Закрепление темы и научного руководителя

Тема работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменному заявлению на имя заведующего кафедрой, предоставляется на кафедру не позднее, как правило, начала обучения на предпоследнем курсе (приложение 4).

Заявления студентов-выпускников рассматриваются на одном из заседаний соответствующей выпускающей кафедры. Решением кафедры тема ВКР утверждается либо изменяется; назначается научный руководитель, а в некоторых случаях - и научный консультант.

Научные консультанты назначаются по отдельным разделам работы, связанным с использованием информационных технологий, междисциплинарных исследований, курируемых несколькими кафедрами академии.

Научный руководитель ВКР:

- осуществляет непосредственное руководство и контроль за процессом исследования;

- выдает студенту-выпускнику задание по ВКР;

- оказывает студенту-выпускнику помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения ВКР;

- рекомендует студенту-выпускнику необходимую основную научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

- проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

О том, как организовать подготовку и написание дипломной работы: как разработать план дипломной работы, календарный план ее выполнения как правильно оформить работу и приложения к ней вы можете узнать из методических рекомендаций М.И. Иванова, В.П. Пучков «Маркетинг: как писать дипломную работу», 2010. Эти вопросы следует изучить перед написанием дипломной работы.

Не менее сложными и многодельными являются проблемы, связанные с представлением и защитой дипломной работы когда дипломная работа уже написана: подготовить рукопись, обеспечить официальные документы для защиты дипломной работы, подготовить доклад и презентацию, и наконец, как себя вести на защите дипломной работы? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в методических рекомендациях М.И. Иванова, В.П. Пучков «Маркетинг: как подготовить и защитить дипломную работу», 2011.

Приложение 1

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТА

1. Рынок сбыта товара. Общая характеристика рыночной ситуации. Емкость рынка. Характеристики спроса. Факторы, формирующие спрос. Динамика цен и объемов продаж. Основные товары-заменители. Каналы товародвижения. Основные целевые сегменты. Позиционирование товара на рынке.

2. Потребительские предпочтения. Характеристика потребительских предпочтений, уровень их реализации в товаре. Основные целевые сегменты, их характеристики. Факторы, определяющие поведение целевых потребителей. Мотивация покупок.

3. Конкурентная среда предприятия. Уровень и характер конкуренции. Объем продаж и доля рынка. Рыночные стратегии основных конкурентов. Рыночные возможности предприятия и их оценка. Сильные и слабые стороны ближайших конкурентов. Конкурентная позиция и конкурентная стратегия предприятия.

4. Маркетинговая стратегия предприятия. Рыночные возможности и перспективы роста компании. Выбранная стратегия роста. Характеристика составляющих маркетинговой стратегии: товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной. Контроль и оценка реализации маркетинговой стратегии предприятия.

5. Комплекс маркетинга. Ключевые факторы успеха товара на рынке. Качество товара, его обеспечение и перспективы. Ассортимент. Ценообразование. Стратегия продвижения товара на рынок. Основные каналы распределения, их эффективность. Стимулирование продаж. Договорная политика.

6. Товарная (продуктовая) политика. Базовая идея, заложенная в товаре. Принятая технология, ее возможности и соответствие рыночным условиям. Обеспеченность производства ресурсами. Основные целевые сегменты, их перспективы. Качество товара. Ассортиментная политика. Жизненный цикл товара. Оформление товара (упаковка, маркировка, имиджевые атрибуты).

7. Ценовая политика. Динамика (движение) цен рынка, анализ и прогноз. Соотношение качества и цены. Ценовая чувствительность потребителей. Ценовая эластичность спроса. Ценообразование на предприятии, основные пути совершенствования.

8. Политика продвижения и продаж. Основные целевые сегменты и их перспективы. Позиционирование товаров фирмы. Структура каналов товародвижения, их эффективность. Стратегия продвижения. Основные методы стимулирования сбыта и их эффективность.

9. Коммуникационная политика. Анализ структуры коммуникационного комплекса. Реклама: виды, средства распространения, эффективность. Личные продажи. PR. Выставочная деятельность. Постоянные клиенты, их доля и роль для фирмы. Имидж фирмы.

10. Информационное обеспечение маркетинга. Технология принятия маркетинговых решений. Информационная маркетинговая система предприятия. Внутренняя информация (качество, оперативность, полезность). Информационные базы данных. Маркетинговые исследования (системность, направленность, эффективность). Уровень использования современных информационных технологий при решении маркетинговых задач.

11. Конкурентоспособность товара (фирмы). Маркетинговая стратегия предприятия. Внешние факторы, определяющие конкурентоспособность товара (фирмы) и их оценка. Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность товара (фирмы) и их оценка. Модель конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности, ее практическое применение.

12. Организация управления службой маркетинга. Организационная структура службы маркетинга. Структура управления службой маркетинга. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга. Взаимосвязь службы маркетинга с другими подразделениями предприятия. Анализ распределения и выполнения должностных обязанностей специалистами службы маркетинга. Анализ организации труда работников отдела маркетинга. Общая оценка эффективности организации управления службой маркетинга.

13. Совершенствование управления маркетинговой деятельностью. Стратегические задачи предприятия. Планирование маркетинговой деятельности. Информационная система управления маркетингом. Контроль маркетинговой деятельности. Организация маркетинга на предприятии. Маркетинговые структуры предприятия.

14. Совершенствование системы маркетингового планирования. Принципы маркетингового планирования на предприятии. Задачи планирования маркетинговой деятельности. Анализ сложившейся системы маркетингового планирования на предприятии. Бизнес-планирование и его связь с программой маркетинга. Структура, содержание, основные этапы и проблемы разработки бизнес-планов.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Совершенствование организации управления маркетинговой службой предприятия.

2. Совершенствование маркетинговой деятельности на основе анализа конкурентной среды предприятия.

3. Совершенствование системы товародвижения и сбыта предприятия.

4. Совершенствование маркетинговой деятельности на основе анализа маркетинговых возможностей предприятия (фирмы).

5. Совершенствование системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) товара предприятия.

6. Совершенствование маркетинговой деятельности на основе анализа рынка сбыта товара.

7. Совершенствование маркетинговой деятельности на основе анализа потребительских предпочтений.

8. Совершенствование (формирование) маркетинговой стратегии предприятия.

9. Совершенствование комплекса маркетинга на предприятии.

10. Совершенствование товарной (продуктовой) политики на предприятии.

11. Совершенствование ценовой политики предприятия.

12. Совершенствование политики продвижения и продаж на предприятии.

13. Совершенствование коммуникационной политики на предприятии.

14. Совершенствование информационного обеспечения маркетинга на предприятии.

15. Повышение конкурентоспособности товара (фирмы).

16. Разработка маркетинговой стратегии фирмы.

17. Разработка нового товара.

Приложение 3

Наши рекомендации