ТЕМА 3. Эпоха копирайтеров в рекламном бизнесе первой
Половины XX века
В эпоху копирайтеров в теории и практике «искусства печатного слова» существовало несколько подходов к составлению РО. Сам характер и стиль изложения информации, как и её восприятия, позволял делить рекламные тексты на аргументированные, эмоциональные, тексты-новости, тексты-заявления, художественно-образные тексты, личные обращения и сюжетные повествования. Рекламный текст создавался так, чтобы затронуть или разум, или чувства. Эти два подхода получили название «жесткой» и «мягкой» продажи. «Жесткая» продажа – это рациональное информационное послание, которое разработано, чтобы вызвать ответ, основанный на логике. Этот прямой подход основывался на конкретных характеристиках товара и выгоде его приобретения. Реклама в духе «жесткой» продажи пыталась убедить потребителей в необходимости покупки, потому что товар «очень хорош», «лучше других» или «самый лучший». При «мягкой» продаже использовались РО, построенные на образе, который должен затронуть чувства и вызвать эмоциональную реакцию.
В разное время и при разных условиях развитие находили те или иные тенденции и подходы при разработке и создании рекламного текста. Возникновение некоторых из них связано с именами тех копирайтеров, которые первыми выступили на этом поприще и своим творчеством составили целую эпоху в истории рекламы ХХ в. Копирайтинг развивался не прямолинейно, а циклично. На смену «лобовой» рекламе приходила «вкрадчивая». Период преувеличенного восхваления товара сменялся периодом недоговоренности о его достоинствах, на смену деловой, сухой рекламе приходила высокохудожественная и изощренная, вместо логики и принципа «почему именно» делалась ставка на эмоциональное восприятие, атмосферу и художественный образ.
Особое значение в профессиональной деятельности копирайтеров получает язык и стиль РО. Ими был разработан особый стиль лаконичных объявлений, краткость и ясность которых создавалась в результате кропотливой творческой работы. При выборе наиболее эффективной формы РО копирайтеры стремились к тщательной отделке каждой лаконичной и выразительной формулировки.
Джон Э. Пауэрс (1837–1919). Начало эпохи копирайтеров можно отнести к последним десятилетиям XIX в. Одним из её основоположников в США являлся Джон Э. Пауэрс (1837–1919), создатель стиля, получившего название «Вот почему» (Reason why). Подход к тексту с точки зрения искусства продажи еще получил название «аргументированная реклама», когда излагаются логически обоснованные доводы необходимости совершить покупку. Джон Пауэрс, работая на универмаг Уэйнамейкера, стремился так составлять РО, чтобы сообщаемая в них информация была новой и достоверной. Ежедневно публикуя свои РО в прессе и стремясь к тому, чтобы они были информативно точны, он постоянно обновлял их, почти ежедневно печатая новые варианты. Сам Пауэрс объяснял свой метод работы так: «Мое открытие состояло в том, что необходимо просто печатать новости из магазина»[19]. В своих текстах Пауэрс приводил различные аргументы, которые обосновывали необходимость покупки товара. Он как бы всякий раз отвечал на вопрос, почему надо предпочесть данный товар, и в конце всегда заканчивал одним и тем же: «Вот почему…» Множество его РО было посвящено появившимся в продаже различным техническим новинкам, преимущества которых необходимо было разьяснить потребителю. Пауэрс рекламировал швейные машинки и велосипеды, разъясняявысокое качество узлов машин и сообщая о том, что прежде чем велосипед покинет магазин, он 21 раз проверяется механиками. С помощью Пауэрса объем торговли магазинов Д. Уэйнамекера всего за несколько лет удвоился.
