Маркетинговые мероприятия на разных этапах разработки проекта

Маркетинг проекта Современная концепция маркетинга в управлении проектами.

Маркетинг можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект раскрывает внутреннее содержание маркетинга проекта и представляет собой структуру маркетинговой деятельности безотносительно временной протяженности проекта. Этот аспект подчеркивает, что на любом этапе жизненного цикла проекта маркетинг присутствует во всей полноте, не меняя своего внутреннего содержания. Второй аспект отражает место маркетинга в проекте с точки зрения временной структуры проекта, т. е. его жизненного цикла. Несмотря на то что маркетинговые мероприятия присутствуют на каждом этапе проекта, значение, объемы и содержание работ на разных фазах проекта различны. Всю совокупность маркетинга проекта можно разделить на шесть составляющих: маркетинговые исследования; разработка стратегии маркетинга; формирование концепции маркетинга; программа маркетинга проекта; бюджет маркетинга проекта; реализация мероприятий по маркетингу проекта.

Маркетинговые исследования и разработка маркетинговой стратегии проекта.

Под маркетинговыми исследованиями понимается деятельность по поиску, сбору и предварительной аналитической обработке информации, имеющей значимость для рыночной успешности проекта.

Маркетинговая стратегия ориентирует всю деятельность по маркетингу проекта в направлении достижения максимального рыночного результата. Определение и оценку сильных и слабых сторон проекта, оценку его возможностей и потенциальных угроз. Продвижение — любая форма сообщений, используемых руководством проекта для информации, убеждения или напоминания людям о продуктах, услугах,. Управление сбытом включает разработку системы сбыта, выбор схемы, по которой будет реализовываться продукция.

Бюджет маркетинга проекта — обязательная и неотъемлемая составляющая проекта. Бюджет представляет собой план денежных поступлений и выплат, связанных с реализацией программы маркетинга.

45 Информационные технологии в маркетинге развлекательных услуг.

Сейчас появилось огромное количетво информационных технологий востребованных в маркетинге. Самый яркий пример это Интернет, который является неотъемлемой частью успешного бизнесс процесса. Через него можно не только рекламировать и продавать продукт, но и осуществлять брендинг, поднимаить имидж фирмы.

Современные информационные технологии предоставляют маркетологам огромный объем информации. Широкое распространение CRM-систем привело к тому, что данные внутренней отчетности о коммерческой деятельности предприятий дополняются ценнейшей информацией о клиентах. Свою лепту в получении информации о потребителях вносят маркетинговые исследования. Появляется возможность принимать взвешенные решения, основываясь не только на мнениях экспертов, но и на анализе разнообразнейшей информации. Исследовательские методы имеют важную для маркетинга особенность, связанную с тем, что на основе выборочной информации ограниченного объема имеется возможность делать обоснованные выводы по всей совокупности объектов. Это позволяет существенно сократить затраты, связанные с проведением маркетинговых исследований. На основании анализа результатов опроса тысячи потребителей можно делать выводы о потребностях миллионов.

Хорошая информация позволяет маркетологам:

-получать конкретные преимущества

-снижать финансовый риск и опасности для образца

-определить отношения потребителей

-следить за внешней средой

-координировать стратегию

-оценивать деятельность

-повысить доверие к рекламе

-получить поддержку в решениях

-подкрепить интуицию

-улучшить эффективность

-Особенности Интернет-маркетинга

Интернет обладает уникальными характеристиками. Одним из основных свойств среды Интернета является его высокая эффективность в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей. Кроме того, роль, выполняемая сетью Интернет, не ограничивается только коммуникативными функциями, но включает в себя также возможность заключения сделок, совершение покупок и проведение платежей, придавая ей черты глобального электронного рынка.

Используя Интернет, следует учитывать новые особенности и преимущества по сравнению с маркетингом, основанным на традиционных технологиях.

1. Переход ключевой роли от производителей к потребителям (за счет привлечения внимания нового клиента всего за 10 секунд => внимание покупателей = ценность для компании, однако за то же время есть вероятность, что он может перейти к любому из конкурентов => установленные взаимоотношения с клиентами = главный капитал компаний).

2. Глобализация деятельности (за счет изменения пространственных и временных масштабов ведения коммерции) и снижение издержек (связанных с налаживанием и поддержанием взаимодействия с заказчиками и поставщиками).

3. Снижение издержек (за счет оптимизации товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой продукции, обоснованной ценовой политики, снижения числа посредников, затрат на сбыт и т.п.). Персональная работа с клиентом.

46 – 47 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Данные социальной статистики нужны для анализа развития общества, своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усиление которых может угрожать жизнедеятельности людей. Сведения социальной статистики необходимы органам государственного управления, призванным обеспечивать безопасность жизни и деятельности людей.

Источники статистической информации.

