Методология, классификация, этапы
Планирование: сущность, цели, преимущества и недостатки
Планирование – процессопределения целей, путей и средств их достижения, расписанных по ресурсам,исполнителям, времени и последовательности.
Необходимо помнить, что план не самоцель, а средство достижения цели.
Арсенал средств достижения цели: экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия.
Достижение поставленной целиопределяет удовлетворение личных или коллективных интересов работников объекта хозяйствования.
Основная цель плана– реализованное событие.
Основная задача планирования– выбор волевых ответственных целенаправленных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.
Следовательно, планирование:
· волевое и активное воздействие на будущее;
· отражение субъективного представления о будущем;
· разновидность управленческой деятельности;
· раскрытие целевых установок;
· предполагает ответственность за его реализацию;
· отражает учет условий внешней среды хозяйствования и конъюнктуру рынка;
· учитывает возможности внутренней среды и имеющиеся ресурсы;
· должно быть реальным (выполнимым);
· определяет порядок действий исполнителей;
· мотивированная схема действий персонала организации на будущее;
· первопричина мотивации персонала и оценки его деятельности;
· должно предусматривать резервы для непредвиденных и форс – мажорных обстоятельств;
· предусматривает меры ответственности для исполнителей всех уровней;
· должно отражать (в идеале) интересы всех структурных подразделений;
· оформляется документально в письменной форме;
· является важнейшим внутренним документом организации;
· используется для установления контактов с партнерами и инвесторами;
· утверждается руководством;
· должно иметь возможности корректировок и адаптации деятельности организации к новым условиям, сложившимся на рынке.
Следовательно, планирование–это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.
План нередко сравнивают с путешествием человека на автомобиле в некий город. Цель деятельности– это достижение конечного пункта путешествия. План–это та выбранная дорога, по которой поедет автомобиль. Она выбирается из множества других и должна быть самой короткой, безопасной и удобной. Официальные законы, нормы и инструкции, регламентирующие предпринимательство,это знаки и правила дорожного движения. Умение вести машину по выбранному пути, не нарушая правил дорожного движения (действующего законодательства) целиком зависит от путешественника (руководителя).
Преимущества планирования:
· стремление решить поставленную задачу рационально и с меньшими затратами;
· улучшение интеграции и координации действий многих исполнителей;
· повышение эффективности совместных действий заинтересованных лиц;
· рациональное использование ограниченных ресурсов;
· возможность контроля и корректировки деятельности.
Недостатки планирования:
• невозможность отразить все многообразие внешних и внутренних условий;
• стабильность (неизменность) принятого решения;
• необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
Причины искажения роли планирования:
• авторитарность руководства организации;
• субъективизм взглядов отдельных исполнителей;
• неточная и неполная информация;
• форс-мажорные обстоятельства;
• отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
• ошибки в экономических расчетах и т.п.
План может быть выражен в письменной форме, мысленной и устной как контур будущего, но письменный план в дальнейшем легче проконтролировать руководителям всех уровней.
Следовательно,план– не цель, а эффективное средство достижения цели, помогающее улучшить будущее организации.
5.2. Методология планирования
Методология планирования–учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер и действий, необходимых для выполнения плана, его мониторинга. Методология планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой.
Элементы методологии планирования:
Принципы планирования:
1.Принцип единства –разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции действий служб и подразделений, отражаемых в плановых показателях.
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму– третий и т. д. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.
3. Принцип гибкости– способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности, должен иметь резервы и механизм возможной корректировки показателей для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя, соответствия имеющимся ресурсам. Завышенный план не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а заниженный план создает условия для необоснованного поощрения персонала без их должных усилий.
5. Принцип участия– в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты организации, а при необходимости и специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей, что повышает степень их вовлеченности и формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ.
Методы планирования: балансовый; опытно-статистический; нормативный; экономико-математический.
Балансовый метод планирования предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой– направления их использования. В планировании применяются балансы: натуральный (материальный); стоимостной; трудовой; межотраслевой.
Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на достигнутые ранее результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя.
Нормативный метод планирования (технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы.
Норматив– научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли (государства).
Норма– это обоснованная величина затрат, разработанная руководством конкретной организации.
Более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Но они не всегда учитывают особенности региона или организации. В планировании используются нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.
Экономико-математические методы планированияхарактеризуются возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании.
Показатель плана–это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта.
Одна из наиболее распространенных классификаций основных показателей:
1. По роли в управлении:
• директивные, они обязательны для исполнения;
• расчетные, необязательные для исполнения, в т. ч. те, которыми обосновывают директивные показатели. Их количество значительно больше директивных показателей.
2. По экономическому содержанию:
• натуральные, выражаются в тоннах, метрах, литрах и др.;
• стоимостные, выражаются в денежной форме;
• трудовые, выражаются посредством учета затрат труда.
3. По отношению к деятельности:
• количественные (объемные), характеризуют объем деятельности (товарная продукция, грузооборот, торговая площадь);
• качественные, характеризуют качество работы (производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность).
4. По отношению к соизмерителю:
• абсолютные, выражаются суммой или количеством;
• относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к базисному. Относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные. Например, сумма прибыли 200 тыс. руб. малоо чем говорит, так как безотносительна к объему деятельности или капиталу. А вот рентабельность 24% капитала означает, что на каждые100 руб. основных и оборотных средств в организации приходится 24 руб. прибыли, что уже позволяет качественно оценить использование средств объектом хозяйствования.
