Почки -цветы - плоды - семена
Есть растения, на которых можно сразу наблюдать все стадии плодоношения: почки, цветы, плоды и семена - одновременно и на одной ветке. Глядя на такое растение, мы обнаруживаем, что энергия в форме жизненных соков двигается из корней к верхним уровням растения. Так мы получаем цветы, которые па нижнем уровне уже стали плодами и семенами; часть из них уже опала, чтобы создать новые растения. Средний уровень растения все еще находится в (разе цветения, а на вершине мы видим маленькие почки; некоторые из них еще едва различимы, к ним энергия жизни только-только начала поступать.
Этот пример напоминает нам о человеческом существе, которое находится в состоянии развитии; его жизненная энергия постепенно двигается от нижних уровней сознания, расположенных в брюшине, к верхним уровням сознания, расположенным в грудной клетке, шее и голове. Мы можем представить себе, что поскольку эти центры уже и без того активны, то они уже плодоносили и принесли семена, из которых еще вырастут деревья. Так обретает смысл пословица «Что посеешь, то и пожнешь». Сегодня большинство из нас пожинают плоды семян, посеянных нами посредством этих нижних центров мотивации.
У некоторых людей эта энергия начинает постепенно поступать в сердечный центр, а в этом центре расцветает любовь. Эта любовь еще не дошла до стадии плода или семени, она только цветет, а личность вкушает блага процесса, но пока еще не может насладиться его результатами в своей жизни. Другие реагируют на это в соответствие с их прежними, более эгоистичными мотивами, которые оставили повсюду столько семян. Энергия в большинстве личностей еще не поднялась на достаточную высоту, чтобы вызвать цветение еще более высоких центров мудрости и самопознания. Вот почему они все еще как почки, пока что не раскрывшиеся.
Разные религиозные пути и духовная подготовка могут облегчить подъем энергии к этим более высоким центрам по мере развития личности. У каждого из нас есть скрытый духовный потенциал, который еще не проявил себя, как и эти почки, еще не раскрывшиеся на вершине растения.
Из приведенного примера можно сделать и другие выводы.
1. Нет необходимости сражаться со старыми, негативными привычками, реакциями, образами мышления или чувствования. Эти наклонности, как и созревшие плоды с растения, опадут, если мы просто не будем обращать на них внимания и позволим энергии подниматься вверх к более высоким центрам любви и мудрости. Таким образом, нам следует избегать чувства вины и ненависти к себе и использовать эту энергию для развития позитивных духовных качеств, сокрытых в нас.
2. Между изменением наших убеждений, а иначе «цветением» повой идеи, таланта, наклонности или свойства, и появлением плодов этих внутренних перемен в нашей повседневной жизни всегда будет наблюдаться временная задержка. Как цветку нужно время, чтобы стать плодом, так и нашим новым целям и решениям нужно время, чтобы превратиться в привычки. А еще нужно время, чтобы наши близкие заметили эти изменения. Пока же они видят семена, которые мы посеяли гораздо раньше. Эти семена, которые мы сеем теперь из наших высших центров, по прошествии некоторого времени принесут плоды.
Таким образом, первостепенную роль играют ТЕРПЕНИЕ и НАСТОЙЧИВОСТЬ.
МАСЛО В МОЛОКЕ
В молоке есть масло. Оно присутствует в молоке повсюду, но его невозможно обнаружить в какой-либо конкретной точке. Его присутствие it молоке незаметно, но играет важнейшую роль. Без масла молоко будет другим.
Духовным сознанием насыщено все тело, как молоко насыщено маслом. Однако масло можно выделить из молока и получить его в чистом виде. Для этого нужно прибегнуть к сбиванию и другим процессам. Духовное сознание может быть выделено из тела и разума с помощью различных процессов, называемых духовными практиками, - молитвами, медитацией, самоанализом, дыхательными методиками, любовью, преданностью, бескорыстным служением и т. п. Цель жизни состоит в том, чтобы понять, что духовное сознание, которое есть наша истинная природа,это нечто отдельное и независимое от тела и разума. Оно существует до существования личности и после ее смерти.
Мы - бессмертная духовная сущность. Цель жизни состоит в том, чтобы осознать эту истину эмпирически.
КОКОСОВЫЙ ОРЕХ И ЕГО ТЕНЬ
Соотношение между материальной жизнью и духовной жизнью можно понять, анализируя взаимоотношения между кокосовым орехом и его тенью.
Орех висит на пальме. Его тень - на земле. Орех представляет собой духовную реальность, достигнуть которую, затруднительно. Тень представляет собой материальную проекцию этой духовной реальности, и она кажется нам более близкой и достижимой. А потому невежественный человек пытается схватить тень, материальный мир, находящийся перед ним, - этот мир осязаемее и гипотетически достижимее. Но, как это ни странно, каждый раз, когда он тянется к этой тени, она проскальзывает между его пальцев, в которых не остается ничего, кроме песка.
Такова истинная природа физического мира. Мы полагаем, что владеем чем-то, как своей собственностью, - человеком, отношениями, деньгами, общественным положением, той или иной вещью, богатством, славой, дружбой, а оно вдруг исчезает, как та тень. Весь материальный мир - это просто тень, временная проекция единственной существующей реальности - духовной. То, чего мы добиваемся в материальном плане, то, что мы считаем своим, в один прекрасный день окажется тенью, включая и наше собственное физическое тело, которое будет предано тлению, как и все другие известные нам «тени»-тела, к которым мы привязаны. Когда кто-то устает гоняться за тенями своего счастья или безопасности, он может просто вознести очи горе и проникнуться пониманием того, что реальность, существующая за тенью кокосового ореха, это настоящий орех, который висит высоко на дереве. Поначалу его переполняет радость этого открытия. Наконец-то он найдет истинное счастье, достанет настоящий орех и тогда придет вечное удовлетворение.
Но вот он пытается забраться на пальму, и тут наступает отрезвление, потому что он за все эти годы поисков легкого счастья через легко достижимые тени ослабел, утратил навыки. Он все время соскальзывает вниз, поднимется немного вверх, а потом надает. Продвижение вверх очень медленное. Он разочарован, он намерен бросить это занятие.
Но потом он вспоминает, что уже испробовал все другие возможности достижения счастья, безопасности, удовлетворенности и у него ничего не получилось, потому что все это - пустые тени. Он понимает, что выбора у него нет, и продолжает свой медленный, но неуклонный подъем. Сомнения продолжают одолевать его, но в конечном счете он все время помнит - выбора у сего нет, ему не остается ничего другого, поскольку остальной мир состоит из теней.
Наконец он добирается до вершины, хватает настоящий орех, осязает духовную реальность внутри себя, а посредством этого и духовную реальность всего мироздания. Спустившись вниз, он идет со своим новообретенным орехом и вдруг понимает, что куда бы он пи пошел, тень ореха повсюду следует за ним.
Теперь он понимает, что, достигнув духовной реальности, он получил и материальную реальность, являющуюся проекцией той реальности, которой он владеет. Он может контролировать материальное. Чудеса, которые стали теперь его природой, происходят в его присутствии произвольно. Теперь он может разделять свою истинную духовную природу с другими, чтобы открыть им глаза на истину и чтобы они могли, как и он, тянуться к духовному, а не к материальному. Получив духовное, они тоже обретут контроль над материальным. Но если они ищут только материального, то в конечном счете останутся с пустыми руками.