Специфика банковского маркетинга
Специфика банковского маркетинга связана с особенностями банковского продукта – банковской услугой. Вообще под услугой понимают любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой. Услуги в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
Банковская услуга – это деятельность банка, направленная на удовлетворение потребности клиентов в приращении финансовых ресурсов, получении дополнительных ресурсов, проведении расчетов, хранении и информационном обеспечении.
Специфическими признаками банковских услуг являются следующие:
а) абстрактность (неосязаемость и сложность для восприятия);
б) неотделимость услуги от источника;
в) непостоянство качества (неодинаковость) услуг;
г) несохраняемость банковских услуг;
д) договорной характер банковского обслуживания;
е) связь банковского обслуживания с деньгами;
ж) протяженность обслуживания во времени;
з) вторичность потребностей, удовлетворяемых банковскими услугами, то есть банковские услуги удовлетворяют не первичные производственные и личные потребности, а производные от них финансовые потребности.
В процессе осуществления банковской услуги появляется банковский продукт. Банковский продукт – это то, что клиент в действительности приобретает у банка. Если банковская услуга – это абстрактная категория, то банковский продукт – конкретная. Так, например кредитная услуга находит свое выражение в таких банковских продуктах как кредитная линия, овердрафт, ипотечный кредит и т.д. Набор банковских услуг ограничен и редко подлежит изменению. Банковский продукт подвержен финансовым инновациям, историческим и клиентским предпочтениям. На рынке определенного вида банковских услуг может присутствовать несколько однородных банковских продуктов.
Примерный перечень банковских услуг и банковских продуктов
Виды банковских услуг | Виды банковских продуктов |
1. По приращению ресурсов | |
1.1. Депозитные | Сберегательный вклад, срочный вклад (депозит), вклад до востребования (онкольный депозит), вклад в драгоценных металлах и т.п. |
1.2. Доверительного управления | Индивидуальное доверительное управление, сертификат долевого участия (общий фонд банковского управления) и т.п. |
1.3. Брокерского посредничества | посредничество в купле-продаже драгоценных металлов, наличной и безналичной иностранной валюты и т.п. |
1.4. По приращению на основе ценных бумаг банка | Облигации, акции и т.п. |
2. По мобилизации ресурсов | |
2.1. Кредитные | Кредит, кредитная линия, овердрафт, ипотечный кредит, потребительский кредит, МБК и т.п. |
2.2. Лизинговые | Оперативный лизинг (краткосрочный), финансовый лизинг (срок полной амортиз) и т.п. |
2.3. Факторинговые | внешнеторговый факторинг и Факторинг с правом регресса, факторинг без права регресса. |
2.4. Эмиссионного посредничества | Андерайтинг и т.п. |
2.4. Инвестиционные (дилерские) | купля-продажа ценных бумаг, Репо, |
2.5. Гарантийные | Банковская гарантия, поручительство, аваль и т.п. |
3. Расчетные | |
3.1. Расчетно-кассовое обслуживание | Расчетный счет, «зарплатные» проекты, банковские карты, аккредитив инкассо и т.п. |
3.2. По эмиссии платежных инструментов | Векселя, расчетные и дорожные чеки и т.п. |
3.3. Услуги доступа к платежным системам | Переводы Western Union, переводы Contact и т.п. |
4. Хранения | |
4.1. По аренде сейфов | Индивидуальный банковский сейф (ячейка) и т.п. |
4.2. Услуги депозитария | Ведение счета депо и т.п. |
4.3. Услуги держателя реестра (регистратора) | Ведение реестра владельцев ценных бумаг и т.п. |
5. Информационные | |
5.1. Консалтинговые | Консалтинг, информационное обеспечение, правовое сопровождение контракта и т.п. |
5.2.Оценочные | Оценка недвижимости, оценка залога и т.п. |
В настоящее время в маркетинге получила развитие трехуровневая концепция продукта (предложенная Ф.Котлером), которая включает:
- товар по замыслу: основная выгода или услуга;
- товар в реальном исполнении: марочное название, упаковка, качество, внешнее оформление, свойства;
- товар с подкреплением: поставка, послепродажное обслуживание, гарантии, монтаж.
Таким образом, банковский продукт можно представить в следующем виде:
1) товар по замыслу: основная выгода или услуга, которая лежит в основе банковского продукта;
2) товар в реальном исполнении: банковские операции, банковская технология, банковские документы;
3) товар с подкреплением: обслуживание (материальная обстановка, в которой оказывается услуга; процесс оказания услуги; персонал банка).
Все указанные элементы образуют банковский продукт.