Прагматическая и социальная школы управления

В 1950 - 1960-х годах возникла концепция, известная как прагматическая школа управления. Представители этого направления свою задачу видели в разработке практических рекомендаций предпринимателям и руководителям для достижения главной цели бизнеса – получения прибыли.

Представители прагматической школы предметом своих исследований считали изучение содержания труда и функций руководителя. Они утверждали, что независимо от уровня управления каждый руководитель выполняет следующие основные функции:

определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

классификацию работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;

мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.

С 1970-х годов прагматическая школа была модифицирована в социальную школу управления организацией. Ее представители также считали, что прибыль является основной целью организации. Однако ее получение должно сопровождаться социальной ответственностью бизнеса. При этом возможные негативные последствия получения прибыли важнее факта получения прибыли. Наиболее видными представителями этой школы являются Ч. Барнард и Г. Саймон (1916-2001).

Российская и советская управленческая наука на ранних стадиях своего развития имеет следующие особенности.

В 1920-х гг. были начаты большие исследования в области управления производством и НОТ. В то время четко обозначились две основные группы концепций.

Первая группа концепций «Организационное управление» или организационно-техническое направление. Их разработчиками были следующие ученые.

А. А. Богданов(1873-1928) - выдающийся естествоиспытатель, экономист, философ. Разносторонность увлечений помогла ему заметить, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить об особой науке – тектологии. Взгляды Богданова из-за абстрактности не получили широкого распространения, однако они содержали ценные идеи для развития кибернетики и сетевых методов планирования.

А. К. Гастев(1882-1941) долгие годы возглавлял Центральный институт труда, где под его руководством была разработана концепция трудовых установок, содержащая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, экономики. Составными частями этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения.

П. М. Керженцев(1881-1940) был представителем второго направления – социального. Он сформулировал теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта – труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины. П. М. Керженцев сформулировал основные принципы управления:

· постановку целей и задач;

· разработку планов;

· учет, контроль;

· координацию людских и материальных ресурсов.

Другой сторонник социального подхода к управлению Н. А. Виткев своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим. Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль.


Наши рекомендации