием медицинской группы по физкультуре для каждого ученика. Динамическое наблюдение за груп-
пами необходимо проводить до окончания учебного года. Выделяют различные медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физической культурой и спортом. Для установления группы по физкультуре обязательно используют показатели физической подготовленности, определяемые по физическим тестам (проводит учитель физкультуры).
Группы по физкультуре
• Основная группа.К ней относят школьников без отклонений в
физическом развитии, состоянии здоровья или с незначительными
отклонениями, преимущественно функционального характера, но с
достаточной подготовкой. Занятия по школьным программам прово
дят в полном объеме. Разрешены занятия в одной из спортивных сек
ций школы или вне ее с участием в соревнованиях но одному из видов
спорта.
• Подготовительная группа.К ней относят школьников с незначи
тельными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья,
без достаточной физической подготовки. Занятия проводят вместе с ос
новной группой по школьным программам при условии исключения
некоторых видов физических упражнений. Ограничивают нагрузку в
беге, силовых упражнениях, сокращают число повторных прыжков,
уменьшают длительность подвижных игр и так далее. Контрольные ис
пытания выполняют с разрешения врача.
• Специальная группа.К ней относят школьников, имеющих значи
тельные постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья,
которые не мешают выполнению обычной учебной работы в школе, но
служат противопоказанием для занятий физкультурой. Занятия прово
дят по особой программе или по отдельным видам школьных программ
со сниженными нормативами. Можно проводить занятия индивидуаль
ной гимнастикой типа лечебной физкультуры.
Школьникам с отклонениями в состоянии здоровья (параличи, парезы, врожденные пороки развития и пр.), как правило, лечебную физкультуру назначают в поликлиниках, физкультурных диспансерах или других лечебно-профилактических учреждениях.
Включение школьников в ту или иную группу непостоянно, группа может изменяться при повторном медицинском осмотре в случае восстановления здоровья. В связи с перенесенными острыми заболеваниями часть школьников могут быть временно отстранены от занятий по физкультуре. Возрастные нормы начала занятий спортом и сроки начала занятий физкультурой после заболеваний приведены в табл. 7-4 и табл. 7-5.
Таблица 7-4.Возрастные нормы начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки
Наименование | Возраст допуска к занятиям спортом, г. | ||
вида спорта | группа | учебно- | группа спор- |
начальной | тренировочная | тивного совер- | |
подготовки | группа | совершенствования | |
акробатика | 8-10 | 10-14 | 14-17 |
баскетбол и волейбол | 10-13 | 12-17 | 16-18 |
бадминтон | 10-13 | 12-17 | 16-18 |
бокс | 12-15 | 14-17 | 17-19 |
борьба (все виды) | 10-13 | 12-17 | 16-18 |
велосипедный спорт | 12-14 | 14-17 | 17-18 |
водное поло | 10-13 | 12-17 | 16-18 |
гимнастика спортивная | 8-10 | 10-14 | 14-17 |
юноши девушки | 7-9 | 9-14 | 14-17 |
i имнастика | |||
художественная | 7-9 | 9-13 | 13-17 |
гребля академическая | 10-12 | 12-17 | 17-18 |
гребля на байдарках | |||
и каноэ | 11-14 | 13-17 | 16-18 |
конный спорт | 11-13 | 13-17 | 17-18 |
конькобежный спорт | 10-12 | 12-17 | 17-18 |
легкая атлетика | 11-13 | 13-17 | 17-18 |
гонки и биатлон | 9-12 | 12-17 | 17-18 |
лыжный спорт | 8-11 | 10-15 | 14-17 |
горные виды двоеборье | 9-12 | 11-17 | 16-18 |
прыжки с трамплина | 9-11 | 12-17 | 17-19 |
парусный спорт | 9-12 | 11-17 | 16-18 |
плавание | 7-10 | 7-14 | 12-17 |
прыжки в воду | 8-11 | 10-15 | 14-17 |
стрелковый спорт | 11-14 | 13-17 | 16-18 |
теннис и настольный | |||
теннис | 7-10 | 9-15 | 14-17 |
тяжелая атлетика | 13-14 | 14-17 | 17-18 |
фехтование | 10-13 | 12-17 | 16-18 |
фигурное катание | 7-9 | 9-13 | 13-17 |
футбол, хоккей с | 10-12 | 12-17 | 17-18 |
шайбой и мячом | |||
шахматы | 9-13 | 11-17 | 15-18 |
Таблица 7-5.Сроки освобождения от занятий физкультурой после заболеваний
Заболевание | Освобождение от занятий с начала посещения школы, дни |
Ангина в зависимости от тяжести | 14-28 |
ОРВИ | 7-21 |
Грипп | 14-28 |
Острый отит | 14-28 |
Бронхит | 7-21 |
Пневмония | 30-60 |
Острые инфекционные заболевания | 30-60 |
Острый нефрит | |
Инфекционный гепатит | 56-360 |
Аппендицит (после операции) | 30-60 |
Перелом костей конечности | 30-90 |
Сотрясение юловного мозга | 60 и более, до 1 года |
Уроки физического воспитания целесообразно проводить на 3-4-м ч занятий в школе не менее 3-х раз в нед С 5-го класса устанавливают дифференцированную нагрузку физических упражнений для мальчиков и девочек.
Цель урока физического воспитания — достижение определенного уровня нагрузки на организм посредством усложняющихся физических упражнений, постоянной тренировки и закаливания организма