Судебная защита прав потребителей

1. Процессуально-правовые способы защиты прав потребителей.

2. Гарнатии реализации судебной защиты прав потребителей.

3. Процессуальные особенности рассмотрения дел по поводу нарушений прав и интересов потребителей.

1. Процессуально-правовые способы защиты прав потребителейпредставляют собой средства обращения в юрисдикционные органы за защитой нарушенных прав и интересов потребителей.При обращении в суд процессуально-правовым способом защиты прав потребителей является иск, который подразумевает под собой требование к суду о защите нарушенного или оспоренного права, законного интереса. Иск – это способ защиты в гражданско-процессуальном порядке. При обращении в иные органы таким способом является заявление или жалоба, которые также представляют собой требования, обращенные к государственным органам о защите нарушенных прав или законных интересов. Заявление, жалоба – это способ защиты в административно-процессуальном порядке.

Иски по вопросам защиты прав потребителей в зависимости от объекта, подлежащего защите, подразделяются на:

1. иски о защите нарушенных субъективных прав потребителей. Предметом такого иска является нарушенное продавцом (изготовителем, исполнителем) субъективное право потребителя, выразившееся в неисполнении либо ненадлежащем исполнении последним своих обязанностей. Основание такого иска состоит из юридических фактов, обосновывающих возникновение у истца прав, предусмотренных законом (заключение договора либо намеренение его заключить, указание на то, что сделка совершена с целью удовлетворения собственных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), также фактов, с которыми истец связывает нарушение своих прав как потребителя, например, причинение морального вреда и т.д.;

2. иски о защите неопределенного круга потребителей содержат требования о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Предметом такого иска являются интересы неопределенного круга потребителей и права потребителей, которые уже нарушены в результате противоправных действий продавцов (изготовителей, исполниетелей). Содержанием иска, согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда от 26.09.2003 г.№10 “О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей”, являются требования к суду исключительно неимущественного характера о признании каких-либо действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными и их прекращение, также возложение дополнительных обязанностей на нарушителя. В данном иске нельзя предъявлять требования имущественного характера (взыскание убытков, неустойки и т.д.), так как они обеспечивают защиту прав конкретных потребителей, а не неопределенного круга потребителей. Основанием иска могут признаваться факты совершения ответчиком противоправных действий, которые должны быть прекращены в отношении неопредеденного круга потребителей. Данные иски следует применять, когда невозможно установить конкреных потребителей, чьи права нарушены, либо когда их очень большое количество. Решение, вынесенное по такому иску, является обязательным для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца (изготовителя, исполнителя), признанных противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;

3. иски о признании недействительными полностью или частично предписаний и решений уполномоченных государственных органов по защите прав потребителя. Предметом иска является нарушенное Министерством торговли, местным исполкомом и другими уполномоченными органами по защите прав потребителей прав продавцов (изготовителей, исполнителей) и возложение на них каких-либо обязанностей. Основанием иска выступают: факт принятия обжалуемого ненормативного акта; факт ненадлежащего выполнения спорной обязанности; факт вынесения предписания с нарушением процедуры, предусмотренной соответствующими положениями.

В административно-процессуальном порядке рассматриваются жалобы и заявления потребителей, требования к содержанию которых в законодательстве отсутствуют.Однако в нем также должны излагаться факты нарушений прав (предмет), указание на оспариваемое право (основание) и формулировка просьбы на устранение нарушений (содержание). Дела в административном порядке возбуждаются не только по заявлению потерпевших потребителей, но и по результатам проверок государственных органов, по информации средств массовой информации.

При выборе судебного либо административного органа для защиты прав потребителей следует учитывать компетенцию этих органов и важность оперативного принятия мер. Так, только суд вправе взыскать причиненный ущерб потребителю, возместить имущественный и моральный вред. В свою очередь, если важна оперативность принятия мер для пресечения нарушений прав потребителей, то эффективным является административный порядок защиты.

