Цели организации: сущность, виды, функции, взаимосвязи
требования
Цель– желаемое будущее состояние реальности деятельности фирмы. Цели организации множественны: они ранжируются и устанавливаются в зависимости от текущей ситуации и условий, в которых она функционирует.
Наличие целей обеспечивает направленность действий, сплачивает людей, создает возможность для эффективной работы организации.
Любая цель требует выбора своих ориентиров, поэтому между ориентирами, целями и стратегиями устанавливается тесная взаимосвязь. Стратегия, выработанная на высших уровнях управления, становится ориентиром и целью для низовых звеньев управления.
Процесс формирования целей, как правило, проходит несколько этапов: поиск целей, анализ их реализуемости, оценка эффективности, выбор, составление плана мероприятий, реализация плана, корректировка, поиск новых целей.
Обязательным элементом процесса формирования целей является проверка их на достижимость, так как деятельность организации всегда связана с внешними и внутренними ограничениями. Например, внешними ограничениями могут быть законодательные нормативы и постановления, изменения экономической конъюнктуры, политические и экологические факторы, конкуренты, уровень доходов населения и др. Внутренними ограничениями могут оказаться издержки, производственные мощности, наличие информации и управленческого потенциала, принципы фирмы, уровень рентабельности.
Общие цели организации служат основой разработки целей по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений. Общие цели отражают перспективу развития организации, и они должны быть увязаны с ресурсами. Необходимо ранжирование целей по их приоритетности, т. е. устанавливается их степень важности и очередность их достижения. Цели могут быть выстроены, например, так: 1) обеспечение оптимальной рентабельности; 2) обеспечение устойчивости на рынке; 3) разработка новых видов деятельности и т.п. Процесс управления предполагает выработку специфических целей, которые разрабатываются в рамках общих целей.
Вариант миссии фирмы |
Принятие решения по мотивации предпринимательства |
Согласование стимулов для мотивации |
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ |
Анализ микросреды фирмы в случае принятия миссии |
Оценка экономической среды фирмы |
Оценка технологических средств реализации миссии |
Оценка прибыльности рынка |
Спецификация рыночных возможностей |
Изучение структуры отрасли |
Оценка рыночных характеристик |
Оценка результатов возможности реализации миссии с учетом перспектив |
Анализ макросреды фирмы в случае принятия миссии |
Анализ макроэкономических аспектов |
Анализ интегрированных рынков |
Оценка инвестиционного климата |
Анализ рынка рабочей силы |
Анализ ресурсов рынка |
Рис. 3. Схема формирования и реализации миссии организации (вариант)
Среди специфических целей, например, первое место занимает определение рентабельности по каждому подразделению.
И только после этого могут ставиться такие конкретные цели, как развитие новой продукции, совершенствование технического уровня производства, определение источников финансирования, уменьшение налогообложения и т. д.
Общая цель управления производством вытекает из рыночных отношений и ситуации. Каждому звену управления ставится своя цель, а цели всех звеньев объединены общей целью. Затем дается оценка сложившейся ситуации и выявляется основное препятствие, которое мешает достижению поставленной цели. После чего наступает этап выбора системы мер для достижения цели – принятия решения.
Например, управление предприятием имеет целью эффективное и планомерное использование технических, экономических, организационных и социальных возможностей для обеспечения производства. Цели деятельности предприятия разрабатываются на основе изучения конъюнктуры рынка и основных направлений развития отрасли, в которую оно входит.
Вместе с тем, цели выполняют ряд функций, помогая пониманию того, почему существует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе.
Функции целей организации:
· оправдывают законность существования организации;
· регулируют поведение членов организации;
· мотивируют и направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Выход предприятия на лидирующие позиции удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и моральные потребности (гордость за организацию).
· снижают неопределенность, разъясняя людям, что организация преследует в своей деятельности.
· помогают приспосабливаться к окружающей действительности.По целям ориентируются в своем развитии, сравнивают себя с другими, определяют соответствие предъявляемым требованиям,
Типы организационных целей:официальные; оперативные; операционные.