Джон Кеннеди (1864-1928). Одним из первых в списке выдающихся копирайтеров начала века стоит имя Джона Кеннеди. Он был одним из тех, кто осознал себя именно в качестве копирайтера – составителя рекламного текста. До 1904 г. в L&T, третьем по величине РА США, был только один копирайтер – фрилэнс (внештатный работник), получавший за свою работу $15 в неделю. С приходом в L&T Д. Кеннеди ситуация изменилась. Д. Кеннеди считал, что реклама — это «торговое предприятие на газетном листе» (Salesmanship in print). А. Ласкер воспринял формулу Д. Кеннеди и сделал её философией своего агентства. Впоследствии Ласкер говорил: «С этого дня сама картина рекламы изменилась по всей Америке» [20]. По другому признанию Ласкера, сделанного им в 1906 г., «90% энергии, бюджета и творческой мысли нашего агентства направлено на создание рекламного текста».[21]
Первой работой Д. Кеннеди в L&T была реклама новых стиральных машин. Ранее она основывалась на заголовке "Вы привязаны к своему корыту?" с изображением домохозяйки, прикованной цепью к корыту для стирки. Текст нового РО, которое сочинил Кеннеди, разъяснял принцип работы шарикоподшипников стиральной машины и важность сохранения с помощью её работы времени хозяйки и кожи её рук. Рисунок показывал счастливую женщину в кресле-качалке. Преимущества стиральной машины были преподнесены в позитивном свете и доказательно аргументированы, что сделало рекламу успешной и позволило снизить клиенту затраты на рекламу в сотни раз - с $20 на одного потребителя до нескольких центов.
Кеннеди понимал рекламу как искусство сочинения текста с целью продажи товара. Успехи Кеннеди в области копирайтинга произвели на А. Ласкера такое впечатление, что вплоть до начала 30-х гг. он не считал нужным иметь в своем РА арт-директора, т.е. заниматься художественным оформлением РО. Считая рекламу «искусством продавать товар через печатные издания», Кеннеди был последователем «торгового» подхода Пауэрса, при котором в тексте РО надо было так представлять аргументы, как продавец при личном контакте с покупателем. Так же, как и у Пауэрса, объявления Д. Кеннеди заканчивались логическим выводом, почему нужно купить товар (стиль «вот почему»).
Клод Хопкинс (1866-1932). Выдающимся копирайтером был признан Клод Хопкинс. Он, как и Джон Кеннеди, считал, что реклама — это умение показать товар лицом с помощью печатного слова: «Я считаю рекламу художественной формой торговли…Реклама должна быть сильнее обычных доводов, как пьеса должна быть ярче реальной жизни».
Для рекламы пива Schlitz он разработал методику «приоритетного утверждения», доказывавшего уникальность продукта. Хопкинс, изучив технологический процесс производства пива, обнаружил целый ряд «моментов для рекламы». В своих рекламных объявлениях он писал, что «материнская дрожжевая клетка» была отобрана в результате 1018 различных экспериментов по определению уникального аромата, а каждая капля пива процеживалась через специальные фильтры. Процесс стерилизации бутылок вдохновил Хопкинса на заголовок «Schlitz»: «Вымыты горячим паром!» («Washed with Lived Steam!»). Все производители пива придерживались этой технологии как стандартной практики. Но Хопкинс первым понял, что если взять характеристики или качество продукта, обычное для отрасли, и сделать заявление первым, то на этом можно выиграть.
Объявления К. Хопкинса гарантировали покупателю возврат денег, предлагали скидку или купон на бесплатный или недорогой образец. Стиль объявлений Хопкинса получил название «вырежьте купон».
Хопкинс также был одним из основателей директ-мейл. Он использовал свой опыт копирайтера, разрабатывая тексты для рассылочной рекламы, который изложил в книге «Научная реклама» (1923 г.). В ней он рассматривает принципы и законы, открытые им в результате постоянного тестирования своих рекламных текстов: «Одна реклама сравнивается с другой, один метод — с другим... Недопустимо никакое гадание на кофейной гуще. Обязательно нужно знать, что окажется самым лучшим. Таким образом, реклама заказов по почте впервые установила многие из наших основополагающих законов»[22]. Основываясь на анализе многочисленных данных, К. Хопкинс отмечал, что внесение в текст графического изображения и напористого заголовка усиливали эффект – количество проданного товара возрастало. Хопкинсу также принадлежит известная фраза: «Реклама поднялась в иных руках до статуса науки».
