Или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом
Нарисуй целое
Для игры понадобятся разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Педагог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Дети выполняют рисунки, а потом каждый называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать ее. Выигрывает тот ребенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сходны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.)-
Буквенный конструктор
Для проведения игры потребуется один или несколько (по количеству детей) наборов элементов букв (вначале — печатных, позже — рукописных) (рис. 34). Ведущий игры называет букву, которую требуется сконструировать, например букву Н. Затем дети должны рассказать, какие элементы и в каком количестве были использованы при конструировании этой буквы.
Следующее задание ведущего — не изменяя ни самих элементов, ни их количества, сконструировать новую букву (буквы). Выигрывает тот, кто предложит большее число новых букв.
Рис. 34.
Выделение в предметах (их изображениях,
Геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе
Рис. 35. Чем похожи предметы?
Рис. 36. Разложи по группам
Рис. 37. Найди лишнюю фигуру
Рис. 38. Четвертая — лишняя
Угадывание предметов, букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям
Рис. 39. Кто пришел сегодня в гости?
Рис. 40. Дорисуй предмет
Буквы и цифры
Всем игрокам раздаются одинаковые листочки с нарисованными на них элементами букв и цифр (рис. 41). Игровая задача — как можно правильнее и быстрее дописать буквы и цифры.
Рис. 41
Вершки и корешки
Традиционные минутки чтения, которые учитель проводит, предлагая детям хором или индивидуально читать написанные на доске или напечатанные на карточках различные слоги, слова (например, словарные), можно в значительной степени разнообразить. Для этого карточки, которые будут предлагаться для чтения на том или ином уроке, следует либо разрезать пополам по горизонтали, либо перегнуть (также по горизонтали), чтобы были видны только «вершки» или «корешки» слогов, слов (рис. 42). Однако прежде, чем предлагать такие слова детям, педагогу следует проверить, действительно ли слог, слово будут «узнаваемы», так как не все буквы можно угадать по их только нижней или только верхней части.
Рис. 42
Найди свою салфетку
На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей — листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по чертежу найти свою салфетку (рис. 43). Усложнение: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчетверо (рис. 44).
Рис. 43
Рис. 44