Социальный подход к изучению истории административного менеджмента

Понятие и виды законов управления

Закон — это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.

С научной точки зрения законом можно считать"необхо­димое, существенное, устойчивое, повторяющееся отноше­ние между явлениями в природе и обществе".

Одной из основных проблем при изучении сущности управленческих законов является корректное и пол­ное определение этого понятия. Одни утверждают, что законы управления являются законами общественного развития, выступающими как во вза­имодействии управляемой и управляющей систем, так и в каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятель­ности людей и их хозяйственной практике. Другие определяют закон управления как связь целей управления со средствами их достижения.

Законы управленияпредставляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Законы управления делят на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) зако­ны управления. Вкачестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управ­ления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической при­роде отношений между ее подсистемами и др.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления,посредством применения которых мож­но в значительной степени повысить эффективность функ­ционирования системы управления в целом, а также ее от­дельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций упражнения, закон сокращения числа ступеней управления, закон "распро­страненности контроля.

К третьей группе относят за­коны, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты дея­тельности организаций. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином "специальные".

Содержание и сущность общих законов управления

К общим законам управления относятся:

1.Закон соответствия социального содержания управле­ния форме осуществления деятельности, являющейся объек­том управления.

2.Закон преимущественной эффективности сознательно­го и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4.Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об­ратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Закон соответствия социального содержания управле­ния форме осуществления деятельности, являющейся объек­том управления. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства тру­дом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономи­ческом.

С технической точки зрения управление можно рассмат­ривать как единство всех видов работ, выполняемых участ­никами кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качествен­ные особенности организации управления.

При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих инте­ресах осуществляется управление. В социальном плане уп­равление представляет собой отношения между собственни­ком средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управле­ния, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.

Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управлениягласит, что экономические систе­мы с сознательным планомерным управлением и потенциаль­но, и фактически эффективнее систем со стихийной регуля­цией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего обще­ства.

Непосредственная связь производства с потреблением (со­циальный маркетинг), задач управления с интересами работ­ников (социальный менеджмент) создают у трудящихся ис­креннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эф­фекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духов­ных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управлениядеятельность любой организации представляет собой единую централизо­ванно управляемую систему. В свою очередь, указанная сис­тема разделена на иерархические уровни управления, каж­дый из которых представляет собой подсистему (или сово­купность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает:

• четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров;

• скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в после­довательном порядке;

• наличие формальных правил и норм поведения персонала;

• подбор кадров в соответствии с квалификационными тре­бованиями к конкретной должности, закрепленными в соот­ветствующих справочниках или должностных инструкциях.

Сущность закона соотносительности управляющей и уп­равляемой систем (субъекта и объекта управления)заклю­чается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хо­зяйственная деятельность организации. Субъект управления — это соответствующие органы или структурные подразделе­ния, осуществляющие целенаправленное руководство объек­том управления.

Объект и субъект управления оформлены в определен­ные системы — управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодей­ствии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику разви­тия субъекта управления, что выражается в совершенство­вании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффек­тивность совместной деятельности.

Соотносительность управляющей и управ­ляемой систем — это тип отношений, в основе которого ле­жит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню техни­ческого обеспечения, экономическим показателям и т. п.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической при­роде отношений между ее подсистемамизаключается в сле­дующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сиг­налов на выполнение соответствующих действий управляе­мой системой. Эти сигналы представляют собой команды-ре­шения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Управляющее воздействие со стороны органа управле­ния осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объек­том этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях кон­троля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Таким образом, любой процесс управления должен вклю­чать в себя четыре основные составляющие, как это показа­но на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:

• входное воздействие (прямая связь), т. е. информацион­ные сигналы, поступающие от управляющей системы к уп­равляемой;

• преобразование входного воздействия — заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму;

• результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;

• влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о те­кущем состоянии и функционировании объекта управления.

Социальный подход к изучению истории административного менеджмента - student2.ru

Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации

Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществ­ление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организа­ции предъявляются три основных требования.

Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обоб­щенный характер и были взаимосвязаны с соответствующи­ми формами обратной связи на других ступенях иерархичес­кой лестницы.

Второе требование заключается в том, что формы обрат­ной связи должны позволять компенсировать влияние на си­стему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.

Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.

Оптимальное функционирование и развитие любой сис­темы управления возможно лишь при условии наиболее пол­ного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.

Суть закона единства действий законов управлениясосто­ит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из ко­торых подчиняется тому или иному закону управления. Ины­ми словами, законы управления непосредственно взаимодей­ствуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использова­ния всей системы законов управления в совокупности.

Общие принципы управления

Общими принято считать прин­ципы управления,имеющие непосредственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей совокупности входящих в нее компонентов.

В состав системы кибернетических принципов входят прин­цип самодвижения и самоуправления систем, принцип иерар­хии, принцип относительности управляющих и управляемых подсистем, принцип взаимодействия с окружающей средой, принцип целеполагания и целеосуществления, принцип соот­ветствия управляющей и управляемой подсистем, принцип обратной связи, принцип оптимальности функционирования.

Совокупность кибернетических принципов отражает их взаимосвязь, целостность и единство по отношению к любой системе управления.

Основным в системе общих принципов управления по пра­ву можно считать принцип научной обоснованности управле­ния.Научный подход к менеджменту требует сплошного, комп­лексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последую­щим применением полученных знаний в практике управления.

Принцип системного подхода к решению управленчес­ких задач.Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязан­ных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различ­ных целей.

Главное в системном подходе — это разработка и ис­пользование представлений о целостности систем. Познать целое — значит раскрыть его сущность и специфику; со­став, количественные и качественные характеристики эле­ментов; структуру; функции элементов и их влияние на функцию целого; интеграционные факторы, обеспечиваю­щие целостность системы; историю данного целого.

В основе системного подхода лежит системный анализ, включающий в себя формулирование цели функционирова­ния системы, определение количественного и качественного состава входящих в нее элементов.

Принцип оптимальности управленияустанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого по­зволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю пе­рестройку в соответствии с новыми целями функционирова­ния.

В сис­теме общих принципов управления на современном этапе ос­новное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управ­ленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкос­ти и демократизации управления.

С точки зрения административного менеджмента, можно выделить еще два немаловажных принципа управления, принцип регламентации и принцип формализации.

Согласно принципу регламентациивсе процессы, проис­ходящие в системе управления, должны быть жестко рег­ламентированы.

Принцип формализациипредусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных под­разделениях и должностных инструкций.

Частные принципы управления

Частными принято называть принципы управления,от­носящиеся к отдельным элементам системы управления. В группе частных принципов управления можно условно вы­делить две подгруппы.

Первая подгруппа включает в себя принципы, касающие­ся осуществления отдельных функций управления.Сюда вхо­дят принципы планирования, организации, учета, контро­ля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.

Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например, социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подраз­деление, организация, отрасль, национальная экономика).

Принцип приоритетацели формулируется следующим образом. В системе цель—задача—функция наивысший при­оритет имеет цель, затем задача и потом функция.

Принцип приоритета функций над структурой при созда­нии организаций гласит: проектирование и создание новых организаций прежде всего вызвано необходимостью реали­зации конкретных функций. В случаях, когда отсутствует возможность формирования набора структурных подразде­лений организации в соответствии с набором функций, рас­сматриваются иные варианты построения организации, ис­ходя из приоритета цели, достижению которой должны слу­жить вышеупомянутые функции.

В сформировавшихся и нормально функционирующих органи­зациях процессы взаимодействия протекают таким образом, что недостающие элементы системы постепенно появляют­ся, а излишние постепенно отмирают.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организацияхимеет следую­щее содержание. В процессе создания организации ее учре­дители должны избирать в соответствии со своими потребно­стями и возможностями трудовой коллектив, характер дея­тельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.

Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организацийзаключается в следующем: руководители всех уровней управления орга­низации должны назначаться в соответствии с характерис­тиками и потребностями конкретных структурных подраз­делений.

К принципам соответствияотносятся принцип соответ­ствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип со­ответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децент­рализации производства и управления.

Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсамимеет следующее содержание: каждой цели дол­жен соответствовать набор финансовых, сырьевых, матери­альных, энергетических и человеческих ресурсов, позволя­ющий обеспечить достижение указанной цели.

Принцип соответствия распорядительства и подчинениягласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руково­дителей.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичностиможно сформулировать следующим образом: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Указанный принцип устанавливает правило, со­гласно которому любые дополнительные затраты организа­ции должны быть оправданы предполагаемым или фактичес­ким повышением эффективности ее функционирования.

Формулировка принципа оптимального сочетания центра­лизации и децентрализации производства и управления: чрезмерно малые и чрезмерно большие орга­низации функционируют гораздо менее эффективно, чем орга­низации, имеющие средний размер. Построение процесса организацииосуществлять­ся на основании следующих принципов:

- Комплексный подход к изучению управляемых и неуп­равляемых факторов, влияющих на процесс организации.

• Обеспечение объективности протекания процесса.

• Наиболее оптимальное и полное информационное обес­печение процесса.

• Жесткая регламентация операций и процедур всех эта­пов проектируемого процесса.

• Соответствие свойств процесса техническим, экономичес­ким, социальным и организационным ресурсам организации.

К принципам организации и осуществления управленчес­кого учетаотносятся:

• непрерывность деятельности предприятия;

• использование единых для планирования и учета еди­ниц измерения;

• оценка результатов деятельности как предприятия вце­лом, так и каждого его структурного подразделения в от­дельности;

• преемственность и многократное использование первич­ной и промежуточной информации в целях управления;

• формирование системы показателей внутренней отчет­ности организации как основы коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными струк­турными подразделениями, находящимися на одном уровне управления;

• применение бюджетного (сметного) метода управления затратами и запасами;

• полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпыва­ющую информацию об объектах учета;

• периодичность, отражающая производственный и ком­мерческий циклы предприятия, установленные учетной по­литикой.

Принцип адекватности функций управления персоналом целям функционированияимеет следующее содержание: формирование и изменение функций управления персона­лом должно осуществляться в строгом соответствии с целя­ми и потребностями функционирования организации.

Смысл принципа первичности функций управления пер­соналомзаключается в следующем: состав, количественные и качественные характеристики элементов системы управ­ления персоналом, а также характер информационных свя­зей и взаимодействия между ними находятся в прямой зави­симости от содержания функций управления персоналом.

Принцип оптимального соотношения интра- и инфрафун­кций управления персоналомопределяет необходимые про­порции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом.

Сущность принципа оперативного реагирования на из­менения специфики функционирования организациизак­лючается в необходимости опережения ориентации функций управления персоналом на развитие основной деятель­ности в сравнении с функциями, направленными на вспо­могательную деятельность.

Принцип потенциальных имитацийгласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно пре­рывать процесс ее функционирования. Иными словами, каж­дый работник должен быть в состоянии выполнять служеб­ные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня.

Сущность принципа ситуациизаключается в том, что в процессе подбора кадров необходимо не только учитывать общее соответствие характеристик кандидата требованиям конкретной должности, но и принимать во внимание конк­ретную сложившуюся ситуацию.

Большое значение имеет принцип совместимостипри подборе работников со стороны и внутренней ротации кад­ров.

Принцип компенсациирекомендует подбирать кадры та­ким образом, чтобы отрицательные качества одного работни­ка компенсировались положительными качествами другого.

Принцип динамизмаустанавливает необходи­мость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдви­жению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабиль­ность необходима для осуществления долгосрочных программ.

Административный маркетинг

Первоначально под маркетингом понималась система внутрифирменного управ­ления, ориентированная на изучение и учет потребностей рынка.

