Паблик рилейшнз в системе общественных отношений, его научная характеристика.
Связи с общественностью — явление намного более глубокое и широкое, чем просто отделы, функционирующие в отдельных организациях и учреждениях, или самостоятельные консультативные фирмы паблик рилейшнз, к услугам которых обращаются клиенты. И теоретики, и практики системы паблик рилейшнз постоянно подчеркивают, что она является наукой и искусством формирования общественного мнения в желаемом направлении. Третье издание международного Вебстерского толкового словаря определяет паблик рилейшнз как «науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью».
Паблик рилейшнз служат многим социальным институтам: предприятиям, профсоюзам, государственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиозным организациям. Для достижения своей цели эти институты должны налаживать прочные связи с различными аудиториями и социальными группами: рабочими, членами различных объединений, потребителями, местными общинами, акционерами и др., а также с обществом в целом.
Основные характеристики науки о связях с общественностью заключаются вследующем.
Во-первых, что формирующаяся наука, находящаяся на начальном этапе своего становления. По ряду измерений она еще не отделилась от практики и в некоторых своих предметных разделах находится в эмбриональном виде.
Вторая сущностная характеристика науки о связях с общественностьюзаключается в том, что это социальная наука, т.е. научная дисциплина, относящаяся к континууму наук, изучающих общество, а не природу или технические системы. Данный тезис не требует развернутых доказательств. Очевидно, что теория, методология и технология оптимизации публичной коммуникации социального субъекта связаны как с анализом функционирования организации в социальной среде, так и с изучением закономерностей динамики массового сознания. И то и другое, равно как и смежные тематические поля, входят в предметное пространство социальных наук и изучаются также социологией, социальной психологией, экономическими науками и т.д.
В-третьих, пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социальных наук. Такое понимание науки о PR связано со спецификой ее предметной области. Паблик рилейшнзможно определять с различных позиций, и далее мы рассмотрим широкий спектр подходов к этому сложному феномену. Но ни один подход не игнорирует того, что основанием, на котором строятся все конструкции PR, является информация.
Информация — вербальная и невербальная, воспринимаемая на сознательном или
подсознательном уровне, рациональная и эмоциональная — служит тем воздухом, который обеспечивает жизнь в мире, называемом «связи с общественностью». Именно поэтому в тоталитарных системах, где нет свободного распространения информации, а информационные источники «заражены вирусом» пропаганды,паблик рилейшнз в естественном виде существовать не может, и мы имеем дело с различными, подчас крайне извращенными его модификациями.
В силу того, что PR-деятельность неотделима от работы с информацией, алюбой вид социального взаимодействия, связанный с ней, представляет собой коммуникацию, пиарология может считаться не просто информационно- коммуникативной социальной дисциплиной. В числе наук, имеющих отношение к формированию ее теоретического базиса одно из заметных мест принадлежит теории коммуникации.
В-четвертых, пиарология является социальной наукой прикладнойориентации, или (по терминологии К. Ботана прикладной социальной наукой (appliedsocialscience). Нам представляется более точной первая формулировка, а ее смысл заключается в том, что она в существенной мере ориентирована на практику формирования эффективного публичного дискурса социального субъекта, и в этом плане, подобно большинству технических наук, может рассматриваться как своеобразная технологическая дисциплина. Как для специалиста в области
технических наук предметом исследования может быть обоснование эффективной
технологии производства какой-либо продукции, конструирование узла определенного механизма или разработка концепции программного обеспечения компьютера, так и для пиаролога таким предметом выступает технология формирования и продвижения имиджа, конструирование события как основания для PR-акции или разработка программы последней.
В-пятых, наука об общественных связях может рассматриваться каккомплексная, интегративная отрасль знания, возникшая на стыке множества фундаментальных и прикладных дисциплин. Формирование паук подобного рода, которые также иногда называют синтетическими, в целом может рассматриваться как общая тенденция развития процессов познания объективного и субъективного мира второй половины двадцатого столетия. К числу комплексных научных дисциплин можно отнести кибернетику, теорию коммуникации, экологию, к этому ряду принадлежит и пиарология, функционирующая в фокусе теории
коммуникации, теории менеджмента, психологии, социологии, политическойнауки. Комплексность, синтетизмпиарологии вытекают из комплексностидеятельности в сфере PR, из множественности функций специалиста по связям сЗолушкой, а выпускник ((школы злословия» — с Растиньяком в окружении респектабельных наук с фундаментальной родословной. И это естественно для молодой дисциплины, поскольку той же дорогой шли кибернетика, экология, многие технические науки.
Таким образом, мы выяснили, что пиарология — что социальная наука
прикладной направленности, имеющая комплексную междисциплинарную природу
и находящаяся на этапе своего формирования.