Описание восъмицветового теста Лющера

РЕЧЬ

Санкт-Петербург

ББК88.2

Собчик Л. Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб., Изд-во «Речь», 2001. — 112 стр.

Практическое руководство представляет собой описание восьмицветового теста Люшера и его модифицированного, адаптированного на отечественной популяции варианта. Методика предназначена для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого. Она также позволяет выявить компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений. Практическое руководство содержит подробную интерпретацию функциональных пар цветового выбора с использованием современного психологического тезауруса. Рекомендуется к использованию практическими психологами, врачами и педагогами в сфере профессионального или кадрового отбора, семейного консультирования, а также для дифференциальной диагностики, индивидуализации мер психологической коррекции и психотерапии.

Л. Н. Собчик, 2001 ООО Изд-во «Речь», 2001

ISBN 5-9268-0047-1

ВВЕДЕНИЕ

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера1.

Разработчик оригинального варианта данного теста Макс Люшер — врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Его восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, отличающаяся от большинства психодиагностических методик выбором стимульного материала, который воздействует как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики.

Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального ифизиологического состояния человека. В основе весьма эклектичной интерпретационной схемы автора лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подхода. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появились лишь в поздних работах каксамого Люшера, так и его последователей (Г. Клар, Л. Буш, И. Скотт, К. Флиннхауз, У. Гро и др.). Однако попытки описать на основе данных цветовых выборов типы личности представляются неудачными, как это будет видно из последующего анализа накопленного в многолетнем исследовании опыта автора данного руководства. Терминологический подход при трактовке выборов грешит бытовыми сентенциями и не всегда созвучен общепринятому стилю написания психологического заключения.

Вместе с тем опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил егоэффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том,что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет

1 Lusher M. Die Farbwahl als Psychosomatischer test. Dtsch. Med. Journal, N 11,v. 12,1961.

не столько осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветоым эталонам, сколько его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят к началу XX века и отражены в теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, в работах Хартрид-жа, касающихся многоцветного восприятия. Важная роль изучения цветовой перцепции как сопряженного психологического и физиологического процесса подчеркивалась многими исследователями (Ю. Ф.Поляков, А. М. Иваницкий и др.). Исследования М. Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекли внимание множества отечественных психологов и врачей (А. Аминев, А. М.Эткинд, Е. Ф.Бажин, Н. В. Агазаде, А. И. Юрьев, П. В. Яньшин, О. В. Сафуанова, Л. Сивик, Г. Э.Бреслав и многие другие).

Безотносительно к цветовосприятию Л.М.Веккер, касаясь физической основы предметности образа, пишет следующее: «Рефлекторный процесс формирования предметного образа... по необходимости начинается с физического взаимодействия носителя изображения с его объектом... Процесс зрительного восприятия, при всей своей специфичности, продолжает оставаться физическим взаимодействием между глазом и воспринимаемым объектом». Однако Люшер-тест предъявляет испытуемому не какие-либо структурированные образы, а всего лишь цвета. Каков же механизм воздействия разных цветов на человеческую психику?

Г.Е.Бреслав,2 опираясь на мнение многих других авторов, считает, что мы ошибаемся, когда расматриваем цвет как свойство материала. Он утверждает, что в природе цвета нет, что цвет — «одна из особенностей восприятия человека: наш глаз по-разному ощущает потоки света с разными физическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами не испускают световые лучи, а видны потому, что падающий на них свет рассеивается и попадает в наши глаза». «То, что мы видим как свет», — продолжает Г. Э.Бреслав, — «представляет собой комбинированное взаимодействие нескольких составляющих: 1) спектральное излучение цветового потока из источника света; 2) физические или химические свойства всех материалов, пропускающих световой поток... 3) нервные импульсы, возникающие при воздействии преломленного света на зрительный нерв; 4) переработка этих сигналов в сочетании с сигналами других органов восприятия — слуха, вкуса, обоняния, осязания, а также с памятью». «Таким образом, — подытоживает автор, — цвет — это ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку его глаза».

Бреслав Г.Е. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000.

П. В. Яньшин,3 посвятивший свою работу изучению эмоционального компонента в психологической структуре цвета, не считает данную точку зрения научно установленным фактом. В своей книге «Эмоциональный цвет» он демонстрирует сложность и многомерность феномена цветовосприятия, подчеркивая несводимость его к теории электромагнитных колебаний и подтверждает это собственными экпериментальными исследованиями. В союзники он берет самого Иогана Вольфганга Гете, который в своем «Учении о цветах» пишет о «чувственно-нравственном действии цвета», который воздействует через чувство зрения на душевное настроение человека. П. В. Яньшин утверждает, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом, целостным человеком, что «цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенно особенные отношения с человеческой душевной организацией». Понять это «нечто» невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться.

