Организационные структуры управления: сущность, уровни

требования

Организационная структура управления:

· определяет область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений;

· показывает, кто и за какие участки работы отвечает;

· представляет взаимодействие (коммуникацию) отдельных служб и подразделений между собой;

· позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку;

· призвана обеспечить интеграцию науки и производства; производства, технического обслуживания и сбыта; экономической ответственности организации в целом и отдельных ее производственных единиц.

Организационная структура управления– состав и информацион­ные взаимосвязи самостоятельных подразделений или исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями.

Главный фактор формирования организацион­ной структуры управления– разделение труда и осуществление функций управления.

Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от ха­рактера связей они подразделяются на линейные, функциональные и комбинированные. Каждое структурное подразделение характеризу­ется количественными и качественными параметрами. Деятельность структурных подразделений регламентируется специальными положениями (инструкциями), определяющими функции, права и обязанности каждого органа управления, а внутри подразделения – каждого исполнителя. При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они мог­ли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней среды.

Организационная структура предприятия– структурные и производственные подразделения в их взаимосвязи и взаимозависимости. По горизонтали определяют количество звень­ев одного уровня, а по вертикали – количество ступеней (уровней) в их соподчиненности. Структура аппарата управления выражает форму разделения тру­да.

Требования к структуре аппарата управления:

- оператив­ность,

- надежность (достоверность и бесперебой­ность передачи информации),

- опти­мальность,

- экономичность.

Разработка оргструктур управления начинается с детального анализа действующей структуры, где учитывается накопленный опыт, ее эффективность, сильные и слабые формы функционирования. Затем осуществляется процесс выбора новой оргструктуры управления с учетом специфики работы предприятия, формы собственности, разработанных целей и стратегии.

Принципы разработки оргструктур управления:

· выявить необходимость единоначалия в данной организации;

· определить количество уровней в структуре управления;

· продумать систему подчиненности по всей иерархии управления проектируемой оргструктуры управления;

· разработать схему информационных потоков с целью обеспечить информацией каждое рабочее место структурных подразделений;

· создать специальные подразделения по разработке функциональных обязанностей;

· определить формы контроля в проектируемой структуре управления;

· сформировать мотивационную модель заинтересованности работников в результатах индивидуального и коллективного труда.

Оценочные параметры оргструктур управления:

· затраты на содержание системы управления;

· информационная нагрузка на работающих;

· время на обработку информации;

· затраты времени на производственные работы;

· время на решение задач управления;

· наличие ошибок в управленческих решениях.

Алгоритм разработки оргструктур управления:

· цели и задачи,

· направление деятельности,

· органы структуры,

· полномочия,

· функции,

· связи,

· оценка деятельности.

Критерии оценки возможностей организационной структуры управленияпозволяют определить степень ее способности:

· обеспечить получение оптимальной нормы прибыли;

· создать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП;

· быстро реагировать на изменение спроса и осуществлять действия, направленные на своевременную перестройку производства (особенно, когда продукция не пользуется спросом);

· способствовать росту производительности труда за счет подетальной специализации;

· осуществлять эффективную систему производственного контроля.

На оргструктуру управления оказывают воздействие цели, принципы, методы и функции управления. Цель требует выделения подразделений, отвечающих за ее достижение. Влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Сле­дует придерживаться принципа «первичность функции и вторичность органа управления».

Сформировать структуру значит закрепить конкретные фун­кции за подразделениями аппарата управления. Развитие функций влечет за собою развитие структуры управления. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых фун­кций и отмиранию действующих.

При разработке структуры управления предприятием учитываются факторы: количество работающих, объем и номенклатура производства, уровень механизации и автоматизации, вид и тип производства, коли­чество и виды оборудования, организация труда и производства. Поэтому необходимо систематически оптимизировать оргструктуру управления.

Признаки оптимальной структуры:

· Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом.

· Минимальное число уровней руководства.

· Наличие в составе групп специалистов.

· Ориентация графиков работы на потенциальных потребителей.

· Быстрая реакция на изменения во внешней и внутренней среде.

· Высокая производительность и низкие затраты.

Наши рекомендации