Особенности правового регулирования защиты прав потребителей услуг связи

1. Особенности правового регулирования защиты прав потребителей услуг почтовой связи.

2. Особенности правового регулирования защиты прав потребителей услуг электросвязи.

1. Связь, согласно ст.1 Закона «О связи» от 5 октября 1994 года, является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов, юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Закон «О связи» выделяет два вида связи, которые могут использоваться потребителями – почтовая и электрическая.

Услуги почтовой связи оказываются на основе норм Главы 39 Гражданского кодекса; Закона «О почтовой связи» от 15 декабря 2003 года; Постановления Правительства от 7 сентября 2004 года №111 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

Потребители пользуются почтовой связью общего пользования – вид почтовой связи, согласно ст.1 Закона «О связи», обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение печатных средств массовой информации и оказание иных услуг почтовой связи на основании публичного договора.

Договор на оказание услуг почтовой связи является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Это консенсуальный, возмездный, публичный, двусторонний договор.

Стороны договора – оператор почтовой связи и пользователь услуг почтовой связи. Оператор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие специальное право (лицензию) на оказание услуг почтовой связи. В Республике Беларусь есть Национальный оператор почтовой связи – Белпочта, которая оказывает универсальные почтовые услуги на всей территории Республики Беларусь. Национальный оператор почтовой связи имеет исключительное право на пересылку простых писем весом до двух килограммов и простых почтовых карточек; осуществление международной почтовой связи; обеспечение единого технологического процесса почтовой связи на всей территории Республики Беларусь; организацию изготовления и распространения почтовых марок и знаков почтовой оплаты; официальное издание каталогов почтовых марок и др. права, закрепленные в ст.17 Закона «О почтовой связи». Пользователь услуг – физические лица, являющиеся отправителями и (или) получателями почтовых отправлений.

Предметом договора является услуга почтовой связи общего пользования:

прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений;

досылка и возвращение почтовых отправлений;

ускоренная почта;

прием подписки на печатные средства массовой информации и доставка печатных средств массовой информации;

переадресование выписанных подписчиками печатных средств массовой информации;

выплата пенсий, пособий, компенсаций и осуществление других выплат;

упаковка письменной корреспонденции и посылок;

заполнение бланков сопроводительных адресов к почтовым отправлениям, описей вложения;

написание адресов и письменных сообщений;

предоставление в пользование абонементных почтовых ящиков;

оказание услуг почтовой связи на дому;

иные услуги, не запрещенные законодательством.

Особые требования предъявляются к предметам и веществам, которые пересылает потребитель. Вышеназванные Правила устанавливают перечень таких предметов и веществ, которые запрещены к пересылке во внутренних почтовых отправлениях и международных почтовых отправлениях (скоропортящиеся продукты питания, биологические и радиоактивные вещества и др.).

Плата за услуги почтовой связи взимается при приеме почтовых отправлений по тарифам, действующим на дату приема. Особенностью Услуги почтовой связи является то, что она может оплачиваться почтовыми марками Республики Беларусь, иными знаками почтовой оплаты, наличными деньгами или путем безналичных расчетов, а также международными ответными купонами.

Права потребителей почтовых услуг закреплены в ст.21 Закона «О почтовой связи» и Главе 19 Правил оказания услуг почтовой связи. Статья 15 Закона особозакрепляет, что почтовые отправления и денежные средства, принятые от пользователей услуг почтовой связи, принадлежат отправителю до момента их доставки (вручения) адресату.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств, согласно ст.22 Закона.

Гражданско-правовую ответственность несут операторы перед отправителем, а перед адресатом в том случае, если отправитель откажется от своих прав в пользу адресата или почтовое отправление выдано адресату.

Операторы почтовой связи несут имущественную ответственность за:

утрату, порчу, повреждение, недостачу вложений посылок, отправлений письменной корреспонденции с объявленной ценностью, отправлений ускоренной почты;

утрату заказных почтовых отправлений;

невыплату или неполную выплату денежных средств адресату по денежному переводу;

недоставку или нарушение сроков пересылки и доставки внутренних почтовых отправлений и иные нарушения.

