Качества эффективного менеджера.

В кoнцe 60-x гг. XX в. Г. Минтцбepг выдeлил тpи poли мeнeджepa:

1)кoммyникaциoннaя poль - мeнeджep opгaнизyeт взaимoдeйcтвиe cвoиx coтpyдникoв; 2)инфopмaц poль-мeнeджep зaнимaeтcя пpиeмoм, пepeдaчeй и oбpaбoткoй инфopм, нeoбxoд для paбoты пpeдпpиятия; 3)pyкoвoдит пpинимaeт peшeния, кoт лoжaтcя в ocнoвy paбoты пp-ия.

Основные профессиональные качества руководителя:

1)Практический интеллект — способность чел-ка мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач.

2) Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства др людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела.

3) Адекватная самооценка — способность к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информ (напр менеджер отбрасывает информ, кот могла бы снизить оценку его деят-ти в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и проф компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. Заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отриц влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

4) Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленч пирамиды объем необход узкоспециальных знаний уменьш. Так, директору завода не обязательно настолько досконально знать технологию произ-ва, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологич и экономич связи между пред-ми отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:

-выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с др задачами управления; -принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;-оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

С повышением уровня упр-я возрастают требования к таким психологич качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность, способность к социальной активизации др людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫ К НЕМУ.

Упр.решение(УР) –процесс протекающий во времени мыслительный и эмоциональный, а также правовой акт по выбору одной из множества альтернатив совершаемый руководителем в пределах своих полномочий. УР можно рассматривать как результат управл.труда. Можно выделить 3 связанных м/у собой аспекта управл.решения. 1)УР-вид дея-ти осуществляемый субъектом управления, связанный с определением проблемы, поиском альтернатив, планированием дея-ти, выбором из альтернатив и осуществлением решений; 2) УР –организационно-практическая дея-ть менеджера; 3)УР –воздействие объекта на субъект управления.Отличит. черты принятия УР:*сознательная и целенаправленная дея-ть осущ.челом; *выбор альтернатив в рамках правового социального финансового поля;*поведение основанное на фактах и ценностных ориентаций;*процесс взаимодействия членов орг-ции; *ответственность за принятие решений лежит на менеджере; Требования предъявляемые к УР: 1)УРдолжно основываться на полной и достоверной инф-ции; 2) УР должно отражать объективные закономерности развития орг-ции и управление ей;3)Урдолжно быть реальным в исполнении;4)оперативность решений; 5)учет риска; 6)экономичность и эффективность;7)УР должно уравновешивать противоречие цели, ценности орг-ции(решение должно быть не противоречиво); 8)не противоречить ранее принятым решениям; 9)УРдолжно быть своевременным.

10. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
Критерии: по времени (по периоду действия)УР могут быть: *стратегические(3,5,10 лет); * тактические (до 1 года); *оперативные(сутки, неделя, месяц); по сфере действия:* экономические; * социальные; *технические; * технологические; по масштабу охвата объекта упр-я:* глобальные(все звенья охватывают, уровни); * локальные (м.б. адресованы кому-то одному); по степени уникальности:*рутинные решения; периодические (приним. рук-лем с опред.частотой); *уникальные; по функциональному содержанию:*плановые; * организационные; *мотивирующие; *контролирующие; по степени сложности:*простые; *сложные; по орг-ции разработки:*единоличные; *групповые (коллегиальные); *коллективные; по иерархии упр-я:*принимаемые на высшем, среднем и низшем уровнях; по степени определенности используемой информации:*реш.кот.принимаются в условиях определенности, в усл.рынка, в усл. неопределенности; в завис.от степени повторяемости проблемы:*традиционные; *нестандартные; по способу фиксации:*фиксированные или документированные; *недокументированные; по личности менеджера: *уравновешенные; *импульсивные; * инертные; *осторожные; УР бывают *рациональные; *иррациональные (необдуманные).

11. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.
Этапы и стадии в принятии УР. Выделяют много этапов и стадий: 1)восприятие и определение проблемы:в этой стадии формулируются критерии ограничений и критерии успешного решения проблем. 2)стадия разработки альтернатив, оценка альтернатив:выявляются преимущества, недостатки, вероятность реализации каждой альтернативы, выбор альтернатив; 3)организация выполнения решений, контроль выполнения решений. На первой стадии оч важно перевести проблему в задачу. Эффективность производства в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.

12. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
Выделяют след.методы: 1)эвристич или неформаьные; 2)коллективные;3)количественные; 1)Эвристические методы –совок. логических приёмов и методики выбора оптимальных решений рук-ля. К ним относ: *метод аналогии; *опыт – применение собств.опыта или опыта коллег; *эвристическое рассуждение, основано на использовании логических методов и закономерностей; *логический метод – подсознательное исп-ие опыта; *визуальное мышление или графич метод – поиск развития идей с пом. схем, изображений и графиков; * ассоциативное мышление – исп-ие ассоциаций для поиска новых идей и вариантов решения проблем; *табличный, матричный метод – структурируется проблема по 2-м переменным или параметрам. 2) Групповые методы –метод кольцевого принятия решений; *Совещание –метод коллективного обсуждения проблемы, окончательное решение принимает рук-ль. *Дискуссия –реш.принимается на коллегиальной основе. *Генерация идей или мозговая атака – форма стимулирования творческой активности и продуктивности. Высказывание идей и предложений по реш.поставленной управленческой или рационали-заторской задачи осуществляется 5-12 чел. При этом действуют след.правила работы группы: свободное высказывание макс.числа идей, в том числе нестандартных; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Такой метод применяется при необходимости принятия экстренного сложного решения, связанного с экстремальной ситуацией, требующего от рук-лей твердого мышления.*Метод Дельфи –метод многотурового решения проблем. 1тур –индивидуальная экспертиза; 2тур –группа обрабатывает индивид.экспертизы, обобщает сходные варианты решений, выделяет существенно отличающиеся мнения, эксперты информируются о различных мнениях. Тем экспертам у кого мнения резко разошлись предлагается более детально аргументировать свою позицию. Если у эксперта нет аргументов рекомендуется пересмотреть свое мнение. *Метод коллективного блокнота –для принятия реш.заводится блокнот, в кот. излагается проблема. Получивший блокнот в теч. опред.времени вносится день кот.касается данной проблемы, затем идеи обобщаются и обсуждаются. 3)Количеств.метод:*линейное моделирование; * динамич. программирование; *вероятностные и статистич.модели; *имитационные модели; *методы анализа; *метод сравнения; *балансовый метод; * функционально-стоимостной; *экономич. анализ, *методы прогнозирования (экстрополяции, параметрический).

13. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.
Реализация решения –заключит.этап решения проблем кот.включает 2 стадии:1)орг-цию исполнения решений; 2) контроль за его исполнением. Первыйпредусматривает составление и разработку планов реализации; подбор исполнителей; доведение до них заданий по реализации решений; мотивация исполнителей; при необходимости обучение; определение сроков ресурсов методов выполнения решений; определение показателей по кот.будет оцениваться выполнение решений; орг-ция оперативной работы по исполнению решений и его корректировку в случае необходимости. Второй –выполнение решений контролируется по промежуточным и конечным результатам, а также сроком выполнения программ, в ходе контроля определ. наличие и уровень отклонения.Роль контроля обеспечение оперативной обратной свзяи, диагностики хода решений проблем, контроль также выполняет стимулирующую ф-цию. Гл.цель контроля – обеспечение достижения целей решения. Оценка носит экономич. и воспит.цели.

Наши рекомендации