Организационные структуры управления: сущность, уровни
требования
Организационная структура управления:
· определяет область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений;
· показывает, кто и за какие участки работы отвечает;
· представляет взаимодействие (коммуникацию) отдельных служб и подразделений между собой;
· позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку;
· призвана обеспечить интеграцию науки и производства; производства, технического обслуживания и сбыта; экономической ответственности организации в целом и отдельных ее производственных единиц.
Организационная структура управления– состав и информационные взаимосвязи самостоятельных подразделений или исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями.
Главный фактор формирования организационной структуры управления– разделение труда и осуществление функций управления.
Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от характера связей они подразделяются на линейные, функциональные и комбинированные. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами. Деятельность структурных подразделений регламентируется специальными положениями (инструкциями), определяющими функции, права и обязанности каждого органа управления, а внутри подразделения – каждого исполнителя. При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней среды.
Организационная структура предприятия– структурные и производственные подразделения в их взаимосвязи и взаимозависимости. По горизонтали определяют количество звеньев одного уровня, а по вертикали – количество ступеней (уровней) в их соподчиненности. Структура аппарата управления выражает форму разделения труда.
Требования к структуре аппарата управления:
- оперативность,
- надежность (достоверность и бесперебойность передачи информации),
- оптимальность,
- экономичность.
Разработка оргструктур управления начинается с детального анализа действующей структуры, где учитывается накопленный опыт, ее эффективность, сильные и слабые формы функционирования. Затем осуществляется процесс выбора новой оргструктуры управления с учетом специфики работы предприятия, формы собственности, разработанных целей и стратегии.
Принципы разработки оргструктур управления:
· выявить необходимость единоначалия в данной организации;
· определить количество уровней в структуре управления;
· продумать систему подчиненности по всей иерархии управления проектируемой оргструктуры управления;
· разработать схему информационных потоков с целью обеспечить информацией каждое рабочее место структурных подразделений;
· создать специальные подразделения по разработке функциональных обязанностей;
· определить формы контроля в проектируемой структуре управления;
· сформировать мотивационную модель заинтересованности работников в результатах индивидуального и коллективного труда.
Оценочные параметры оргструктур управления:
· затраты на содержание системы управления;
· информационная нагрузка на работающих;
· время на обработку информации;
· затраты времени на производственные работы;
· время на решение задач управления;
· наличие ошибок в управленческих решениях.
Алгоритм разработки оргструктур управления:
· цели и задачи,
· направление деятельности,
· органы структуры,
· полномочия,
· функции,
· связи,
· оценка деятельности.
Критерии оценки возможностей организационной структуры управленияпозволяют определить степень ее способности:
· обеспечить получение оптимальной нормы прибыли;
· создать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП;
· быстро реагировать на изменение спроса и осуществлять действия, направленные на своевременную перестройку производства (особенно, когда продукция не пользуется спросом);
· способствовать росту производительности труда за счет подетальной специализации;
· осуществлять эффективную систему производственного контроля.
На оргструктуру управления оказывают воздействие цели, принципы, методы и функции управления. Цель требует выделения подразделений, отвечающих за ее достижение. Влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Следует придерживаться принципа «первичность функции и вторичность органа управления».
Сформировать структуру значит закрепить конкретные функции за подразделениями аппарата управления. Развитие функций влечет за собою развитие структуры управления. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых функций и отмиранию действующих.
При разработке структуры управления предприятием учитываются факторы: количество работающих, объем и номенклатура производства, уровень механизации и автоматизации, вид и тип производства, количество и виды оборудования, организация труда и производства. Поэтому необходимо систематически оптимизировать оргструктуру управления.
Признаки оптимальной структуры:
· Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом.
· Минимальное число уровней руководства.
· Наличие в составе групп специалистов.
· Ориентация графиков работы на потенциальных потребителей.
· Быстрая реакция на изменения во внешней и внутренней среде.
· Высокая производительность и низкие затраты.