Пункт 170 Правил определяет случаи освобождения Оператора почтовой связи от имущественной ответственности: 1) обстоятельства непреодолимой силы; 2)свойства вложения почтового отправления; 3) нарушения отправителем требований настоящих Правил; 4) почтовое отправление выдано под расписку адресату с соблюдением всех требований, установленных настоящими Правилами; 5)почтовое отправление или часть его вложения задержаны, изъяты или уничтожены в порядке, установленном законодательством и настоящими Правилами;5) за задержку доставки международных отправлений.

Глава 24 Правил устанавливает ограниченную ответственность оператора за ненадлежащее выполненные обязательства по внутренним почтовым отправлениям. Например, за утрату заказной корреспонденции оператором уплачивается 0.1 базовой величины, а в случае невыплаты перевода – выплачивается сумма перевода. Кроме того, оператор по требованию потребителя уплачивает неустойку в размере 1% за каждый день просрочки и компенсирует моральный вред.

По международным отправлениям ответственность оператор несет в соответствии с международными договорами, неустойка и моральный вред не взыскиваются.

Порядок предъявления претензий и исков. Претензии, согласно ст.38 Закона, в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления или денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня, следующего за днем подачи почтового отправления. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации оператором почтовой связи в установленном порядке.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи, в результате чего был причинен вред пользователю услуг почтовой связи, последний вправе, согласно ст.39, в течение шести месяцев со дня, следующего за днем подачи регистрируемого почтового отправления (внутреннего или международного), обратиться в суд с иском о возмещении причиненного вреда.

2. Услуги электросвязи оказываются операторами электросвязи в соответствии с Законом «Об электросвязи» от 19 июля 2005 года, Постановлением Минсвязи от 6 сентября 2002 года «Об утверждении правил оказания услуг радиофикации» и Приказами Минсвязи от 19 июня 1995 года №66 «Об утверждении правил предоставления услуг местными телефонными сетями», апреля 1998 года № 61 «Телеграфные правила».

Права и обязанности пользователей этого вида связи закреплены в ст.46 Закона «Об электросвязи». Так, потребители услуг имеют право: доступа к информации о тарифах, видах услуг электросвязи, сроках их оказания, режиме работы операторов электросвязи, а также к иной информации, необходимой для пользования услугами электросвязи; доступа к услугам сети электросвязи общего пользования; подключения к оконечной точке сети электросвязи общего пользования своего оконечного абонентского устройства (терминала) на условиях и в порядке, установленных Министерством связи и информатизации Республики Беларусь; на своевременное и качественное оказание услуг электросвязи операторами электросвязи; на возмещение ущерба, компенсацию морального вреда в соответствии с законодательством; обращаться в суд в случае нарушения их прав; иные права, предусмотренные законодательством.

Статья 57 Закона определяет претензионный порядок рассмотрения споров. Так, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, вытекающих из договора оказания услуг электросвязи, пользователь услуг электросвязи вправе обратиться с претензией к оператору электросвязи.

Претензии предъявляются в следующие сроки:

в течение трех месяцев со дня оказания услуги электросвязи или отказа в ее оказании - по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг электросвязи, несвоевременным или недоброкачественным оказанием услуг электросвязи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг) в области электросвязи;

в течение месяца со дня подачи телеграммы - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

К претензии прилагаются необходимые для рассмотрения ее по существу документы, в которых должны быть приведены сведения о невыполнении либо ненадлежащем выполнении обязательств, факте и размере причиненного ущерба (в случае претензии о возмещении ущерба).

Оператор электросвязи обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 календарных дней со дня предъявления претензии.

Для претензий, требующих специальной проверки или запроса дополнительных материалов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на два месяца.

Пользователь услуг электросвязи вправе обжаловать решение, принятое по претензии, в суд в порядке, установленном законодательством.

ТЕМА 16.

Наши рекомендации