Теодор Мак-Манус (1872-1940). Пионером в области создания образной рекламы был признан Теодор Мак-Манус. Он ввел новый стиль — «атмосферы» или «образа» — и прославился как «Клод Хопкинс вкрадчивой рекламы». Мак-Манус начинал карьеру газетным репортером, а в 1910–1915 гг. стал работать в Дейтройте, где возглавлял агентство, занимающееся рекламными проектами компании Cadillac, которая являлась подразделением автомобильной корпорации General Motors. Его самое знаменитое РО "The penalty of leadership"(«Бремя Лидерства»). Теодор Мак-Манус создал её, когда новая модель фирмы Cadillac подверглась резкой критике в прессе за серьезные недостатки двигателя. Реклама была опубликована в Saturday Evening Post 2 января 1915 г. только один раз.
Бремя лидерства
В каждой области человеческой деятельности тот, кто идет впереди, постоянно находится в ослепительном свете общественного внимания. Лидирует ли человек или изделие, за ним всегда следуют ревность и зависть. На лидера нападают, потому что он лидер, и попытки сравняться с ним только подтверждают его ведущую роль. Не в состоянии догнать его или превзойти соперник прибегает к осуждению и нападению. В этом нет ничего нового... Это старо, как мир, - как человеческие страсти... Эти попытки тщетны. Если лидер действительно лидирует - он остается лидером. Нападают и на великого поэта, и на великого художника, и на искусного мастера, но каждый из них остается увенчанным лаврами в веках. Вот почему, то, что хорошо или совершенно, говорит само за себя, как бы громко ни звучали крики протеста. То, что заслуживает жизни, живет.[23]
«Бремя лидерства» убеждало не доводами, а так называемой «атмосферой», когда вместо логического основания, почему нужно приобретать товар, вокруг него создавался некий ореол, превосходящий всякую логику. В отличие от Хопкинса, который утверждал, что в рекламном деле стиль — это недостаток, Мак-Манус преподносил читателю некий художественный образ. РО повлияло на повышение уровня продаж автомобилей Cadillac на 50% и укрепило престиж фирмы. Кроме того, корпорацию General Motors многие годы засыпали просьбами о копии этой рекламы. Спустя тридцать лет после его появления, журнал для профессиональных рекламистов «Принтерс инк» провел опрос среди читателей на лучшую известную им американскую рекламу. Большинство назвало «Бремя лидерства». РК вошла в топ-лист «100 РК ХХ века», где занимает 49 место.
Создатель «мягкого» стиля подачи торгового предложения, Мак-Манус считал, что он лучше создает долгосрочную взаимосвязь между рекламодателем и покупателем. Он избрал метод проникновения в сознание покупателя способом медленного накопления позитивных образов. Копирайтинг Кеннеди-Хопкинса был сориентирован на разъяснение и убеждение аргументами, и основывался на рациональности и расчете. Копирайтинг школы Мак-Мануса шел от интуиции и самого акта творчества. Этот подход был воспринят и развит в дальнейшем Раймондом Рубикамом и учеником Мак-Мануса Лео Барнеттом.
Элен Ландсдоун Резор (1886–1964). В 1908 г. в агентстве JWT Элен Ландсдоун Резор (1886–1964) становится первой женщиной шеф-копирайтером, по сути арт-директором. Находясь на этой должности, Элен открывает множество новых творческих решений в рекламе товаров для женщин. В 1911 г. Элен Лансдоун прослави-лась своей РК туалетного мыла Woodbury, в которой она одновременно использовала стиль «Вот почему» и прием создания «атмосферы». Образ туалетному мылу создавало изображение красивой женщины, заключенной в нежные объятия с заголовком: "The skin you love to touch"(«Кожа, до которой приятно дотронуться»). Этот знаменитый заголовок придумала Элен Ландсдоун. В тексте приводилось семь параграфов (аргументы в стиле «Вот почему») и предложение купона в духе Клода Хопкинса: за 10 центов недельный запас мыла и цветная репродукция картины. Здесь впервые была использована сексуальная тема. Её успех был потрясающий – за 8 лет продажа мыла Woodbury выросла на 1000%. В списке «100 РК XX ВЕКА» эта РК занимает 31 место.
