Мотивирующие факторы и принципы воздействия

На мотивацию людей

Получение нового места работы, изменение условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Люди являются достаточно дорогим ресурсом и поэтому должны использоваться с максимальной эффективностью. Вместе с тем, руководитель обязан понимать и помнить, что существует и моральный фактор.

Как правило, учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого работника удается редко, поэтому руководитель стремится к повышению интегральной производительности. Осознание этой проблемы ставит перед руководителем новую проблему:«Какой должна быть идеальная для подчиненных работа и как ее обеспечить?»

По результатам многих исследований, идеальная работа должна:

· иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату;

· оцениваться служащими как важная и должна быть обязательно выполненной;

· давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее эффективного выполнения;

· иметь автономию (в установленных пределах);

· оцениваться объективно в зависимости от эффективности труда работника;

· приносить справедливое, с точки зрения работника и сотрудников, материальное и моральное вознаграждение.

Спроектированная в соответствии с этими требованиями работа обеспечивает состояние внутренней удовлетворенности работника. Это мощный мотивационный фактор, так как стимулирует качественное выполнение работы и стимулирует работника к выполнению более сложной работы.

На основе этих принципов была разработанамодель характеристик работы (рис. 9).

Анализ представленной схемы показал, что значение работы и влияние ее параметров на «психологическое состояние» работников, определяет их отношение к работе.

Основные параметры работы:

· Разнообразие умений и навыков.Параметр характеризует степеньразнообразных действий при выполнении работы и предусматривает использование различных навыков и талантов персонала. Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника, не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.

Основные параметры работы
Основные параметры работы
Основные параметры работы
· разнообразие умений и навыков · целостность работы · важность работы
автономия
обратная связь
Ощущение важности работы
Ощущение ответственности за результат
Гордость за успешное завершение работы
· высокая внутренняя рабочая мотивация · высокое качество · высокое удовлетворение от работы · малое количество прогулов · низкая текучесть кадров




Рис. 9. Модель мотивации Хекмана и Олдхэма

· Целостность работы– завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом.

· Важность работы–степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета, расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.

· Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Работник будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет так называемого чувства «собственности» на работу.

· Обратная связьобеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Легче обеспечить обратную связь по результатам «законченной работы», чем на отдельном ее фрагменте.

Важность обратной связи очевидна, люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Наилучшая обратная связь тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

Следовательно, работа, удовлетворяющая всем описанным факторам, внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет им удовлетворение от полученных результатов. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности. Только такая работа дает возможность человеку к самовыражению, заложенному в ее социальности.

Наши рекомендации