В работах, направленных на исследование семантического поля цветовых предпочтений (Ч. Е. Осгуд, Л. Сивик, О. Н. Сафуанова), изучался в основном вербальный аспект цветовых ассоциаций и транскультуральные особенности цветовосприятия.

По мнению автора этой книги, с точки зрения психолога — не столь важно, есть ли цвет или существуют лишь разные проявления света. Важно другое: мы узнаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким видим, слышим, ощущаем его. А мы видим его многоцветным, мы по-разному реагируем на те цвета, в которые он разукрашен. Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль. В этом, по-видимому, смысл теста Лю-шера. И мы теперь займемся изучением феномена психологического воздействия цветовых эталонов методики на человеческую психику.

Данное руководство представляет собой итог многолетнего труда по изучению восьмицветового теста Люшера в контексте многомерного (полифакторного) изучения индивидуально-личностных свойств человека как в норме (в разные периоды его жизни, в приложении к его профессиональной деятельности, в процессе адаптации к разным жизненным условиям), так и при психической дезадаптации. В авторском понимании цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга», т. е. диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма.

Яньшин П. В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996.

Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Опыт применения методики в контексте комплексного исследования с использованием самых различных по стимульному воздействию личностных тестов (СМИЛ — адаптированный тест MMPI, Роршах — тест, мо-тивационный тест Хекхаузена, метод интерперсональной диагностики Лири, интеллектуальные тесты Айзенка, тест восьми влечений Сонди) достоверно показал феноменологический параллелизм результатов по всем методикам, в том числе и по основным направлениям толкования цветовых выборов. Главное же в том, что данные тестирования с помощью теста Люшера оказались сопоставимыми с разработанным автором настоящего руководства индивидуально-типологическим подходом, который согласуется с концепцией целостного многоуровневого понимания личности в рамках теории ведущих тенденций.

Изучение восьмицветового теста с этих методологических позиций значительно расширило рамки применения методики. Как подтверждает многолетний опыт, тест не просто обрисовывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации.В связи с этим методика показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования в при решении вопросов профотбора, профориентации, расстановки кадров и психологической совместимости; она нашла широкое применение как дифференциально-диагностический инструмент и в качестве индикатора степени выраженности эмоциональной напряженности, а также при изучении динамики состояния под воздействием психотерапии или медикаментозного лечения. Методика подкупает лаконичностью и простотой, как в предъявлении, так и в интерпретации, способностью выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств. При этом полученные данные наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств

с типом реагирования на средовые воздействия, степень зависимости от этих воздействий или, напротив, сопротивления им и овладения ситуацией с помощью свойственных данному индивиду способов защиты. Прежде чем перейти к описанию модифицированного теста МЦВ, следует познакомиться с основными положениями оригинального теста Люшера.

После проведенной группировки интерпретация проводится согласно трактовке функциональных пар, где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, т. е. присвоенных им в процессе группировки знаков. Интерпретация функциональных пар в данном руководстве в адаптированном виде изложена в «Приложении».

Если же испытуемому предлагается сделать два выбора (что чаще всего и делается для получения большей надежности результатов, так как второй выбор является более непосредственным и непринужденным), то опять-таки можно провести группировку только второго выбора и интерпретировать только его. Однако более информативным является сравнение двух выборов и группировка, ориентированная на устойчивые пары. Так, при выборах:

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

синий и фиолетовый соответствуют понятию пары, хотя их расположение изменилось на противоположное. Так же составляют пару серый и черный. Красный в обоих случаях занимает первую позицию; желтый, зеленый и коричневый при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому 5, 1 и 7, 0 помечаются как пары, 3 остается изолированным, а 4, 2 и 2, 6 выделяются как две группы. В связи с такойгруппировкой цветам придаются следующие функциональные значения:

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

Согласно правилу, первая группа (или одна цифра) помечается знаком « + », 2-я группа (или одна цифра) помечается знаком «Х>>, последняя группа (или одна цифра) помечается знаком «-», все остальное помечается знаком « = ». Это может привести к такой группировке, что одни и те же цветапри 1-ми 2-м выборе окажутся снабженными разными знаками. В таком случае каждый выбор следует помечать отдельно:

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора. Если после группировки два цвета, составляющие пару при первом выборе, при втором выборе «расщепились», т. е. стоят отдельно, то каждый из них заключается в квадратные скобки:

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

В таких случаях следует рассматривать соответствующие значения как группы, так и отдельно взятые цвета из разъединенной пары; в данном примере: Х4 Х5 и Х4 и —5.

