Права потребителей и формы их защиты

1. Понятие системы основных субъективных прав потребителей.

2. Понятие, объекты и формы защиты прав потребителей.

3. Государственная и общественная защита прав потребителей.

1. Права потребителей представляют собой особый вид субъективных прав человека, гарантии реализации которых закреплены в различных отраслях права, и которые выступают как гарантированные государством возможности для каждого человека пользоваться определенными социальными благами в целях удовлетворения собственных потребностей и законных интересов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Все субъективные права потребителей можно разделить на основные и дополнительные. Основные– это права, закрепленные в ст.3 Закона «О защите прав потребителей». Дополнительные – это права, которые содержатся в иных статьях Закона «О защите прав потребителей» и в других нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения с участием потребителей. Например, согласно ст.26 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен товаров надлежащего качества, п.2 ст.12 – на проверку веса, меры, комплектности товаров.

Все вышеперечисленные основные права обладают предметным единством – они направлены на обеспечение удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому основные права потребителей образуют целостную систему, элементы которой имеют внутреннюю структуру, складывающуюся объективно как отражение реально существующих потребностей человека.

В зависимости от степени значимости тех либо иных потребностей человека их можно дифференцировать на потребности первичные и вторичные. Первичные – это потребности человека в пищевых продуктах, одежде, обуви и прочих товарах (работах, услугах), необходимых для жизнедеятельности человека. Вторичные – это прочие потребности современного человека, в том числе и потребности в развлечениях, спортивных мероприятиях, т.е. способствующие развитию, существованию человека в современном обществе.

Основные права потребителей можно разделить на две группы - права, обеспечивающие физическое существование потребителей, и права, гарантирующие защиту от негативного воздействия рынка [62, с. 15].

В группу прав, обеспечивающих физическое существование потребителей, являющихся в свою очередь гарантией реализации конституционного права человека на жизнь, входят:

· право на безопасность товаров (работ, услуг);

· право на надлежащее качество товаров (работ, услуг);

· право на информацию о товарах (работах, услугах) и продавцах (исполнителях, изготовителях);

· право на возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами).

Правами потребителей, гарантирующими защиту от негативного воздействия рынка являются:

· право на просвещение в области защиты прав потребителей;

· право свободный выбор товаров (работ, услуг);

· право на государственную защиту;

· право на общественную защиту;

· право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы;

· право на создание общественных объединений потребителей.

2. Ценность субъективного права заключается в том, что оно может быть реализовано. Реализация прав потребителей – это установленная законом последовательность действий управомоченного субъекта (потребителя) и обязанного субъекта (продавца, изготовителя, исполнителя), направленные на приобретение потребителем каких-либо благ.

При невозможности реализации субъективного права у потребителя возникает право на его защиту.

Понятие «защита прав потребителей» рассматривается как деятельность уполномоченных субъектов, направленная:

1) на устранение уже совершенных нарушений прав потребителей;

2) на предупреждение нарушений прав потребителей.

Объектами защиты являются:

1. субъективные права потребителей;

2. охраняемые законом интересы неопределенного круга потребителей.

Причисление к объектам интересов неопределенного круга потребителей объясняется тем, что под защитой прав потребителей понимают деятельность, направленную не только на пресечение уже нарушенных прав, но и на предупреждение нарушений, когда права еще не нарушены, но возникает реальная угроза их нарушения. Это означает, что вне конкретных правоотношений с участием потребителей существуют юридические интересы, которые в случае несоблюдения предписаний правовой нормы нуждаются в защите, хотя это и не влечет нарушений конкретных субъективных прав потребителей. Соответственно защите подлежат не только частные интересы потребителей, но и публично-правовые интересы, т.е. интересы неопределенного круга потребителей [112, с. 14].

Формы защиты прав потребителей

Под формами защиты субъективного права в теории права понимается порядок его защиты уполномоченными субъектами.

Формы защиты прав потребителей, закрепленные в законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей», можно классифицировать:

1. государственная защита прав потребителей, которая в свою очередь подразделяется на административно-правовую и судебную защиту;

2. общественная защита.

3.Государственная и общественная защита прав потребителей–это деятельность государственных и общественных организаций по защите нарушенных субъективных прав потребителей и охраняемых законом интересов неопределенного круга потребителей, а так же предупреждение нарушений.

Глава 5 Закона посвящена государственной защите прав потребителей. Статья 40 определяет, что государственную защиту осуществляют государственные органы в пределах предоставленной компетенции.

Административно-правовая защита прав потребителей осуществляется уполномоченными органами государственного управления. В Республике Беларусь закреплена трехуровневая система органов государственного управления, осуществляющих защиту прав потребителей:

1. основной орган государственного управления – Министерство торговли;

2. органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) – Комитет государственного контроля, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

3. местные исполнительные комитеты.

Министерство торговлинаправляет:

предложения в органы государственного управления об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей;

предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителя, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности или сроком службы, а также о прекращении реализации товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, либо о прекращении выполнения работ (оказания услуг), на результаты которых должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге);

материалы в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением, предусмотренных настоящим Законом прав потребителя.

Министерство торговли Республики Беларусь имеет право:

обращаться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав потребителей;

направлять материалы о нарушении прав потребителя в органы, выдавшие специальные разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) до устранения допущенных нарушений либо об аннулировании соответствующего специального разрешения (лицензии).

В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:

рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;

организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с просроченным сроком годности, или без срока годности, если установление этого срока обязательно, направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о приостановлении производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до устранения допущенных нарушений либо о прекращении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Общественная защита прав потребителей в Республике Беларусь осуществляется общественными потребительскими объединениями такими, как Белорусское общество защиты прав потребителей, имеющее подразделения во всех областных центрах, Минское общество потребителей и другие.

Основными функциями общественных потребительских объединений являются: во-первых, осуществление информационно-просветительской деятельности в области защиты прав потребителей, во-вторых, обращение в суд с иском о защите прав потребителя (неопределенного круга потребителей); предъявление исков в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Кроме того, объединения потребителей вправе проводить и досудебную защиту, так они могут обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (исполнителю, продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба.

Полномочия общественных потребительских объединений закреплены в ст.46 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

ТЕМА 3.

Наши рекомендации