Социально-этический маркетингори­ентирован на удовлетворение запросов потребителей, но исходя из необходимости рационального и бережного ис­пользования природных ресурсов.

Некоммерческий маркетинг,осуществля­ется органами федеральной, региональной и местной госу­дарственной власти, а также общественными, религиозны­ми и благотворительными организациями. Его основной це­лью является выявление среди крупных слоев населения спроса на социальные услуги, такие как обеспечение соблю­дения общественного порядка, защита жизни и здоровья граждан, образование, культура и т. п.

Основными целями некоммерческого маркетинга явля­ются:

• приведение деятельности органов государственной вла­сти, общественных, религиозных и благотворительных орга­низаций в соответствие с потребностями социальных групп населения, выступающих в качестве объекта указанной дея­тельности;

• обеспечение более рационального и оптимального рас­пределения социальных и иных услуг;

• формирование позитивного общественного мнения в от­ношении конкретных программ, социальных институтов, го­сударственных и общественных деятелей и т. п.

Помимо разделения видов маркетинга на коммерческие и некоммерческие их можно подразделять в зависимости от охватываемой сферы исследования. С этой точки зрения мож­но выделить внутренний и международный маркетинг.

Внутренний маркетингвключает в себя местные марке­тинговые исследования, проводимые в рамках отдельного региона, и маркетинговые исследования, проводимые на тер­ритории всего экономического пространства отдельно взя­того государства.

В структуру международного маркетингавходят экспор-тоориентированный, многонациональный и глобальный мар­кетинг.

Экспортоориентированный маркетингпредполагает проведение организацией исследований состояния внешней среды за пределами национального рынка той страны, где эта фирма зарегистрирована и фактически располагается. Указанный вид маркетинга применяется в целях стимули­рования экспорта товаров, услуг, технологий, прав исполь­зования объектов интеллектуальной собственности и т. п.

Многонациональный маркетингсвязан с созданием до­черних предприятий, филиалов, структурных подразделе­ний и представительств в различных странах мира

Глобальный маркетингоснован на предположении о том, что в перспективе станет возможным свободное переме­щение по всему мировому рынку товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации и т. д.

Основной целью конверсионного маркетингаявляется трансформирование негативного спроса на результаты де­ятельности организации (т. е. товары, услуги и т. д.) в пози­тивный. Негативный спрос имеет место в случаях, когда основная масса потребителей отрицательным образом от­носятся к конкретному виду товара или услуги. Формиро­вание позитивного спроса предполагает разработку и осу­ществление такого плана маркетинга, который в состоя­нии гарантировать появление спроса на продукт деятельности конкретной организации.

Стимулирующий маркетингприменяется в случаях ну­левого спроса на товар, т. е. безразличного отношения к нему потребителей.

Развивающий маркетингиспользуют в ситуациях, харак­теризующихся наличием потенциального спроса на товар. Осуществление развивающего маркетинга состоит в практи­ческой реализации потенциального спроса, т. е. превращении потенциального спроса в реальный.

Реанимирующий маркетингзаключается в восстановле­нии первоначальных объемов снизившегося по каким-либо причинам спроса на товар.

Синхронный маркетингприменяется в условиях колеб­лющегося спроса с целью стабилизации сбыта.

Поддерживающий маркетингимеет место тогда, когда наблюдается полное соответствие уровня спроса уровню пред­ложения.

Сдерживающий маркетингприменяется в ситуациях, ког­да спрос на товар в значительной степени превышает пред­ложение. К этому виду маркетинга прибегают с целью про­филактики формирования у потребителей негативного пред­ставления о возможностях организации.

Противодействующий маркетингприменяется с целью снижения объемов реализации товаров нерационального спро­са, таких как алкогольные напитки, табачные изделия, теле- и видеопродукция, пропагандирующая насилие, и т. п.