Итак, группировка цветовых эталонов при двойном выборе происходит путем сравнения двух выборов, выделения устойчивых пар (даже если цвета поменялись местами) и расщепившихся цветовых пар в виде изолированных цветов. При этом первая пара (или оставшийся изолированным, но находящийся на первом месте цвет во втором выборе) помечается знаком «+», следующая пара получает знак «X», последняя пара (или изолированный цвет) обозначается знаком « — », а остальные — « = », сколько бы их ни оказалось. Для того, чтобы ценная информация не была упущена, цвета, попавшие в разные функциональные группы, должны интерпретироваться двояко

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

В данном случае в таблицах следует искать интерпретацию следующих пар: +3 +1, XIХ5, =4 =0, =7 =2, -2 -6 (дополнительные группы, вытекающие из приведенного выбора, +3—6 и + 3—2 будут обсуждаться дальше).

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т. е. является источником стресса; тогда он должен быть помечен знаком «-», так же как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения; кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и помечаются дополнительным знаком А — anxiety (тревога):

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции, помечается знаком «С» — compensation (компенсация). Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успешной, чем с дополнительными цветами, обусловливающими «утрирован-ность» поведения, придающими обсессивный (навязчивый) характер поступкам. Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком « + », а также «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+» и «С»:

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

Психологический (частично или полностью осознанный конфликт между желаемым и возможным) или физиологический стресс (чаще — неосознаваемая эмоциональная напряженность, трансформированная в вегетативный и функцио-нально-организменный дисбаланс), считается относительно слабым, когда основной цвет находится на 6-м месте, и более выраженным, если он на 8-м. Интенсивность тревоги при напряженности и в стрессе измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6-й позиции оценивается как один знак «!», на 7-й — как два «!!», на 8-й как три «!!!». Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или 0 цвет находится на 3-м месте — это "!", если на втором — «!!», на первом — «!!!». (5-й цвет не обозначается «!» ни на какой позиции).

Таким образом, тревога в целом оценивается суммой знаков «!» каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов —

от 0 до 12. Сравнение количества знаков «!» в первом и втором выборе является прогностически важным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе знаков «!» больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество «!» больше в первом выборе. В приведенном ниже примере речь идет о нарастании тревожности, а прогноз состояния должен расцениваться как пессимистический.

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

Итак, 8-я позиция ряда всегда означает подавленную потребность и обозначается знаком «-». Если какой-либо из основных цветов (1, 2, 3 или 4 ) занимает 6, 7 или 8-ю позицию, то он вместе с цветами, расположенными вправо от него, означает «тревогу», поэтому все они обозначаются знаком «—» и буквой А и вскрывают основной источник стресса. При этом, по крайней мере, цвет, находящийся на 1-й позиции, следует рассматривать как компенсацию и пометить буквой С. Цвет, занимающий первую позицию, всегда обозначается знаком «+». Если кдкой-либо из дополнительных цветов (0, 6 или 7 занимает 1-ю, 2-ю или 3-ю позиции, то он и все расположенные слева от него цвета обозначаются знаком «+» и буквой С и выявляют компенсацию. Если имеется цвет, обозначенный С, то, по крайней мере, цвет, занимающий 8-ю позицию, можно рассматривать как «тревогу» и пометить буквой А. Интенсивность тревоги или компенсация выражается суммой знаков «!». При этом знак «!» соответствует наличию на 3-й позиции одного из дополнительных (О, 6, 7) или на 6-й позиции одного из основных (1, 2, 3, 4) цветов; знак «!!» говорит о том, что на 2-й позиции находится один из ахроматических или на 7-й — один из основных цветов; знак «!!!» признак того, что яркий цвет расположен на 8-й позиции или ахроматический на 1-й.

Проблема, с которой связана эмоциональная напряженность, выявляется соотношением цветов со знаком * + * и «-», т. е. тех, которые обозначены как «тревога» и «компенсация». Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов 1-й и 8-й позиции, наименее значимой представляется проблема, выявляемая цветами, отдаленными от крайних позиций, т. е. 3-й и 6-й. Обычно количество рассматриваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально про-

тивоположных пар, а возрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний С и А.