Другой известной работой Элен Ландсдоун стала РК крема Pond’s, которая была построена на использовании testimonial – в целой серии РО о качестве крема свидетельствовали известные светские женщины, в том числе королева Румынии.
Раймонд Рубикам(1892-1978). В 1919 г. первых серьезных успехов в Ayer & Son добивается Раймонд Рубикам.Самой знаменитой его работой стал заголовок и текст к рекламерояля Steinway.
Рояль Steinway. «The instrument of the immortals». Ayer & Sons. 1919.В A&S в качестве копирайтера начинал карьеру Раймонд Рубикам. Здесь он пережил свои первые успехи. К их числу принадлежит его реклама для фирмы Steinway. Это была одна из первых крупных удач Р. Рубикама. В процессе разработки РК Р. Рубикам обнаружил, что рояль марки Steinway предпочитали многие великие пианисты и композиторы, начиная с Вагнера: «Без усилий в моем мозгу родилась фраза — «Инструмент Бессмертных». Я записал ее на клочке желтоватой бумаги, и она выглядела так хорошо, что я испугался. Не уверенный в своей оценке, я отложил ее на несколько дней»[24]. Заголовок сопровождался иллюстрацией — изображением Ференца Листа за роялем у раскрытого окна, контрастно освещенного потоком струящегося света, подчеркивающим экспрессивность позы великого композитора.
Под заголовком Р. Рубикам добавил короткий, но выразительный текст: «В дни Листа и Вагнера, Рубинштейна и Берлиоза, превосходство «Стенвея» было также бесспорно, как и сегодня. Он остается тем же, чем был – избранным инструментом мэтров, которому неизменно отдается предпочтение везде, где способны понимать и ценить великую музыку». [25]
Клиент не сразу оценил по достоинству это РО, и решил, что оно будет использовано один раз. Но после его публикации продажи инструментов увеличились на 70%. После этого заголовок «Инструмент Бессмертных» стал слоганом фирмы Steinway на многие годы. РК вошла в топ-лист «100 РК ХХ века», где занимает 71 место.
Другой известной работой Рубикама у Н.В. Эйера стала РК фирмы - производителя медицинских препаратов, продающихся без рецепта. Задача была следующей: объявление без иллюстраций, только список продуктов мелким шрифтом внизу страницы, главное — ассоциация с именем производителя. Рубикам вспоминал: «Я был поглощен этой проблемой днем и ночью, в офисе и дома, десятки листков желтоватой бумаги покрывались рекламными заголовками... Однажды в два часа ночи я направлялся в постель, находясь так же далеко от решения, как в самом начале. Собирая листки, я бросил последний взгляд на испещрявшие их строки. И вдруг два отдельных заголовка на разных клочках бумаги бросились мне в глаза — "Бесценный ингредиент" на одном из них и "Достоинство и честность" — на другом». Рубикам соединил их: «Бесценный ингредиент каждого продукта — это достоинство и честность его создателя». Этот слоган стал основной концепцией рекламной кампании фирмы E.R.Squibb.
Затем креативный дар Рубикама в полную силу проявился во время самостоятельной деятельности. Его первый заказ был на рекламу пшеничного заменителя кофе «Постум», напитка без кофеина, но, как замечали его потребители, и без вкуса. Его продажи были низки, это был самый проблемный продукт заказчика, но это и нужно было исполнителям. Рубикам построил РК на рациональном мотиве заботы о здоровье, на том благотворном, успокаивающем эффекте, который якобы оказывает напиток «Постум» на нервных, страдающих бессонницей людей. Была сделана серия РО с заголовками: «Когда люди ломаются», «Когда ржавеет человек». Эти драматические заголовки выражали идею вредности кофеина для здоровья человека. Недостаток продукта был превращен в его достоинство. Эта РК принесла Рю Рубикаму приз за самую эффектную рекламу года — Harvard Bok Award.
