Раздел 1.определение основных понятий курса

Поведение и научение. Воспитание и дрессировка. Метод, способ, методика дрессировки. Цели и задачи воспитания и дрессировки.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Поведение представляет собой "извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, включающую моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой".

Единица поведения называется поведенческим актом. Не смотря на то. что поведенческий акт элементарен по отношению к поведению, он представляет собой довольно сложное явление.

Функционально, поведенческий акт заключается в удовлетворении потребности, и разграничивается фактом возникновения и удовлетворения ее. Потребность и ее производная - мотивация являются причинами поведения.

Потребности заложены генетически. Их можно разделить на витальные (потребности жизнеобеспечения), зоосоциальные потребности и потребности саморазвития. К каждой потребности прилагается наследуемая генетически программа ее удовлетворения, то, что мы и называет инстинктивным поведением.

Генетически наследуемые программы удовлетворения потребностей представляют тот минимум, с которым рождается животное. В процессе жизнедеятельности инстинктивное поведение изменяется - модифицируется в соответствии с конкретными условиями окружающей среды, в рамках которой происходит удовлетворение потребностей. То есть происходит накопление опыта - научение.

В накоплении опыта эффективного поведения животные активно применяют свои интеллектуальные возможности, что наиболее ярко проявляются в нестандартных (не предусмотренных генетически) ситуациях удовлетворения потребностей. Информация о решении задачи по удовлетворению потребности (условия, способы и действия) сохраняются в памяти и используются животным по мере необходимости для построения поведения в виде знаний, умений и навыков. Знания могут существовать в виде информации (например, знания, о каком либо объекте) или в виде алгоритма какого-либо действия. Оба вида знания активно используются в структуре поведенческого акта. Если сформированный поведенческий акт, например какое- либо действие, оказалось эффективным, оно повторяется в поведенческом репертуаре я и приобретает свойства умения. А если, в силу каких-либо причин, для удовлетворения данной потребности наиболее подходящим из умений оказывается лишь одно, оно. повторяясь чаще других (т.е. тренируясь), приобретает свойства навыка.

Научение является частью повеления. На современном этапе под научением уживотных понимается приобретение и накопление в течение их жизни определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями. Научение может осуществляться по-разному, в связи с чем выделяют несколько способов приобретения опыта - форм научения.

В настоящее время различают следующие формы научения: негативное научение(привыкание), имитационное научение (подражание), латентное научение, импринтинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты и когнитивные формы научения, основанные на интеллектуальных возможностях животных.

Дрессировка собак не только основывается на их способности к научению, но и является научением. Потому что в результате дрессировки происходит анапогичное "приобретение и накопление ... определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности...". То есть дрессировка, как научение, подчиняется существующим объективно законам научения. И дрессировкой научение становится только в результате активного участия в нем человека. Человек, как дрессировщик, контролирует внешние условия процесса научения, определяет цель и задачи научения и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное. Причем с некоторыми из них животные бы никогда не столкнулись в естественной среде обитания. То есть дрессировка, это, прежде всего деятельность человека.

В процессе дрессировки формируются и знания, и умения, и навыки. Навык присвоем формировании обязательно проходит стадию поведенческого акта. И, так или иначе, сознательно или бессознательно, дрессировщик конструирует поведенческий акт, создавая потребность, контролируя обстановочную и пусковую афферентации, создает у собаки акцептор результата действия и обеспечивает подкрепление нужному с его точки зрения действию.

Видоизменяя инстинктивные программы поведения, с целью выработки новых форм поведения или с целью удаления мешающих нам форм поведения, мы изменяем, то есть, формируем сообразно нашим целям и задачам поведенческий репертуар собаки. И учитывая современные понятия о поведении, можно смело сказать, что дрессировка это формирование поведения. Состав поведенческого репертуара, создаваемого в процессе дрессировки, определяется целью использования собаки: собака- компаньон, собака-поводырь, пастушья собака, охотничья собака, собака для занятия спортом, собака для выступления в цирке, собака для охраны и защиты, для поиска взрывчатых или наркотических веществ и т.п.

