Контроль над продуктовой системой
Вертикальная интеграция может потребоваться для обеспечения достаточного контроля над товаром или услугой, необходимого для поддержания целостности стратегии дифференцирования. Например, определенный компонент должен изготавливаться с высокой точностью, что ввиду необходимости в крупных инвестициях в специализированные активы оказывается не под силу внешним поставщикам. Единственным способом обеспечить требуемый уровень качества может быть вертикальная интеграция.
С середины 1990-х гг. компания Samsung претерпела поразительную трансформацию. Когда-то Samsung был производителем недорогого потребительского электронного оборудования с соответствующим качеством, которое распределялось через большие магазины, торгующие по низким ценам, а теперь эта корейская фирма продает дорогой товар высшего качества через дорогие каналы распределения. Одной из причин подобного изменения стало завоевание компанией положения лидера на рынке мобильных телефонов, телевизоров с плоским экраном и компьютерных мониторов. Компания связывает свою способность производить эту высокотехнологичную продукцию с предпринятой ею обратной интеграцией в область микропроцессоров и ИС-памяти. Благодаря тому, что Samsung сама изобретает, производит и владеет свои-
Часть IV. Стратегии роста
ми передовыми разработками, она может опережать (и оставаться впереди) конкурентов, которые вынуждены полагаться на сторонних поставщиков.
Компания Sony еще долго не забудет поражение в соперничестве видеостандартов «Betacam» и «VHS». Последним гвоздем в гроб альтернативного стандарта стал отказ киностудий от производства фильмов в формате «Betacam». После этого политика Sony кардинально изменилась. Чтобы не допустить повторения фиаско и гарантировать поддержку разработчиков, она приобрела киностудии Columbia Pictures, Tri-Star Pictures, Columbia Pictures Television и звукозаписывающую компанию CBS Records, получив тем самым значительный контроль над их решениями.
Вход в прибыльную сферу бизнеса
Необходимость-поддержания маржи прибыли погубила многих производителей. Многие из тех, кто выжил, пошли по пути интеграции вперед, к покупателю, т. е. к источнику дохода. Автомобили, железнодорожная техника, компьютеры — парк установленного оборудования во всех этих отраслях намного превышает объем продаж новых изделий. Например, среднестатистическая компания тратит на закупки новых персональных компьютеров лишь одну пятую часть бюджета на вычислительную технику; остальные же средства уходят на техническую поддержку. Существуют четыре бизнес-модели интеграции вперед.
1. Комплексные услуги
Товар сопровождается большим количеством вспомогательных услуг. Корпорация Boeing, например, процветает за счет финансирования, использования местных комплектующих, технического обслуживания самолетов, материально-технического снабжения и обучения пилотов. Аналогично, дополнительные услуги обеспечивают значительные части прибылей и роста компаний IBM и GE. Образно выражаясь, товар во многих случаях оказывается «хвостом, который виляет собакой».
2. Дистрибьютор/Розничный торговец
Когда компания пользуется услугами дистрибьютора или розничного торговца, это приводит к значительному увеличению маржи. Рост прибыльности бизнеса может быть связан с обеспечением прямого контакта с покупателями за счет использования модели прямого маркетинга, как это делают компании Avon и Dell, или собственных точек розничной продажи, как у Apple и Krispy Kreme.
Глава 13. Стратегии роста: проникновение на товарный рынок... 377
Встроенные услуги
Цифровые технологии позволяют сделать некоторые внешние для товара услуги встроенными. Сельскохозяйственное оборудование «Green-Start» компании John Deere снабжено устройствами компьютерного контроля над выходом готовой продукции; компания Stryker производит хирургическое оборудование, распознающее голосовые команды. Каждая из таких функций увеличивает ценность товара.
Интегрированные решения
Отличным примером объединения товаров и услуг в цельное, полностью удовлетворяющее потребности покупателей предложение служат решения компании Nokia. В свое время компания осознала, что операторам мобильной связи (ее покупателям) предстоит переход с аналоговых на цифровые стандарты, что вызовет огромный всплеск спроса, и вырвалась в лидеры рынка, приступив к выпуску широкой гаммы сотовых продуктов, включая мобильные телефоны, аппаратуру передачи данных и коммутаторы. Причем Nokia не только снабдила свою продукцию разнообразными услугами, но и помогла операторам планировать развитие сотовых сетей и управлять ими.
В процессе разработки такой стратегии могут помочь ответы на ряд вопросов. Во-первых, может ли ваша организация успешно реализовать данную стратегию? Способна ли она создать активы и компетенции (т. е. операционные способности и ресурсы), необходимые для подобного маневра? Во-вторых, является такой вариант привлекательным с точки зрения прибыльности? Сможет ли спрос поддержать бизнес? Позволит ли конкурентная обстановка получить достаточные прибыли?