Билет 40. Структура международных стандартов ИСО серии 9000.
ИСО-9000 содержат min требования в котором должна соот-ть орг-ия по обеспечению гаранти. Кач-ва не зависимо от того какую именно прод. Выпускает предприятие или услуги. Отличительная особенностью яв-ся, то что они установ. Степень ответственности рук-ва орг-ии за кач-во. Основное отличие ИСО-9000 от концепции TQM состоит в том что стандарты в 1-ую очередь направлены на снижение вероятности сделать , что либо не верное, в то время TQM яв-ся вершиной современных методов упр-ия кач-ва и ориент. На дальнейшее совершенствование продукции, когда уже достигнут некий уровень кач-ва. Первое из-ие вышло 1970г. и насчитывало 5-стандартов. Вторая редакция вышла в 1994г. и уже сод-ла 24 стан-та. Третья ред-ия вышла в 2000г. в этом издании состав серии вошли след. Стан-ты: 1.Исо-9000:2000.-системы менед. Кач-ва основной словарь. 2.ИСО-9001 - система менедж. Кач-ва. 3.ИСО-9004 – система менеджмента кач-ва.(руководящие указания по улучшению дея-ти.).
Сертификация систем качества и производств: значение, принципы, объекты.
Сертификация – это форма осуществления соответствия объектов требованиям технических регламентов, положением стандартов или условием договора.
В основе процедуры сертификации системы качества лежат 5 принципов:
1) принцип добровольности.
2) объективность оценки.
3) информированность.
4) воспроизводимость результатов и оценки.
Оцениванию подлежат 3 объекта:
а) Деятельность по управлению и обеспечению качества.
б)
в) Производимая система.
Сертификация систем качества: порядок проведения.
В настоящее время в РФ существует следующий порядок проведения сертификации:
1) Подача заявки на сертификацию в орган.
2) Решение по заявке.
3) Одбор образцов и их испытание.
4) Аттестация производства.
5) Решение о выдаче сертификата.
6) Оформление, регистрация, выдача сертификата и лицензии на использование знака обращения на рынке.
7) Маркировка продукции знаком обращения на рынке.
8) Инспекционный контроль.
Сертиф-я продукции:
1 этап-подача заявки на сертиф-ю;
2 этап-отбор,идентиф-я образцов и их испытание;
3 этап-оценка произв-ва;
4 этап- выдача сертификата соотв-я;
5 этап-применение знака соотв-я;
6 этап-инспекц-й контрол за сертифиц-й продукцией;
7 этап-корректир-е меропр-я.
Схемы по сертиф-и:испытание типа;испытание типа и последующий надзор за проведением период-х испытаний образцов изымаемых из торговли;испытание типа и послед-й надзор с проведением испытаний образцов изымаемых на предпр-х;изыскиваемых из торговли и предпр-й;испытание типа и оценка произв-ва или сертиф-я системы кач-ва;только оценка заводского уровня кач-ва;испытание партии продукции;испытание каждого образца.
Сертификация работ и услуг.При обязат-й сертификации подтвержд-ся соотв-е работ и услуг требованиям их безоп-ти для жизни здоровья имущ-ва потр-ля а также безоп-ти самого процесса оказания услуг.
Схемы сертификации:оценка мастерства исполнителя работ и услуг;оценка процесса вып-я работ и оказания услуг;анализ сост-я произв-ва;оценка орг-и;оценка системы кач-ва.
Сертификация-процедура потв-я соотв-я по ср-м к-й независимо от изготовителя продавца испытатлея и потр-ля орг-я удостоверяет в письм форме что продукция соотв-т установл-м требованиям.
Инспекц-й контроль-повторная оценка уже сертифиц-й продукции проводимая для подтвержд-я соотв-я продукции заданным требованиям.
Билет 44
Этапы формирования качества продукции
Чтобы обеспечить необходимый уровень качества продукции, необходимо его поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции.
Жизненный цикл—это совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.
Первый уровень жизненного цикла можно разделить на стадии: исследование и разработка; изготовление; реализация и обращение; эксплуатация.
Перечисленные стадии можно делить на этапы, процессы и т. д. Стабильное обеспечение качества продукции зависит от многих факторов, возникающих на стадиях жизненного цикла.
Факторы качества продукции:
1. ОБЪЕКТИВНЫЕ (конструкция, уровень производства, средства контроля)
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ (профессиональное мастерство, личная заинтересованность)
3. НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ (сырье, материалы, комплектующие, конструкция изделия, качество техпроцессов)
4. СТИМУЛИРУЮЩИЕ КАЧЕСТВО (соц. и экономическая целесообразность и эффективность производства, материальная заинтересованность)
5. СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ КАЧЕСТВА (упаковка, маркировка, условия хранения, транспортировка, реализация, эксплуатация).