5. По роли в экономической работе:
• прогнозные;
• плановые;
• ожидаемого выполнения;
• фактические.
6. По направленности:
• адресные или индивидуализированные для конкретного исполнителя;
• обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы.
7. По критерию математических вычислений:
• объемные;
• средние;
• приростные;
• предельные (дифференцированные);
• индексные.
8. По форме отчетности:
• оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью;
• статистические, предусмотренные статистической отчетностью;
• бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской отчетностью.
Система мер (действий), необходимых для выполнения плана
План– реальный ориентир к действиям, которые требуют своего обоснования, без которого план никогда не будет реализован. Достижение целитребует продуманных, волевых, целенаправленных и ответственных действий.
Меры выполнения плана включают:
• развернутое описание необходимых действий;
• ресурсное обеспечение;
• перечень участвующих исполнителей и определение их дифференцированных задач;
• сроки выполнения расчетных показателей.
Меры достижения целей плана требуют обоснования организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных слагаемых. Эти слагаемые должны иметь экономическое содержание, необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте.
Поэтому, меры достижения целей плана включаютсмету расходов, которая может разрабатываться для отдельных структурных подразделений; в целом по организации на блок заданий плана; для отдельного исполнителя плана; на отдельное задание плана и т.п.
5.3. Классификация планов и этапы планирования
Классификация планов (вариант):
1. По времени:
· долгосрочные (на 10—25 лет);
· среднесрочные (на 3—10 лет);
· краткосрочные (на 1—3 года);
· текущие (на 1 год, в том числе сезонные);
· оперативные (до 1 года).
2. По объектам хозяйствования:
· государственные, региональные, республиканские, областные и муниципальные;
· внутрифирменные.
3. По степени определения параметров:
· детерминированные (с четко определенными napаметрами);
· вероятностные (с нечеткими параметрами).
4. По назначению:
· директивные, обязательные для исполнения;
· индикативные, т. е. рекомендованные для выполнения.
На уровне организации принимаются директивные планы, на уровне государства– индикативные.
5. По масштабности целей:
· стратегические, предусматривающие достижение глобальных целей;
· оперативные, предусматривающие достижение ближайших целей;
· бизнес-планы, ориентированные на достижение отдельной сделки, операции, ориентированные на небольшой срок.
6. По функциям деятельности (функциональные планы):
• маркетинга, в том числе сбыта;
• прибыли и рентабельности;
• инвестиций, в том числе долговременных материальных;
• издержек производства и обращения;
• персонала;
• доходов;
• финансов и др.
Любая классификация несет в себе элемент условности. В современной практике планирования используют различные планы. Наибольшую популярность приобрели индикативные, стратегические и бизнес-планы.
Порядок и последовательность разработки планаорганизации (этапы):
1) обоснование целей деятельности;
2) сбор информации;
3) проведение экономического анализа;
4) составление прогнозов;
5) составление планов;
6) утверждение и доведение планов до исполнителей;
7) выполнение плана исполнителями;
8) мониторинг плана.
Последовательность этапов планирования может быть и иной. Например, в стратегическом планировании она может быть следующей (рис. 4).
Процесс стратегического планирования включает:
· определение миссии и целей организации;
· анализ и оценку внешней среды;
· анализ внутренних возможностей организации (сильные и слабые стороны);
· изучение стратегических альтернатив, способствующих достижению поставленных целей и выбор стратегии;
· разработкуоргструктуры управления, основных принципов мотивации и контроля;
· оперативное планирование и управление;
· реализацию стратегии;
· оценку стратегии (контроль за ходом реализации стратегии и внесение в нее при необходимости соответствующих корректив).
Процесс стратегического планирования |
Миссия организации |
Цели организации |
Оценка стратегии |
Реализация стратегии |
Выбор стратегии |
Оценка и анализ внешней среды |
Управленческое обследованиесильных и слабых сторон |
Анализ стратегических альтернатив |
Рис. 4. Процесс стратегического планирования
Наличие сформулированной миссии как основы плана стратегического развития организации позволяет руководству правильно ориентироваться в ситуации, вселяет клиентам уверенность в надежности организации и ее персонала, обеспечивая дополнительные конкурентные преимущества.
Анализ и оценка внешней среды и внутренних возможностей организации – СВОТ – анализ (сильные м слабые стороны деятельности организации; риски и возможности, открывающиеся на рынке), который используется практически постоянно, поскольку позволяет соизмерять планы развития бизнеса со своими ресурсами.
Разработка альтернативных стратегий развития организации дает ей возможность в случае реализации того или иного сценария развития событий действовать по четко составленному плану. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии позволяют принять осознанное решение о том, какой бизнес организации приносит ей доход.
Стратегия– детальный всесторонний комплексный план мероприятий, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Группы основных стратегий: стратегии роста; стратегии ограниченного роста; стратегии сворачивания деятельности (ухода из бизнеса); комбинации из вышеперечисленных стратегий.
Важно и построение организационной структуры управления, адекватной ставящимся перед компанией задачам.
Выбор и оценка стратегии (контроль за ходом ее реализации и внесение корректив) – важнейшая составная часть процесса стратегического планирования. Этот этап как бы «закольцовывал» весь процесс стратегического планирования, превращая его в замкнутый цикл, в последовательный непрерывный процесс.