В 1925 г. кампания «Постум» передала Р. Рубикаму заказ на рекламу галет, которые трудно было прожевать. Рубикам решил сыиграть на чувстве юмора. Одно из первых РО вышло с заголовком: «На мягком зубы не натренируешь». (Teeth can't train on mush).
Джон Кэплз (1900-1990). Одним из наиболее эффективных копирайтеров того времени считался Джон Кэплз. В 1925 г. он создал объявление для Заочной школы игры на фортепиано: «Они смеялись, когда я садился за фортепьяно, но когда я заиграл!…» В 1932 г. в своей книге «Методы тестирования рекламы» изложил концепцию «притягательной силы заголовка», основываясь на тестах рекламы заказов по почте и опросах. Кэлпс также внес свой вклад в разработку лаконичных, немногословных, лишенных преувеличений рекламных текстов. Он стал использовать для рекламных текстов короткие слова, короткие предложения и абзацы.
Алекс Осборн. Один из основателей Batten, 'Barton, Durstine & Osbom, Алекс Осборн (Alex Osborn) разработал свою методику сочинения рекламных текстов. Осборн рассказывает о преуспевающем составителе рекламных текстов в фирме BBDO, который начинает работу с того, что освобождается, от всяких мыслей, усаживается за печатную машинку и просто печатает все, что придет на ум . Он печатает даже глупые, бессмысленные фразы, полагая, что, если их не напечатать, они заблокируют другие мысли. В некоторых случаях образец рекламного объявления может получиться с первой попытки, но более типично — апробация сотни возможных идей. Методика поддержания свободного потока идей, разработанная Осборном и регулярно используемая в BBDO, получила название «мозговой штурм». Для ее реализации в BBDO формировали группу из 6—10 человек, сосредоточенных на какой-либо задаче. Основным требованием был запрет критики во время обсуждения. Все оценки удерживаются при себе до определенного времени. Чем невероятнее идеи, тем лучше, поскольку они могут вызвать новые ассоциации, которые приведут к более полезной идее. Участников подталкивают к работе над возникающими идеями с помощью комбинации и улучшения их. Атмосфера работы доброжелательная. Главная цель — количество идей. Осборн писал, что на одном из таких заседаний было 144 идеи о том, как продавать шерстяные одеяла.
Лео Барнетт. Как и многие выдающиеся рекламисты свою карьеру в рекламном бизнесе начинал копирайтером Лео Барнетт. Он считал себя учеником Мак-Мануса, с которым работал в Дейтройте. Одна из первых его успешных работ была сделана в 1928 г. для фирмы «Зеленый Великан» (Green Giant - GG); производящей консервированные овощи. Лео Барнетт разработал рекламу для консервированного зеленого горошка, используя свою приверженность к образным решениям. Концепция его креативного решения заключалась в том, что потребителя нужно было убедить в высоком качестве продукта – зеленый горошек от фирмы «Зеленый Великан» отличается превосходным качеством и свежестью. Для воплощения этой идеи он использовал образ ночной уборки урожая со слоганом: «Собраный при лунном свете».
Это звучало романтично и создавало необычный для банки горошка образ. К этим словам добавилось изображение «Веселого Зеленого Великана» (Jolly Green Giant), держащего гороховый стручок. Компания разработала ТМ изделия в виде «Старого Садовника» - он был сутулый, хмурый, носил потрепанный костюм, и не смотрелся как славный старый садовник. Преобразованием персонажа занялся Лео Барнетт. Он изменил сутулую фигуру садовника на атлетически сложеного молодого Гиганта, которому дал солнечную улыбку и одел в одежду из зеленой листвы. Он сделал для него фон в виде широкой, уходящей в даль ухоженой долины, над которой возвышалась зеленая фигура улыбающегося Великана. Так появился «Зеленый Великан Джолли», рекламный персонаж и одновременно ТМ фирмы GG.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Составьте рейтинг лучших рекламных агентств первой половины XX века.
2.
3.
4.
5.