К первичным источникам относят специальные выборочные обследования, опросы, переписи, направленные на получение тех данных и в такой форме, которые необходимы именно для запланированных прогнозных расчетов или управленческих решений. Основными респондентами (объектами выборочных обследований) при обращении к первичным источникам являются все или определенные категории потенциальных клиентов (потребителей продукции) фирмы, ее поставщики, служащие, наконец, общество в целом.

Говоря о видах специальных обследований, надо выделить: обследования по времени— одномоментные и периодически повторяющиеся; по охвату респондентов – сплошные и выборочные; по способам– очные интервью и анкетирование, почтовая рассылка анкет или вопросников или их публикация в прессе, телефонные интервью. При организации специальных статистических обследований прогнозист обязан иметь четкие ответы на следующие вопросы:

- к кому именно обращены вопросы (т.е. определить «единицу» статистического обследования) и с какой целью;

- как должны быть сформулированы вопросы (т.е. определить конкретную форму анкеты или опросного листа);

- сколько респондентов должно быть включено в обследование (т.е. определить объем выборки, необходимый для достижения заданной точности выводов);

- как именно следует отбирать респондентов для включения их в обследуемую выборку.

Вторичные источники – это опубликованные в том или ином виде исходные данные, уже собранные кем-то вне прямой связи с конкретной задачей прогнозиста, но доставляющие информацию, в той или иной мере полезную именно для решения этой конкретной задачи.

В российских условиях к таким источникам следует отнести, в первую очередь, различные издания Госкомстата РФ, а также ряд специализированных деловых периодических изданий: журналы «Эксперт», «Коммерсант», «Финансовые рынки».

Очевидно, первичные источники предоставляют в распоряжение прогнозиста и аналитика исходные статистические данные более высокого порядка по предъявляемым к ним критериям, чем вторичные.

Роль и задачи

Определяя в общем виде задачи социальной статистики, следует выделить те, которые решаются любой отраслевой статистикой применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются: систематический анализ ситуации в социальной сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной инфраструктуры: изучение уровня и условий жизни населения:

оценка степениразделения этих характеристик; изменений: прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация:

Социальная статистика является одной из информационных баз для работы по целенаправленному регулированию правовых отношений в обществе, С учётом данных социальной статистики принимаются решения по важным вопросам экономики и государственной политики. Вопросы международных отношений нельзя решать, игнорируя отражаемые социальной статистикой социальные аспекты жизни страны. При составлении государственных программ развития различных областей жизни общества прямо или косвенно учитываются социальные показатели.

Как правило, социальный мониторинг организуется службами, занимающимися исследованием общественного мнения (например, Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и его региональными организациями).

Важной функцией социальной статистики является обеспечение "обратной связи" — предоставление правящим структурам в центре и в регионах информации о результатах и последствиях текущей социальной политики, о реагировании населения на нее — о его действиях, мнениях, оценках. Тем самым обеспечивается возможность оперативно и своевременно корректировать социальные программы, дифференцировать социальную политику с учетом региональной специфики.

Социальная статистика исследует вопросы, затрагивающие личные интересы каждого человека. Этим объясняется повышенный интерес к социальной информации всего населения, а не только специалистов. Социальная статистика обязана удовлетворить этот интерес. Необходимо предоставить каждому желающему возможность ознакомиться с соответствующими материалами, изложенными в доступной форме, объективно отражающими действительность. Популяризация данных — важная функция социальной статистики. Этим достигаются осведомленность населения, предупреждение возможных ложных представлений, домыслов, спекулятивных заявлений недобросовестных политиков и общественных деятелей.

48 Безопасность услуги, как основной компонент проекта развлекательной услуги

Существуют разные разновидности безопасности услуг.

Аспекты безопасности:

· эксплутационно-техническую (куда входит электробезопасность, пожарная безопасность, безопасность от воздействия химических веществ и др.);

· экологическую;

· информационную;

· правовую;

· финансовую;

· имущественную;

· психологическую;

· связанную со здоровьем людей.

Особая разновидность безопасности в сфере услуг связана со здоровьем, физическим состоянием, внешним видом клиента.. Особенно жесткими являются санитарно-гигиенические и технологические требования в оздоровительно-медицинских учреждениях, в пунктах общественного питания, в гостиничном хозяйстве и др.

Специального рассмотрения требует разновидность безопасности, которая предусматривает безущербное влияние услуги на человека, не создающее травмирующего эффекта его психике, духовному состоянию. Такого рода безопасность имеет место в сфере распространения общественной и художественной информации через СМИ, а также через предоставление познавательных, научно-консультационных услуг. Негативное действие такого рода услуг может быть обнаружено не сразу, а по прошествии продолжительного времени.