Исследование и разработка продукции. Цель данной стадии — формирование перспективных требований к качеству новой продукции; воплощение в конструкторских и других видах документов технических решений, обеспечивающих реализацию этих требований наиболее экономичным способом. Факторы качества на данной стадии играют значительную роль в формировании качества продукции.
Для изделий большой сложности (авиационные двигатели, сельхозмашины и др.) проектно-конструкторские и доводочные работы требуют очень больших расходов.
По оценкам американских специалистов, если все меры обеспечения качества принять за 100%, то 75% придется на поиск конструктивных решений, проектирование, отработку макетного и доводку опытных образцов, отладку технологии; 20% — на контроль производственных процессов; 5% — на окончательную приемку изделия.
По данным Европейской организации по качеству (ЕОК), при оценке причин отказов действует правило «70-20-10», согласно которому 70% отказов происходит из-за недостатков проектирования, 20% — из-за некачественного изготовления и 10% — из-за нарушения эксплуатации.
Общая схема разработки продукции. Разработка продукции в соответствии с ГОСТом 15.001 «Система разработки и постановки продукции на производство» предусматривает:
— разработку технического задания;
— разработку технической и нормативной документации;
— изготовление и испытания образцов продукции;
— приемку результатов разработки.
Техническое задание (ТЗ) является основным исходным документом для разработки продукции. В нем указывают технико-экономические требования к продукции, порядок сдачи и приемки результатов разработки.
Не допускается включение в ТЗ требований, противоречащих стандартам. В ТЗ по существу закладывается технический уровень будущего изделия. При разработке важнейших видов продукции в ТЗ должны устанавливаться показатели качества, соответствующие перспективному уровню, т. е. уровень качества, превосходящий лучшие аналоги качества на мировом рынке. Данный «запас качества» позволяет при освоении продукции, занимающем несколько лет, обеспечить ее соответствие лучшим образцам на момент выпуска.
Составление ТЗ должно предшествовать изучению рынка будущего изделия методами маркетинга. По данным западных фирм, затраты на маркетинг во многих случаях составляют более половины всех затрат на подготовку производства новой продукции. Техническую документацию (конструкторские и технологические документы) создают в рамках опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Для подтверждения соответствия разработанной технической документации исходным требованиям и выбора лучшего образца изготавливают опытные образцы (партии), которые подвергают приемочным испытаниям.
Оценку выполненной разработки и принятие решения о производстве проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика, разработчика и изготовителя. Председателем комиссии назначают заказчика, а при его отсутствии основного потребителя. По результатам рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт, который содержит:
— указание на соответствие разработанной (изготовленной) продукции заданным требованиям и рекомендациям о ее производстве;
— результаты оценки технического уровня продукции;
— рекомендации об изготовлении установочной серии (для серийной или массовой продукции) и ее объем;
— замечания и предложения по доработке продукции (если необходимо);
— утверждение образца эталона.
Утвержденный акт приемочной комиссии означает окончание разработки, прекращение действия ТЗ и разрешение на производство продукции.
Образец-эталон предназначен для сравнения с ним выпускаемой продукции по художественно-эстетическим показателям при ее постановке на производство, изготовлении и приемке и хранится у изготовителя в течение всего периода выпуска для предъявления возможных претензий и рекламаций по качеству партии товаров.
Изготовление продукции состоит из трех этапов: постановка на производство; установившееся производство; снятие с производства.
Постановка на производство включает подготовку производства и освоение.
Подготовка производства предусматривает мероприятия по подготовке и обеспечению технологического процесса изготовления продукции.
При освоении производства осуществляются отработка и проверка подготовленного технологического процесса, а также овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей.
Для подтверждения готовности производства к серийному (массовому) выпуску продукции изготовитель проводит квалификационные испытания образцов установочной серии (первой промышленной партии). Испытания должны подтвердить, что отклонения основных параметров продукции, связанные с технологией производства, не выходят за допустимые пределы, а недостатки продукции, выявленные приемочной комиссией, устранены. При положительных результатах квалификационных испытаний освоение производства считается законченным, а изготовленная продукция может поставляться заказчику.
Установившееся производство — производство изделий по окончательно отработанной конструкторской и технологической документации.