Существенные изменения, произошедшие в последнее время в структуре общемирового рынка и большинства на­циональных рынков, позволяют с полной уверенностью ут­верждать о существовании и развитии такой принципиально новой сферы обмена, как рынок управления. В качестве ос­новных сегментов указанного рынка можно выделить:

• рынок управленческих кадров;

• рынок управленческих технологий;

• рынок управленческих услуг;

• рынок управленческих консультаций.

Административный рынок,или рынок уп­равления, можно определить как одну из наиболее перспек­тивных сфер современного рынка, в рамках которой фор­мируются спрос и предложение на управленческие кадры, управленческие технологии, управленческие услуги и управ­ленческие консультации.

Административный марке­тингпредставляет собой управленческую деятельность по изу­чению основных закономерностей формирования спроса и пред­ложения на рынке управления с целью выявления и приобре­тения или разработки и продвижения наиболее качественных и перспективных продуктов, реализуемых на данном рынке.

Структуру внешней среды организацииобразуют входя­щие в нее элементы и их взаимосвязи (см. рис. 4.1). К таким элементам прежде всего относятся поставщики, потребите­ли, деловые партнеры, вышестоящие организации (в т. ч. материнские компании), нижестоящие организации (в т. ч. дочерние предприятия, представительства и филиалы), кон­тролирующие органы, международные организации, обще­ственные организации (профсоюзы, политические партии, общественные движения) и т. п.

Социальный подход к изучению истории административного менеджмента - student2.ru

Рис. 4.1. Структура внешней среды организации

Можно выделить пять ситуаций, характеризующихся различной степенью информированности субъекта управления о состоянии внешней среды. К числу та­ких информационных ситуаций относятся детерминированная, умеренно детерминированная, детерминированно-стохастическая, умеренно-стохастическая и стохастическая.

Детерминированная информационная ситуацияхаракте­ризуется наличием полной информации о состоянии внеш­ней среды организации. В такой ситуации субъект управле­ния имеет возможность с наибольшей точностью определить тенденции развития конъюнктуры рынка, адекватно и сво­евременно на них реагируя.

Умеренно-детерминированная ситуацияпроявляется в условиях наличия отдельных элементов неопределенности в структуре информационного обеспечения предприятия.

Для детерминированно-стохастической информационной ситуациихарактерна пограничная ситуация, когда руковод­ство фирмы обеспечено необходимой для принятия управ­ленческих решений информацией лишь на 50%.

Умеренно-стохастическая ситуацияпредставляет собой ситуацию, при которой аппарат управления организации рас­полагает лишь незначительной (менее 50%) долей необходи­мой информации о состоянии внешней среды.

Стохастическая информационная ситуацияимеет место, когда субъект управления организации практически не рас­полагает информацией о текущем состоянии внешней сре­ды и о перспективах ее развития.

Информацию, получаемую и используемую при проведе­нии маркетинговых исследований, можно разделить на первичную и вторичную.

Первичная информациясобирается в процессе проведения конкретного исследования, а вторич­ной считается информация, полученная ранее для каких-либо других целей. Вторичная информация,как правило, аккумулируется на предприятии в виде маркетинговой базы данных. Маркетин­говая база данных представляет собой упорядоченный мас­сив информации об основных элементах внешней среды организации и о характере взаимоотношений между этими элементами.

Для сбора первичной информации могут использоваться самые разнообразные методы. К числу таких методов отно­сятся наблюдение, опрос, сбор статистических данных и проведение экспериментов.

Анкета представляет собой лист бумаги, содержащий пе­речень вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов. При составлении анкет выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые. Закрытые вопросы содержат пере­чень возможных ответов и требуют выбора одного из них.

Планирование в системе административного менеджмента

В наиболее общем виде планированиеможно охарактеризовать как процесс, вклю­чающий в себя разработку основных направлений деятельно­сти и развития организации, определение потребностей в ресурсах и средствах, необходимых для реализации ука­занных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий.

В основе системы планирования лежит концепция целе­вого подхода.

Доведение целей до каждого уровня управления и их ком­плексная оценка требуют построения дерева целей.