Менеджеры и персонал сервисных предприятий обязаны обращать особое внимание на предотвращение ситуаций, которые способны создать угрозу безопасности интересам и здоровью потребителей. Специального внимания персонала требуют к себе следующие стороны процессов обслуживания, как наиболее возможные источники опасностей и угроз для клиентов и предприятия:

· работа технических средств, приборов, оборудования, а также состояние и качество материалов, веществ, продуктов, задействованных в процессе обслуживания;

· природно-ландшафтные, климатические и физические условия, которые сопровождают процессы обслуживания;

· деятельность криминальной среды или активность нечестных лиц, препятствующих безопасному обслуживанию;

· неквалифицированные действия персонала;

· личные качества сознания или состояние здоровья клиента;

· форс-мажорные обстоятельства, сопровождающие процесс обслуживания.

Особого внимания требуют ситуации, когда клиент оказывается некомпетентным в достаточной степени для того, чтобы предотвратить угрозу для своего здоровья или благополучия. В современной сервисной практике существует множество ситуаций, когда непосредственных ощущений и личных знаний клиента явно недостаточно, чтобы быстро определить степень своей безопасности. В случае причинения клиенту ущерба за ним остается право апеллировать в судебные инстанции с требованием возмещения ущерба.

а качеством услуги, включая и ее безопасность, необходим общественный и государственный контроль. Это диктует необходимость выработки управления качеством и контроль безопасности услуг.

49 контроль качества развлекательной услуги на разных этапах ее проектирования.

Для того, чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

От качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы.

Качество у производителя и потребителя - понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и другое.

2. Методологические основы управления системой качества продукции и услуг

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:

1. Принятие решений “что производить?” и подготовка технических условий.

2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.

3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

5. Разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.

Система управления качеством продукции включает следующие функции:

1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или долгосрочной цели и включать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

увеличение сроков гарантии на продукцию;

развитие сервиса.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

Улучшение качества - постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:

1. Отношение к потребителю как важнейшей составляющей данного процесса.

2. Принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению системы управления фирмой.

3. Вера в то, что нет предела совершенству.

4. Уверенность в том, что предотвращение проблем лучше, чем реагирование на них, когда они возникают.

5. Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководства.

6. Стандарт работы, выражающийся в формулировке “ноль ошибок”.

7. Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.

. Направление основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.

. Признание заслуг.

50-51. Основные вопросы этики и эстетики, учитываемые при разработке проекта развлекательной услуги.

этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена.

этика базируется на уважении интересов не только своей компании, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж, повышают риски и издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей.

Основа современной этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Этические нормы основаны на общечеловеческих ценностях . Сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).

Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);

работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);

владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);

местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).

Для эффективного использования этики при принятии решений необходимы по меньшей мере два условия – внимание менеджеров к этим вопросам и высокая организационная культура.

Деловой этикет: Этикет является одним из первых «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Деловой этикет - это свод правил поведения в бизнесе, который составляет внешнюю сторону делового общения.

Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях.

Правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов «торговых людей». Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинены этикету интересующей бизнесмена страны.

52 -53 помехи, приемы и методы устранения внешних и внутренних помех.

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту.

Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т.н. SWOT-анализ).

К числу факторов внешней среды относят:

- Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий)

- Ресурсообеспеченность (наличие, доступ.)

- Экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги)

- Ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество)

- Социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст)

- Политические (внешняя, внутренняя, экономическая)

- Экологические (уровень загрязнения, мероприятия)

- Конкуренты (количество, размеры, сила)

Внутренняя среда включает:

- Целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей)

- Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)

- Сбыт (объема продаж, скидки)

- Каналы распределения (как, через кого продается)

- Персонал (квалификация, мотивация, корпоративная культура)

- Снабжение (поставщики, условия и системы поставки

- Финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние)

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

- корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения).

- деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке.

Приемы и способы устранения внешних и внутренних помех:

- определить цели проекта и провести его обоснование; выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы);

- определить необходимые объемы и источники финансирования;

- подобрать исполнителей - в частности через процедуры торгов и конкурсов; подготовить и заключить контракты;

- определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

- рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитывать риски;

- обеспечить контроль за ходом выполнения проекта).

Методы управления проектами включают такие, как: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, Структурирование помогает решить следующие задачи:

- разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;

- распределение ответственности;

- оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;

- создание единой базы для планирования, составления смет и контроля над затратами;

- увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;

- переход от общих целей к конкретным заданиям. ресурсное планирование

Проект объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона реализации проекта, в которой принимаются решения по управлению проектом, и способствует реализации персонала проекта, который является частью трудовых ресурсов вообще. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок. Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация. Зона разработки проекта тесно взаимодействует и формирует материальное хозяйство, которое образует зону закупок и поставок.

Решение и выявление любых помех - это искусство руководства и координации трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.

Наши рекомендации