Классическая (традиционная) школа управления

1.Классическая (традиционная) школа управления: Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, А. Файоль, Ч. Барнард, Л. Урвик, М. Вебер и др.

Основоположником научного менеджмента считается Фредерик УинслоуТэйлор (1856 – 1915 гг.), имевший более 100 изобретений.

Основные принципы системы научного менеджмента Ф. Тейлора:

· администрация разрабатывает научный фундамент деятельности предприятия,

· администрация производит тщательный отбор рабочих, тренирует и обучает их,

· администрация осуществляет сердечное сотрудничество с работниками,

· устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими.

Анри Файоль (1841 – 1925 гг.), писал: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Он выделил 14 принципов управления:

1) разделение труда,

2) власть – ответственность,

3) дисциплина,

4) единство распорядительства,

5) единство руководства,

6) подчинение частных интересов общим,

7) вознаграждение персонала,

8) централизация,

9) иерархия,

10) порядок,

11) справедливость,

12) постоянство состава персонала,

13) инициатива,

14) единение персонала (корпоративный дух).

А. Файоль разработал универсальный (функциональный) подход успешного управления организацией. Проанализировав основные принципы, сформулированные им, многие современные специалисты в области управления представляют его взгляды на сущность управления в современной трактовке, которая представлена на рис. 2.

Л. Урвик выделил прин­ципы построения формальной организации, к ним он отнес:

1. Соответствие структуры выполняемым функциям.Необходимо сначала определить, что надо делать и какие функции выполнять для достижения целей организации, а затем формировать оргструктуру управления.

2. Соответствие людей структуре. Затем необ­ходимо подби­рать специалистов в различные отделы и службы созданной оргструктуры управления организацией.

Контроль
Современный универсальный подход эффективного управления
Принятие управленчес- кого решения
Организация
Укомплектование штата
Эффективная коммуникация
Стимулиро-вание
Руководство
Планирование

Рис 2. Современное восприятие функционального подхода А. Файоля

3. Создание специального и «генерального» штаба. Штаб должен разрабатывать рекомендации для руководителя, заниматься подготовкой и передачей при­казов руководителя, контролем и оказанием ему помощи в координации усилий штабных специалистов.

4. Сопоставимость прав и ответственности. Руководителей следует наделять властью, равной ответственности.

5. Диапазон контроля– число лиц, непосредственно подчиняющих­ся руководителю.

6. Специализация. Типы специализации управлен­ческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку.

7. Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотно­шения и взаимосвязи с другими лицами.

Следовательно, Л. Урвик глубже, чем А. Файоль, сформулировал основ­ные принципы построения формальной организации.

Макс Вебер утверждает, что бюрократия осуществляет свои действия на основе формализованных рациональных правил, правомерность которых закреплена в законах. По его мнению, бюрократия– это типичный пример легального господства которое основывается на следующих принципах:

· существование определенных служб, строго определенных законами и правилами,

· защита служащих при исполнении ими своих обязанностей,

· иерархия в выполнении функций, четкая административная структура,

· подбор кадров на конкурсной основе,

· регулярная оплата труда служащего,

· право контроля администрации за работой подчиненных,

· возможность продвижения по службе на основе оценки по объективным критериям,

· полное отделение выполняемой функции от личности служащего, никто не может быть собственником своего поста.

Государственный чиновник, по мнению М. Вебера, должен:

· быть компетентным в поручаемых ему вопросах,

· быть дисциплинированным,

· соблюдать служебную иерархию,

· заниматься выполнением только служебных обязанностей,

· получать денежное содержание в соответствии с занимаемой должностью,

· последовательно продвигаться по службе,

· обладать профессионализмом.

В зависимости от характе­ра власти, которой обладает руководитель, М. Вебер выделил три основ­ныхтипа управления организацией: харизматический, традиционный, идеальный (бюрократический).

Харизматический тип основан на влиянии, свойствах личности руководителя, его способности привлекать сто­ронников.

Традиционный типвозникает из харизматического в тех случаях, когда про­исходит естественная замена лидера и члены организации по тради­ции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему.

Идеальный (бюрократический)тип организации основан на специаль­ном разделении власти, где руководителю принадлежат функции ли­дера.

2.2. Доктрина (школа) человеческих отношений

Тейлоризм перестал удовлетворять требованиям капитализма того времени, что натолкнуло ученых на поиск новых путей повышения эффективности деятельности предприятий. Доктрину (школу) человеческих отношений разработали Мари Пар­кер Фоллетт и Элтон Мэйо.

Менеджмент, по мнению М. Фоллетт, есть «обеспе­чение выполнения работы с помощью других лиц». Проводя экспериментальные исследования по производительно­сти труда в г. Хоторне, Э. Мэйо установил, что разработанные рабо­чие операции и высокая зарплата не всегда приводили к по­вышению производительности труда. Коллеги по группе иногда ока­зывали на работников более весомое влияние, чем требования руко­водителя и материальный интерес.

Абрахам Маслоу и другие психо­логи считали, что мотивами поступков людей являются, главным об­разом, не экономические интересы, а различные потребности, кото­рые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

Представители школы человеческих отношений:

- уделяют больше вни­мания совершенствованию труда в системе управления;

- отказались от принципа «координации по­средством иерархии» (клас­сическая школа), считая, что направление линии власти только сверху вниз не всегда эффективно;

- выдвинули метод «координации посредством комиссий», предполагающий изучение отношений по горизонтали;

- убеждены, что делегирование – это двусторонний процесс, при котором низовые уровни организации де­легируют наверх функции административной и координационной де­ятельности, а верхние слои делегируют вниз право выполнять ука­занные действия;

- считают, что руководитель должен всесторонне знать подчиненных с тем, чтобы обеспечить надежность выполнения функций и оказывать помощь в их выполнении.

Представитель школы Д. МакГрегор предложил два подхода к организации управления:

- первый основан на применении «кнута и пряника»,

- вто­рой – на создании условий стимулирования у работников инициати­вы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей ор­ганизации.

Д. МакГрегор: по мере перехода от принуждения к по­ощрению инициативы структура организации должна претерпевать изменения в сторону уменьшения жесткости иерархии.

Концепция управления с позиции науки о поведении– Крис Арджирис, РенсисЛайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг.

Объекты исследования– аспекты социального взаимодействия, мотивации к труду, характера власти и авторитета, оргструктуры, ли­нии связи в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа человеческих отношений сосредоточивала свое вни­мание главным образом на методах налаживания межличностных от­ношений, а новый подход стремился оказать по­мощь работнику в осознании своих собственных возможностей.

Цель школы поведенческих наук– повышение эффективности предприятия за счет повышения эффективности использования человече­ского фактора.

Наши рекомендации