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

помимо +7-3, +0-7, +0-4, +6-2, следует рассматривать значения таких сочетаний как +7-4, +0-3, +7-2, +0—2, +6-3, +6-4, при этом наиболее значимы +7-3, +7-4, +0-3, +0-4, второстепенны +7-2, +0-2, +6-3, наименее значимы +6-4 и +6-2. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на 8-й позиции, или группа «-», которая имеет два аспекта интерпретации: физиологический и психологический. Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тревога» и не выделяется вспециальной таблице ранжированных оценок значимости проблемы знаком «х», «хх» или «ххх» (см. табл. 1 И. Скотта). Так, 6, 0, 7 на последних позициях не выявляют стресса. Слабый источник стресса выявляется, когда основной цвет помечен «А» только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда. Серьезным источником стресса являются те сочетания, которые в специальной таблице помечены звездочками (одной или более).

Чтобы последовательность группировки была более понятна, целесообразно обратиться к правилам, разработанным известным психологом, кандидатом психологических наук Т. Н. Бояршиновой. Правила следующие:

1. Если цветовой ряд соответствует нормативному выбору, т. е. яркие эталоны 1, 2, 3, 4 находятся на первых трех позициях, а ахроматические и смешанные 6, 7, 0 на последних 3 позициях, то следует переходить ко второму правилу.

2. Следует выявить устойчивые пары, т. е. соседствующие цвета, занимающие одинаковую позицию: ++, XX, = =,--.

Так, ввыборе 14625307 и 16425037 устойчивые пары не вносят каких-либо дополнений в определение позиции по первому правилу.

В выборе 12345607 и 13246507 6-й цвет, отнесенный по первому правилу к позиции « + >>, должен быть по правилу «устойчивой пары» в одной позиции с 4-м цветом. Но 4-й цвет мы должны отнести к следующей позиции «X», так как три цвета могут быть в позиции + лишь тогда, когда на третьем месте находится один из ахроматических цветов. Поэтому 6-й цвет получает второй знак «X». То же самое происходит с 3-м цветом: он получает кроме знака «-» (по первому правилу) знак предыдущей позиции « = ».

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

3. Определение цветов в позиции «X», к которой относятся следующие после «+» позиции один или два цвета для первого примера.

В позиции «X» окажутся 2-й и 5-й цвета, образующие устойчивую пару (1-й выбор). Во 2-м выборе в позиции «X» оказжутся 6-й и 4-й цвета. Для второго примера в 1-м и 2-м выборах в позиции «X» окажутся 2-й и 3-й цвета, образующие устойчивую пару.

4. Определение цветов в позиции «=», к которой относятся все оставшиеся после определения позиций «+», «—» и «X» позиций: их может быть от пяти до нуля, как это получилось в первом примере в рубрике правила № 2.

Пример 1.

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

Вовтором примере актуальная проблема отсутствует.

Психологические аспекты интерпретации данных цветового теста Люшера представлены описанием личностных свойсть и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов)

Контрастность позиций наиболее ярких 3-го и 4-го цветов с группой наиболее темных 1-го и 7-го свидетельствует о неустойчивости саморегуляции: особенно выраженный конфликт между анаболическими и катаболическими тенденциями (т. е. стремлением к накоплению или к затрате энергии) выявляется выбором, в котором 7 1 располагаются в начале ряда, а 3 4 — в конце. Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой»; их положение в начале ряда выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа «разбита», то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется исто-щаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда.

Описание восъмицветового теста Лющера - student2.ru

«Уход» собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей неблагоприятной ситуации.

Значения восьми цветов описаны Люшером в достаточно своеобразной манере и звучат следующим образом.

СЕРЫЙ (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 3, 4, 0 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным, и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

СИНИЙ (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, не подтверждается на практике), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3—1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением цвета 1 на иную (помимо первых трех) позицию.

ЗЕЛЕНЫЙ (2). По Люшеру — это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. (Здесь с автором можно поспорить, потому что как раз гибкости, эластичности лицам, у которых зеленый цвет является значимым, не хватает.) Они ригидны, упорны и настойчивы. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, кри-

тический анализ, логическую последовательность, т. е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержениезеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения. Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях, кроме 2-й, 3-й и 4-й.