Дерево целей представляет собой структурное отображе­ние распределения целей по уровням управления рассмат­риваемой организации в их взаимосвязи (см. рис. 4.2).

Социальный подход к изучению истории административного менеджмента - student2.ru

Рис. 4.2. Дерево целей

К содержанию конкретных управленческих задач обычно предъявляются следующие требования:

• соответствие целям функционирования организации;

• простота формулировки и изложения;

• согласование с нижестоящими руководителями и испол­нителями;

• закрепление в письменной форме;

• реализм, т. е. задача должна быть реально достижимой.

Сформулированные задачи должны быть поставлены в по­рядке их приоритетности. В этом плане выделяют задачи выс­шего, среднего и низшего приоритета. К задачам высшего приоритета относятся задачи, которые необходимо решить любой ценой. В число задач среднего приоритета входят за­дачи, которые должны быть решены. Задачами низшего при­оритета считаются задачи, которые хорошо было бы решить.

Для каждой задачи составляется список действий, необ­ходимых для ее решения, поэтому третьим этапом админис­тративного планирования является составление плана осу­ществления указанных действий, который устанавливает предельные сроки их выполнения.

Процедура составления графика выполнения работ включает в себя следующие этапы:

1. Разбить каждый шаг программы на ряд последователь­ных событий и стадий, которые могут быть представлены следующим образом:

а) исследование ситуации;

б) представление руководству предложений;

в) подготовка опытно-испытательного проекта нового ре­жима работы;

г) оценка результатов эксперимента;

д) доклад руководству результатов эксперимента;

е) переход на новый режим работы.

2. Определить, сколько времени понадобится на выпол­нение каждой стадии работы. Время выполнения работы на каждой стадии должно быть установлено в календарных днях с учетом возможных незапланированных задержек и простоев.

3. Определить, какие шаги должны выполняться последо­вательно, а какие могут осуществляться параллельно.

4. Разработка общего календарного графика.

5. Уточнение составленного графика работы посредством включения в него дополнительных мероприятий.

Среди работ по составлению графиков функционирова­ния чаще всего преобладает планирование текущей работы, этапы которой нередко повторяются с ежедневной, ежене­дельной или ежемесячной периодичностью.

Регулирование

Регулирование- это систему отношений, обеспечивающих под­держание или изменение экономических явлений и их свя­зей.

Регулирование как явление присуще любой коллектив­ной человеческой деятельности. Оно возникает вместе с про­изводственной кооперацией и прогрессирует по мере углуб­ления функционального разделения труда.

Потребность в регулировании является объективным фактором, так как не зависит от характера осуществляе­мой деятельности и специфики межличностных взаимоот­ношений.

Основной задачей процесса регулированияявляется ус­транение отклонений от заданного режима функциониро­вания организации.

В системе осуществления функции регулирования мож­но выделить две постоянно взаимодействующие подсисте­мы:

• систему саморегулирования;

• систему сознательного, целенаправленного регулирования.

Если действие первой подсистемы основано на инициати­ве работников организации, то вторая представляет собой следствие выражения воли руководителей.

Схема взаимодействия системы саморегулирования и сис­темы сознательного, целенаправленного регулирования пред­ставлена на рис. 4.4.

Социальный подход к изучению истории административного менеджмента - student2.ru

Рис. 4.4. Система регулирования деятельности организации

При осуществлении подобной оценки основ­ная задача менеджера — определить, конструктивна или деструктивна поставленная перед организацией цель.

Конструктивные (или позитивные) целихарактеризуются тем, что их достижение способствует комплексному, интег­рированному и гармоничному развитию всех элементов орга­низационной системы. Деструктивные (или негативные) цели, напротив, направлены на расчленение организации, т. е. на ликвидацию отдельных ее элементов или наделение таких элементов полномочиями и функциями, противоречащими це­лям и задачам всей организации.

Ставя перед подчиненными деструктив­ные цели, руководитель заранее закладывает в программу их действий

Наши рекомендации