Поведение российских потребителей
Реклама занимает большое место в жизни современного российского общества, заполняя телеэкраны и радиоэфир, встречаясь на страницах периодических изданий, в транспорте, магазинах, на городских улицах и обочинах автострад. Буквально за несколько лет отечественная реклама сделала громадный количественный и качественный прорыв. Ее лучшие образцы могут быть признаны произведениями искусства в широком понимании этого термина.
Сейчас в России все больше используется относительно новый вид рекламы — Интернет-реклама. Она стала таким же привычным средством воздействия на потребителя, как сообщения в прессе или телевизионные ролики.
Следует отметить, что сейчас в России происходит стремительный рост профессионализма людей, работающих в рекламе, производящих рекламные обращения.
Для исследователей важно в соответствии с методологией экспериментального подхода, найти ответы на главные вопросы: «Для кого делается реклама?», «Что представляет собой потенциальный потребитель рекламируемого товара?», «Что нужно сделать, чтобы потребитель поверил рекламе?» и т.д. Конечно, здесь без знания психологии не обойтись. Это позволяет создать условия, при которых между потребителем товара и рекламодателями возникает заинтересованный диалог, способствующий эффективному продвижению товара на рынок и укреплению взаимопонимания между производителями товаров и услуг и потенциальными потребителями.
Однако российская реклама в настоящее время редко создается в форме диалога производителя с потребителем, хотя к этому стремятся многие рекламные агентства. Для этого она должна уменьшить навязчивость, убрать хвастливость и лживость своих обращений, перестать проявлять неуважение к собеседнику и т.д. На эффективность рекламной деятельности значительное влияние оказывают социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Для производителя очень важно, чтобы запоминалась не столько реклама, сколько рекламируемый товар. Однако анализ многих рекламных роликов свидетельствует об обратном. Поэтому, чтобы этого не происходило, необходимы опытные исследования.
С практической точки зрения основная цель коммерческой рекламы — стимулирование продаж тех или иных товаров или услуг в настоящий момент и/или в будущем. При этом используют различные методы и приемы, направленные на работу людей с различными темпераментами, причем как на сознательном, так и на бессознательном уровне, которые мы обозначим понятием «рекламное воздействие».
Приведем основные методы и приемы рекламного воздействия на российских потребителей.
1. Утвердительные высказывания. Метод состоит в использовании утверждений, которые даются потребителю в качестве факта, и при этом подразумевается, что эти заявления очевидны потребителю и не требуют никаких доказательств своей истинности. Например, такие слоганы, как: «Лучше пиво в руке, чем девица вдалеке» или «Новый год вдвойне вкусней, если с вами "MilkyWay"».
2. Выборочный подбор информации. Этот метод основывается на специальном подборе и использовании только тех фактов, которые представляют рекламируемый товар в выгодном свете.
3. Использование слоганов. Этот метод — один из самых широкораспространенных сегодня в России. В рекламе часто применяют разнообразные девизы, лозунги и слоганы. Например, вместо торговых марок «Аквафреш», используются слоганы «Тройная защита для всей семьи», «Для сохранения белизны зубов». Для усиления эффекта можно использовать короткие, рифмованные фразы, например: «Чистота — чисто "Тайд"», «"Мезим" — для желудка незаменим».
4. Концентрация на нескольких чертах или особенностях. При использовании этого метода реклама концентрируется лишь на некоторых чертах имиджа и/или качеств и черт товара.
5. Дополнительное свидетельство. Метод этот основан на предположении, что если в подтверждение некоторого утверждения приводится дополнительное свидетельство его истинности, то потребитель будет больше доверять этому утверждению. Это подтверждение может быть как обезличенным, так и приписываться конкретным авторитетным лицам или группам.
6. Победившая сторона. В данном методе эксплуатируется желание многих людей быть в выигрыше, быть на «выигравшей стороне», в противовес стороне «проигравшей». Например, известный рекламный ролик про жителей Вилларибо и Виллабаджо, в котором первые выигрывают, применяя хорошее моющее средство.
7. Использование авторитетов или групп влияния. В качестве таких «групп влияния» могут выступать известные телеведущие, актеры, деятели культуры, политики и т.д. Это приводит к более лояльному восприятию рекламы, на которую в большей мере переносится положительный образ авторитетного лица, а сами высказывания, следовательно, воспринимаются с большим доверием (ролики о браслетах с В.Кикабидзе).
