Поведение потребителя: факторы, мотивация, модели
Уровень удовлетворенности
Маркетологи изучают потребителя, как изучают рыбу рыбаки, а не ихтиологи. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя «на крючок», предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем те, что предлагают конкуренты. Таким образом, традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека.
На совершаемые потребителями покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. В основном эти факторы не поддаются контролю со стороны субъектов рынка, но их обязательно следует принимать в расчет. Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного порядка.
Факторы культурного порядка.
1. Культура — основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение формируется в течение всей жизни. Ребенок с самого рождения усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества, в котором он родился и живет.
2. Любая культура включает в себя субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность конкретного отождествления и общения с себе подобными. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие как группы католиков, православных, иудеев.
3.Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы. Общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Основные характеристики представителей общественных классов:
• лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;
• в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;
• общественный класс определяется на основе занятий, размера доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц;
• индивидуумы могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.
Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, в проведении досуга, марках автомобилей. Поэтому субъекты рынка фокусируют усилия на каком-то одном общественном классе. По их мнению, представители целевого общественного класса предпочитают определенный тип магазина, в котором должен продаваться нужный им товар, товар выбирают с помощью определенных средств распространения информации и определенного типа рекламных обращений.
Факторы социального порядка. Поведение потребителя определяется и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
1. Сильное влияние на поведение человека оказываютреферентные группы, оказывающие прямое или косвенное влияние на формирование поведения человека. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.Поэтому влияние референтной группы на человека обычно оказывается сильнее в тех случаях, когда товар или услуга являются реальностью для тех, кого он уважает.
2. Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья состоит из родителей индивидуума и их родителей. От них человек получает наставления о морали, религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви.
Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывают супруги и дети. Субъектов рынка всегда интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг. Степень влияния мужа и жены колеблется в самых широких пределах в зависимости от вида товаров и услуг. Маркетологам надо выяснить, чье именно мнение может оказаться решающим, когда речь идет о покупке конкретного товара или потребления конкретной услуги.
3. Индивидуум, как правило, является членом большого множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивидуума окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых человеком, будет так или иначе влиять на его покупательское поведение. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях «Мерседес» или «Кадиллак», носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы, дорогие часы.
Личностные факторы.
1. С возрастом у человека происходят определенные изменения, касающиеся ассортимента приобретаемых им товаров и услуг. Например, в первые годы жизни человеку нужны продукты детского питания, обогащенные витаминами и многими другими полезными свойствами. В годы взросления и зрелости он питается разнообразными продуктами, в пожилом возрасте — питается меньше, и не все продукты питания ему можно есть. С возрастом у потребителя могут меняться предпочтения и вкусы.Характер потребления человека зависит и от этапа жизненного цикла семьи. Вместе с тем взрослый человек на протяжении своей жизни может менять свои представления о морали, религии, менять свои убеждения и отношение к материальным и духовным ценностям.
2. Значительное влияние на характер и номенклатуру приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Маркетологи фирм стремятся выделить по роду занятий такие группы, члены которых проявляют повышенный интерес к их товарам и услугам.
3.Экономическое положение индивидуума сказывается на его товарном выборе, которое определяется размерами расходной части доходов, его сбережений, его кредитоспособностью и субъективными взглядами на распределение денежных средств на потребление и накопление. Маркетологи фирм, предлагающие товары, сбыт которых зависит от уровня доходов потребителей, должны следить за тенденциями перемен в сфере личных доходов, сбережений, на которые оказывают влияние многие факторы (состояние экономики и законодательство в области налогообложения и ведения бизнеса).
4. Лица, принадлежащие к одной и той же субкультуре, одному и тому же общественному классу и даже одному и тому же роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни. Образ жизни — устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. В образе жизни проявляется большее, нежели просто факт принадлежности индивидуума к определенному общественному классу или типу личности. Зная о принадлежности человека к тому или иному общественному классу, мы готовы сделать определенные выводы о его предполагаемом поведении, но не можем представить его себе как индивидуума.
5. Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение. Тип личности — совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Тип личности обычно описывают на основании таких черт, как уверенность в себе, влиятельность, независимость, непостоянство, властолюбие, общительность, настороженность, привязанность, агрессивность, выдержанность, стремление к успеху, любовь к порядку, приспособляемость. Знание типа личности может оказаться полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товаров или марок.
Факторы психологического порядка.На покупательском выборе индивидуума сказываются следующие основные факторы психологического порядка: мотив, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.
Мотив (побуждение) — нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом.
Восприятие — процесс, посредством которого индивидуум отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира. Люди могут отличаться разными реакциями на один и тот же раздражитель в силу избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.
Избирательноевосприятие.Ежедневно люди сталкиваются с огромным количеством раздражителей. Индивидуум просто не в состоянии реагировать на все эти раздражители, поэтому большинство из них он отсеивает. Основная трудность состоит в том, чтобы объяснить, какие именно раздражители окажутся замеченными. Люди склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями и отличающиеся какими-то своими значениями от обычных.
Избирательное искажение. Даже замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.
Избирательноезапоминание.Многое из того, что человек узнает, он забывает и склонен запоминать лишь информацию, поддерживающую его отношения и убеждения и не нарушающую его внутреннюю гармонию.
Наличие этих особенностей восприятия — избирательности восприятия, искажения и запоминания — означает, что субъектам рынка необходимо приложить немало усилий для доведения содержания своего обращения до конкретных адресатов. Этим объясняется факт, почему фирмы широко прибегают к повторам своих обращений к потенциальным потребителям их продукции.
Таким образом, выбор индивидуума является результатом сложного взаимодействия факторов культурного, социального, личного и психологического характера.
Мотивы являются первопричиной всех поступков человека. Мотивация потребителей — побуждающие действия, оказывающие влияние на активность покупателя при принятии им решения о покупке.
Существуют четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей:
• потребитель независим;
• мотивация влияет на поведение потребителя;
• поведение потребителя поддается воздействию;
• потребительское поведение социально законно.
Известно, что потребитель преодолевает несколько этапов на пути к принятию решения о покупке и ее совершению.
Рассмотрим основные этапы принятия решения о покупке.
1. Осознание проблемы.Процесс покупки начинается с того, что потребитель осознает необходимость удовлетворения потребности или нужды, реализация которой представляет для него проблему.
2. Поиск и анализ информации.Потребитель может заняться или не заняться поисками дополнительной информации, необходимой ему для анализа своего положения. Если побуждение оказывается достаточно сильным, а товар — способным удовлетворить возникшие потребности, к тому же он легкодоступен, то с большой долей вероятности можно ожидать от потребителя активных действий по покупке нужного товара.
3. Оценка альтернатив.Потребитель использует собранную и проанализированную информацию для того, чтобы составить для себя определенный комплект марок товара, из которого он будет делать окончательный выбор. Проблема состоит в том, чтобы выяснить, как именно совершается выбор покупателем среди нескольких альтернативных марок товара и каким образом потребитель оценивает собранную информацию.
4. Принятие решения о покупке.Оценка вариантов удовлетворения потребности потребителем ведет к ранжированию различных марок товара в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительной марки товара. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора: отношения других людей и воздействие непредвиденных факторов (форс-мажорные обстоятельства). Намерение потребителя о покупке формируется на основе ожидаемого семейного дохода и цены товара, атакже анализа возможных ожидаемых выгод от его приобретения. Непредвиденные обстоятельства могут возникнуть внезапно и изменить намерение потенциального потребителя совершить покупку в тот самый момент, когда он был уже готов к действию.
5. Реакция на покупку.Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него может проявиться ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для всех субъектов рынка. Работа маркетолога и продавца не заканчивается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период.
Таким образом, залог успеха любой организации на рынке — удовлетворенные потребители, сохраняющие свою приверженность ей, ее товарам и услугам.
Необходимо помнить, что удовлетворенность потребителя — это чувство, испытываемое им лишь после покупки и использования товара.