Официальные цели определяют общее назначение организации (в Уставе или Положении об организации). Они публичны, абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах. Они оправдывают существование организации перед обществом, имеют внешнюю направленность и создают организации благоприятный имидж. По ним, как правило, трудно определить, чем на самом деле занимается организация.
Оперативные цели исходят из действительной политики руководства и указывают, что именно организация пытается делать независимо оттого, что было заявлено в официальных целях. Они имеют внутреннюю направленность, важны для членов организации и, как правило, малоизвестны внешнему миру. Формой их выражения является план работы организации.
Операционные цели еще более специфичны и более конкретны и измеряемы, чем оперативные. Они направляют поведение руководителей и персонала и по ним дают оценку выполненной работе. Они разрабатываются до мельчайших деталей и выражаются в количественных терминах, выступают в форме конкретных заданий отдельным исполнителям и рабочим группам.
Цели фирмы делятся на цели:
· развития, стабилизации, выживания;
· экономические (достигнуть определенного уровня прибыли);
· количественные (увеличить объем продаж на 10%);
· качественные (внести коррективы в техпроцесс);
· эгоистические (повышение престижа, имиджа предприятия);
· социальные (улучшение социальных условий рабочих и служащих);
· экологические (устранение (снижение) ущерба окружающей среде) и т.д.
Руководитель, как правило, пользуется следующими определениями целей и стратегий:
-цель организации– такое состояние будущей реальности, которого она желает добиться собственными усилиями;
-стратегияорганизации– комплекс политических установок организации и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели.
Обычно целями организации являются – развитие организации и получение хорошей прибыли, а стратегиями– сложившиеся традиции и методы деятельности. Цели становятся инструментом управления, когда они определены и четко сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению.
Формулирование целей – процесс очень сложный, поэтому качество формулировки цели определяет судьбу организации, ее успех или неудачу.
Требования к постановке цели.Цели должны быть:
· достижимы и реалистичны. Нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, а легко достижимые цели обладают слабой мотивацией;
· конкретны (сформулирован результат);
· понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы;
· измеримы. Чтобы управлять, нужно измерять. Не измеряемость цели не дает возможности исполнителю определить степень прогресса в ее достижении;
· обозримы.Иметь сроки исполнения;
· силой, мотивирующейдействия исполнителя в правильном направлении;
· формулируемы и формализуемы,что повышает обязательства по отношению к цели. Устная установка целей легко забывается, а записанная и исчисляемая цель способствует сосредоточенности на ее исполнении и результативности;
· совместимы,что помогает избежать конфликтов между людьми и подразделениями. Неприемлемость и несовместимость цели ведет к ее невыполнению, волоките, возмущению, поэтому формулирование цели может потребовать значительных усилий по согласованию, переговорам и убеждению сторон;
· проверяемыми и подвергаться корректированию. Этого требуют постоянно меняющиеся внешние и внутренние факторы и обстоятельства;
· связаны с системой вознаграждения. Они должны быть ценимы. Знание того, что достижение цели будет вознаграждено, помогает поддерживать эффективность деятельности организации;
· количественно определены;
· логичными;
· иерархичны.
Виды взаимосвязей между целями:
· Конфликт целей: достижение одной цели затрудняет достижение другой. Снижение себестоимости и повышение качества. Достижение конфликтных целей в рамках одной организации, как правило, невозможно.
· Комплиментарность целей: достижение одной цели облегчает достижение другой. Повышение качества продукции, например, способствует росту доли рынка.
· Индифферентность целей: цели не оказывают существенного влияния друг на друга. Цель – «организация качества» и цель – «организация широкого ассортимента».
· Иерархия целей: подчинение одних целей другим. Например, цель «определенная доля рынка» подчинена цели «определенная рентабельность фирмы».
Для комплиментарных и индифферентных целей необходимо определить иерархию или приоритет (если они прямо не подчинены друг другу). Существующие ресурсы фирмы и рынок не всегда позволяют достичь всех ее цепей, поэтому стратегия должна предусматривать достижение наиболее важных из них Достижимость целей определяется руководителем в процессе разработки стратегий.
Специалисты-практики советуют, когда что-то не ладится в организации, первое – проверьте, а правильно ли сформулированы цели.
Планирование в менеджменте: сущность, цели,