КРАСНЫЙ (3). Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, активную деятельность. Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения и свидетельствует о перевозбуждении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора —3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

ЖЕЛТЫЙ (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новым, еще неясным перспективам. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокой-ность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7-е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2-4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 — поиск приключений, активация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях, кроме 2, 3, 4 и 5.

ФИОЛЕТОВЫЙ (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т. е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и

зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно, как считает Лю-шер, в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности^дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.

КОРИЧНЕВЫЙ (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. Шестой цвет настораживает, когда он не занимает 5-7-е места.

ЧЕРНЫЙ (7-й). Это «нет» в противоположность «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». Сочетание 74 в одной группе указывает на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отретение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся сним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. Седьмой цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Т. Н Бояршинова предлагает такую схему анализа основных признаков эмоционального состояния:

1. Если начало и конец ряда занимают цветовые пары 1, 7 и 3, 4, то саморегуляция ослаблена. Если эти пары не занимают ни начало, ни конец ряда, то саморегуляция сохранна.

2. Расположение 3, 4, 5-го цветов в первой половине ряда свидетельствует о преобладании симпатического тонуса и процесса возбуждения; 7, 0, 6, 1 и 2-й цвета в начале ряда говорят о преобладании парасимпатического тонуса, т. е. торможения.

3. Наличие и интенсивность эмоциональной напряженности тем сильнее, чем выше балл тревожности «!».

4. Эмоциональная устойчивость от лабильности до ригидности определяется значительным отличием 1-го и 2-го выбора, малым числом устойчивых пар (1-2), расположением 4-го и 5-го цвета в « + » позиции, уменьшением количества цветов в позиции « =» до 1—0.

5. Регистр эмоциональных переживаний, эмоциональная включенность определяется увеличением количества цветов в позиции « = » в первом по сравнению со вторым выбором и уменьшение позиций «-».

6. Расположение на позициях « + » 4, 3, 5, 7-го цветов указывает на слабость контроля.

7. Реакция на эмоциональную нагрузку в сторону дезорганизации — при выраженном рассогласовании первого и второго выбора.

8. Основная гамма переживаний при предпочтении 3, 4, 5-го цветов соответствует преобладанию положительных эмоций, а 7, 0, 6, 2-го — отрицательных.

9. Экстравертированность определяется предпочтением 3, 4, 5-го цветов, интровертированность — 1, 2, 0-го.

10. Способность к восприятию нюансов эмоциональных отношений — предпочтение 1, 5, 4, и 6-го цветов.

11. Особенности мыс л) цельных процессов: предпочтение 2-го цвета — логичность, четкость, 4-го — поверхностность, 5-го — эффективность мышления.

12. Работоспособность определяется собранностью «рабочей группы», т. е. расположением в начале ряда 2, 3, 4-го цветов, что означает устойчивость саморегуляции, отсутствие эмоциональной напряженности.

Согласно данным Г. Клара и Л. Буша «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого.

Коэффициент вегетативного баланса (КВБ) вычисляется следующим образом:

18 - (3+4) 18 - (1+2)

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Результат дроби, превышающий единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы — доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

Как уже говорилось, дальнейшая углубленная интерпретация цветового ряда проводится согласно структурному значению цветовых эталонов и пар в зависимости от их функционального распределения, связанного с предпочтением и неприятием. При этом в оригинальном варианте используемый в контексте методики тезаурус несет на себе отпечаток определенного своеобразия, не всегда легко переводимого на язык, привычный для отечественных психологов. Здесь и такие сентенции, как: «Томится по у*ам, исполненным нежности и тонкости чувств», «Ищет роскоши, комфорта и возможности потворствовать своей склонности к сладострастию»; «Горд, но безропотен»; «Хочет доказать окружающим, что его ничем не проймешь» и т. д. Предполагая определенную феноменологию, которая стоит за такого рода выражениями, психолог вынужден трансформировать их в более строгую форму, излагая анализ проблем обследуемого человека на языке, более понятном и близком нашей культуре и традициям.

Для корректной интерпретации цветовых выборов рекомендуется не останавливаться на приведенной выше трактовке и сопоставить ее с той интерпретацией, которая приводится в следующей главе данного руководства.

Во избежание субъективной произвольности в процессе реадаптации методики автором руководства введена терминология, соответствующая сути выявляемых феноменов и одновременно созвучная критериям приведенной ниже теории ведущих тенденций и целостному подходу к понятию личность.

Модификация теста — метод цветовых выборов

Если в обозримой литературе психология восприятия цвета в основном ориентирована на сиюминутное эмоциональное состояние, то мног<

Наши рекомендации