Снятие продукции с производства — совокупность мероприятий по прекращению промышленного производства продукции. Снятию с производства продукция подлежит в случае: несоответствия современным требованиям; освоения новой продукции, имеющей более высокие показатели; выявления при эксплуатации или потреблении свойств, отрицательно сказывающихся на здоровье людей и состоянии окружающей среды, и т.д.
Обращение и реализация — часть жизненного цикла продукции: от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановым заданием и нормативной документацией (НД), в период транспортирования, хранения и подготовки к реализации.
Эксплуатация продукции — стадия жизненного цикла продукции, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество. Эксплуатация изделия включает в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
На данной стадии управление качеством осуществляет главным образом потребитель. Правила эксплуатации излагаются в эксплуатационных документах — руководствах по эксплуатации, инструкциях, памятках по уходу за изделиями. От качества этих документов и строгого следования изложенным в них правилам зависит, насколько грамотно будет эксплуатироваться изделие.
Следует отметить, что потребитель, осуществляя тщательный уход за товаром, может заметно продлить срок пользования им. А повышение срока службы продукции равносильно ее дополнительному выпуску. Таким образом, грамотная эксплуатация изделия способствует экономии материальных итрудовых ресурсов.
Контроль качества продукции
Необходимость контроля качества с целью получения данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление качеством продукции — установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».
Контроль продукции состоит из двух этапов: получение информации о фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т. е. получение вторичной информации. При несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с Целью устранения выявленного отклонения от технических требований.
Билет 42
Законодательство защищает Ваши права и определяет механизмы реализации этой защиты.
Ваше право на качество означает, что продавец должен продать Вам товар соответствующего качества, а производитель должен обеспечить заявленное качество.
Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар был гарантированно безопасным для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.
Право на информацию: потребитель имеет право на полную и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести.
Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. В случае если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю) претензии и требовать возмещения убытков, замены или ремонта товара. Есть перечни товаров, на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.
Закон РФ предусматривает создание федерального закона о защите прав потребителей, для отдельного региона, если это является необходимым и общие положения в некоторых случаях невыполнимы, из-за особенностей законодательства данного региона.
Знание закона о защите прав потребителей, определенных в законодательстве, поможет Вам правильно вести себя в ситуациях, когда они нарушаются.
Пять шагов в защиту своих прав
1. Обнаружив в продукте питания то, чему в еде быть не положено – осколок стекла, мышиный хвостик, червяка или какую другую пакость, – не спешите выкидывать покупку в мусорное ведро. Аккуратно упакуйте продукт и инородное тело в целлофан и положите в холодильник, лучше – в морозилку.
2. Заручитесь показаниями свидетелей. Хорошо, если факт неприятной находки и ваших мучений подтвердят посторонние лица – соседи, к примеру. Но свидетельство членов семьи суд тоже принимает во внимание. Если вы как-то пострадали – порезались, отравились, перепугались до шока, – немедленно фиксируйте нанесенный вред у врача. Проще говоря, берите справку. Покупали лекарства – сохраняйте рецепты и чеки.
3. Не откладывая дело в долгий ящик, обращайтесь в Роспотребнадзор или экспертную организацию (например, АНО «Центрэкспертиза» - 241-53-66), где нужно написать заявление и отдать товар на экспертизу. Правда, придется подождать – лаборатории всегда перегружены работой. Но в итоге Вы получите копию заключения экспертизы.
4. Имея на руках экспертное заключение, подтверждающее, что инородное тело действительно было внутри продукта, а не подброшено Вами ради шутки, можно идти туда, где вам продали товар с «начинкой». Хорошо если у Вас сохранился чек, если нет – придется приложить показания свидетелей. Копии бумаг и заранее написанную претензию с требованием возместить материальный и моральный ущерб отдаете руководителю или секретарю, но обязательно – под подпись на втором экземпляре. Возможно, на этом ваши мытарства закончатся – многие фирмы предпочитают не портить себе репутацию – и вам возместят потери.
5. Но не исключен вариант, когда продавец (производитель) не захочет даже разговаривать. Тогда Вам прямая дорога в суд. Можно биться за правду самостоятельно, а можно обратиться в Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» за квалифицированной юридической помощью. Иски до 50 тысяч рублей рассматриваются в мировых судах, более 50 тысяч – в федеральных. Практика показывает, что мировые суды рассматривают дела в более короткие сроки и успешнее – правота истцов устанавливается в 90% случаев.
Требования к проведению сертификации систем качества
1. безопасность жизни здоровья потребителя
2. безопасность имущества потребителей
3. охрана окружающей среды