Принимая во внимание определяющую роль человека в дрессировочном процессе, следует подчеркнуть, что ДРЕССИРОВКА ЭТО РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ЖИВОТНЫХ НЕОБХОДИМОГО В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИЛИ ИНЫХ ЦЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ.

Содержание дрессировки не исчерпывается формированием умений и навыков. Вовремя дрессировочного процесса происходит становление и зоосоциальных норм поведения собаки: становление ролевой функции и определение иерархического статуса собаки по отношению к дрессировщику и, при необходимости, к членам его семьи. К этому следует добавить, что во время дрессировки происходит ВЗАИМНОЕ становление ролевых функций человека и собаки в осуществлении совместной деятельности, и формируются зоосоциальные нормы поведения в самом широком смысле этого слова:манера поведения в семье-стае (например, способ разрешения конфликтов), отношение к "своим" и "другим", отношение к "своим" и "чужим" детям и манера поведения с ними и т. п. И что очень важно у собаки формируются нормы сотрудничества в осуществлении совместной деятельности с человеком, так как нормы кооперативного взаимодействия с представителем чужого вида, вряд ли представлены исчерпывающее в генотипе собаки. И необходимо подчеркнуть, что формирование зоосоциальных взаимоотношений человека и собаки являются важнейшими при дрессировке, так как именно в этой среде осуществляется сотрудничество: происходит реализация знаний, умений и навыков собаки при достижении общих целей. Кажется, что эффективность действия собаки зависит именно от уровня взаимоотношений ее с человеком.

Таким образом, во время дрессировки происходит становление зоосоциальныхнорм поведения, накопление знаний, формирование умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование собаки, что и составляет содержание дрессировки.

Как всякая деятельность человека дрессировка имеет свои теоретические и практические основания (теория и техника дрессировки), которые должны реализоваться в методах, способах и методике дрессировки.

Учитывая вышесказанное, предметом теории дрессировки должны быть поведение и научение животных, а именно законы, причины, механизмы и условия формирования поведения, приобретения индивидуального опыта: знаний, умений и навыков. То есть теория дрессировки должна рассматривать данные целого комплекса наук, уже упомянутых выше, и разных психологических и зоопсихологических школ, не обедняя себя рамками "физиологических основ".

Практические основания дрессировки составляет техника дрессировки, то есть способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции.

Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае, занимается методика дрессировки, которая определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и так далее.

Воспитание собаки, как и дрессировка тоже научение и тоже формирование поведения, но это формирование социального поведения. Если во время дрессировки мы выделяем нервно-мышечный аспект актов поведения, то при воспитании акцентируем внимание на формировании знаний и понятий, на социальной стороне поведенческого акта. То есть в целях воспитания, мы можем пользоваться дрессировкой, как приемом воспитания, но воспитание это не дрессировка. Точно также, дрессируя собаку, мы отчасти меняем ее "мировоззрение", но дрессировка это не воспитание. Воспитание и дрессировку объединяет то, что оба они участвуют в формировании поведения. И взаимоотношения их можно сравнить с взаимоотношением формы и содержания в поведении как в целом.

ВОСПИТАНИЕ СОБАКИ ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ. СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБАКИ.

ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ НОРМАЛЬНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. АДЕКВАТНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ.СТАНОВЛЕНИЕ ЗАДАННЫХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ГАРАНТИРУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБАКОЙ. ЕЕ ДРЕССИРОВКУ И ПРИМЕНЕНИЕ.

Словарь терминов:поведение, поведенческий акт. потребность, научение, форма научения, дрессировка, знание, умение, навык, техника дрессировки, способ дрессировки, методика дрессировки, воспитание.

Контрольные вопросы: Что такое поведение? Назовите основные группы потребностей. Что такое научение? Какие формы научение известны в настоящее вре- мя? Чем отличается дрессировка от воспитания? Что такое методика дрессировки?

Наши рекомендации