8. Создание контраста. Основная задача этого метода состоит в том, чтобы показать товар отличающимся от остальных, радикально улучшающим ситуацию, обладающим особенными свойствами и т.п.
9. Метод «свои». Важно связать тот или иной товар с конкретной аудиторией потенциальных потребителей рекламы и товара. Потребители будут в большей степени воспринимать рекламируемый товар как относящийся к ним, если покупатели товара из рекламы воспринимаются ими как «свои» (ролики, в которых пенсионеры хвалят товар или лекарство).
10.Независимое мнение. Очень хорошо, когда в рекламе грамотно показано независимое мнение. Можно позволить себе и абстрактные ссылки: «известная компания», «врачи всего мира», «испытания в лаборатории», «компьютер рассчитал», «после многолетних исследований было установлено» и т.д.
11.Использование образа одного товара в рекламе другого. Метод заключается в использовании одного раскрученного товара при рекламе другого.
12. Простота и скорость получения эффекта. Полезно обращать внимание потребителя рекламы именно на эти особенности рекламируемого товара. Для этого можно добавлять фразы «одно лишьдвижение изменит», «один глоток чая», «просто нажмите кнопку» и «всего через 15 мин вы будете молоды и здоровы». Это создает контраст с возможными конкурентами и в целом улучшает имидж продукта.
13.Превентивные ответы. Потребитель получает информацию и одновременно «покупается» каверзными вопросами постороннего человека. Увидев, что кем-то задается «каверзный» вопрос, потребитель идентифицирует себя со спрашивающим, а затем, получив ответ, успокаивается. Например, в рекламе порошка «Миф-автомат» задают вопрос о цене товара («наверно дорогой?») и получают ответ («совсем нет»).
14.Юмор. Его можно использовать на уровне текста, слоганов, сюжета. Юмор, как известно, предполагает нестандартную ситуацию или нестандартное развитие ситуации, что само по себе хорошо запоминается.
Производителям нужен потенциально неистощимый потребитель, который отличается следующим поведением по отношению к выбранному товару (услуге):
•«намертво» привязывается к нему;
•испытывает эйфорию от употребления (радость потребления);
•идеализирует продукт (формирует «имидж» товара);
•ждет от него немедленных эффектов (выгода от потребления);
•потребляет его в нарастающем темпе (рост потребления);
•рационализирует потребление (доказывает себе, почему он это потребляет, несмотря на очевидные негативные стороны);
•ссылается на авторитет других и т. п.
Таким образом, мы видим, как достаточно широк спектр рекламного воздействия на потенциального потребителя, насколько порой могут быть непредсказуемыми его реакции. Поэтому производителям и рекламодателям необходимо более тщательно подходить к изучению потребностей и нужд потребителя, которые им еще предстоит удовлетворить.
Бюджет расходов на продвижение — это сумма выделенных средств на все виды деятельности по продвижению товара. Универсального и совершенного метода его составления не существует.
На практике используют пять основных методов.
1. Метод «все, что вы можете себе позволить». При использовании этого метода составляют бюджет на продвижение, исходя из имеющихся у вас средств.
2. Метод «доля от продаж». На продвижение выделяют определенный процент дохода от реализации товара (например, 3 %).
3. Метод прироста. Бюджет составляют на основе предыдущих ассигнований. Например, берут бюджет предыдущего года, к объему которого приплюсовывают 5 %. Недостатком этого метода является отсутствие прямой связи с конкретными целями и задачами компании.
4.Метод паритета с конкурентами. При использовании этого метода вы просто «подгоняете» свой бюджет под бюджет фирм-конкурентов.
5. Метод соответствия целям и задачам.
Какой метод наиболее популярен среди предпринимателей? Однозначного ответа дать нельзя, но многие предпочитают использовать более простые методы, например, метод «все, что вы можете себе позволить», «доля от продаж» или метод прироста.
Заключение
Большинство специалистов считает, что конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности или доходности деятельности организации путем рационализации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-экономической базы, эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Следовательно, менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования организации в современных условиях.
Вместе с тем, успешному руководителю необходимо всегда помнить, что прибыль —не основная цель существования организации, а результат ее деятельности. Эффективность ее деятельности, в конечном итоге, определяется рынком и профессионализмом персонала организации, предоставлением менеджерам и маркетологам определенной степени свободы и самостоятельности в осуществлении своей деятельности в постоянно и быстро меняющихся условиях в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах.