2.Гарантии реализации судебной защиты прав потребителей– это особые процессуальные средства, направленные на реализацию и защиту прав потребителей в судебном порядке. Можно выделить следующие гарантии:

1. альтернативная (по выбору истца) подсудность споров о защите прав потребителей, котораяустановлена п.1 ст.43 Закона. Так, иски, основанные на нормах Закона, могут предъявляться в суд по выбору потребителя-истца по месту жительства или нахождения истца; жительства или нахождения ответчика; исполнения договора; причинения вреда;

2. освобождение от уплаты государственной пошлины предусмотрено п.2 ст.43 Закона для следующих лиц: потребителей по искам, связанным с нарушением их прав; уполномоченных государственных органов по защите прав потребителей; органов прокуратуры по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов потребителей или законодательства о защите прав потребителей; местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений потребителей по искам, предъявляемым от своего имени, о защите прав и законных интересов потребителя (неопределенного круга потребителей);

3.применение дополнительных средств судебного принуждения к ответчику при удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителей. Так, суд, согласно п.3 ст.43 Закона, обязывает правонарушителя довести в установленный срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда о защите неопределенного круга потребителей. Если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местные исполнительные и распорядительные органы или общественное объединение потребителей, суд выносит решение о наложении на продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, штрафа в размере взыскиваемой суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя;

4.предоставление потребителю права выбора предъявления требований к продавцу либо изготовителю товара в случае причинения вреда недостатками товаров, согласно п.4 ст.16 Закона;

5.предоставление потребителю дополнительных гарантий в процессе доказывания фактов. Так, по общему правилу ст.179 ГПК каждая сторона доказывает факты, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Однако Закон включает нормы, согласно которым бремя доказывания перераспределяется между истцом и ответчиком. Так, например, п.4 ст.8 Закона предусматривает следующее: при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных непредоставлением необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Таким образом, закон исходит из презумпции отсутствия у потребителей специальных знаний о товарах, что представляет собой особую процессуальную гарантию для последних.

3. Возбуждение гражданского дела зависит от соблюдения порядка обращения в суд. Субъектами, по заявлению которых возбуждается дело, выступают: 1) потребители, которые имеют материально-правовой интерес в деле; 2) Министерство торговли, предъявляющее иски в защиту неопределенного круга потребителей в суды общей юрисдикии; 3)местные органы исполнительной власти, предъявляющие иски в защиту прав конкретного потребителя; 4) общественные объединения, которые могут предъявлять иски как в интересах неопределенного круга потребителей, так и конкретного потребителя; 5) органы прокуратуры.

Судья возбуждает дело при наличии у лица права на предъявление иска и соблюдении процедуры. Так, проверяются правила подведомственности и подсудности, процессуальной правоспособности сторон, соблюдение требований формы и содержания иска, надлежащее оформление полномочий представителя, соблюдение предварительного внесудебного порядка разрешения спора. Полежит проверке вопрос, обладает ли заявитель статусом потребителя по искам о защите нарушенных прав.

Рассмотрение дела осуществляется по принципам гражданского судопроизводства.

В делах о защите прав потребителей используются все виды доказательств: письменные, вещественные, свидетельские показания, заключения экспертов и специалистов, объяснения сторон и другие. Заключение экспертизы – одно из самых важных доказательств. Весьма важно установить причину недостатка товара (работ, услуги), время его появления. Чаще назначают товароведческую экспертизу, строительно-техническую, медицинскую и другие виды. Потребитель должен проанализировать ситуацию и выяснить, располагает ли он достаточными доказательствами своей правоты, а также, есть ли реальная возможность для сбора недостающих фактов.

Согласно Закону, потребитель может требовать проведения экспертизы до суда у продавца за его счет, согласно п.6 ст.19 Закона, однако, если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли после продажи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара. В случае спора он может требовать проведения судебной экспертизы, однако она назначается и проводиться по общим правилам ГПК.

ТЕМА 4.

Наши рекомендации