Управление маркетинговой деятельностью фирме, которая имеет желаемый уровень спроса, так же необходимо, как и фирме, имеющей недостаточный его уровень. Ведь в любой момент спрос может измениться, например, исчезнуть или стать недостаточным, нерегулярным или чрезмерным. И только эффективное управление маркетингом обеспечивает соответствующие методы работы с этими различными состояниями спроса.
Управление спросом означает управление потребителями. Спрос на продукцию компании исходит от новых и постоянных клиентов. Поэтому помимо использования стратегий, нацеленных на привлечение новых клиентов и совершение с ними сделок, фирмы делают все возможное, чтобы сохранить уже имеющихся клиентов и поддерживать с ними постоянные отношения. На изменение устоявшихся взглядов наталкивают и данные российской статистики. Привлечь нового клиента стоит в пять раз дороже, чем удержать удовлетворенного клиента. Таким образом, управление маркетингом связано с налаживанием спроса, которое, в свою очередь, связано с регулированием отношений с потребителями.
Студенты экономических факультетов могут более подробно изучить предлагаемый курс, используя рекомендованную литературу, которая имеется в продаже на прилавках книжных магазинов.
Библиографический список
Основной:
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: учебник для вузов : учебник для бакалавров. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 556с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – 613 с.
3. Гавриленко Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2010. – 146 с.
4. Гавриленко Н.И. Маркетинг: учебник для вузов. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 190 с.
5. Гавриленко Н. И., Хачатуров Е. А. Управление маркетингом: учеб. пособие. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2014. – 144 с.
6. Годин А.М. Маркетинг: учебник для вузов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2014. – 656 с.
Дополнительный:
1. Балашов А.П. Теория менеджмента: учеб. пособие для вузов. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 352 с.
2. Гавриленко Н. И. Маркетинг: учеб. пособие. – М.: РХТУим. Д. И. Менделеева, 2011. – 139 с.
3. Дорофеев В.Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. Менеджмент: учеб. пособие для вузов.– М.: Инфра-М, 2014. – 327 с.
4. Мешалкин В.П., Дли М.И. Логистика и управление конкурентоспособностью предприятий нефтехимического комплекса. – Москва-Генуя: «ХИМИЯ», 2010. –453 с.
5. Романов А.А., Басенко В. П., Жуков Б. М. Маркетинг: учеб. пособие для вузов. – М.: Дашков и К, 2014. – 439 с.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….…..3
Раздел 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………….4
1. Методологические основы менеджмента……………………………………………..…4
1.1. Менеджмент: сущность, виды, подсистемы, уровни, методы……………………...4
1.2. Функции и подходы в менеджменте …………………………………………………5
2. Современные концепции менеджмента………………………………………………….8
2.1. Классическая (традиционная) школа управления……………………………………9
2.2. Доктрина (школа) человеческих отношений……………………………………….12
2.3. Эмпирическая школа управления…………………………………………………....13
2.4. Школа социальных систем…………………………………………………………...14
2.5. Новая школа управления……………………………………………………………..14
3. Организация: сущность, структура, черты, виды, среда функционирования………..15
3.1. Организация: сущность, структура, черты, виды…………………………………...15
3.2. Внешняя среда организации………………………………………………………….17
4. Миссия организации и управление целями организации……………………………...18
4.1. Миссия организации………………………………………………………………….18
4.2. Цели организации: сущность, виды, функции, взаимосвязи, требования………...24
5. Планирование в менеджменте: сущность, цели, методология, классификация,
этапы………………………………………………………………………………………...29
5.1. Планирование: сущность, цели, преимущества и недостатки……………………29
5.2. Методология планирования…………………………………………………………31
5.3. Классификация планов и этапы планирования…………………………………….34
6. Организационные структуры управления организацией……………………………...36
6.1. Организационные структуры управления: сущность, уровни, требования………36
6.2. Типы организационных структур управления организациями……………………39
7. Теории мотивации………………………………………………………………………..41
7.1. Содержательные теории мотивации………………………………………………...41
7. 2. Процессуальные теории мотивации………………………………………………..44
8. Современные способы мотивации сотрудников……………………………………….51
8.1. Пассивность работника: сущность, причины, этапы развития……………………51
8.2. Мотивирующие факторы и принципы воздействия на мотивацию людей……...53
8.3. Современные методы улучшения параметров работы…………………………….55
9. Теория стилей управления……………………………………………………………….57
9.1. Стили управления: сущность, виды, факторы……………………………………...57
9.2. Классификация стилей управления: сущность, подходы, виды…………………..58