Защита прав потребителей – комплексный межотраслевой институт законодательства
1. Потребность, потребление, потребитель как экономические категории.
2. Понятие и сущность потребителя как субъекта права.
3. Причины появления законодательства о защите прав потребителей.
4. Понятие защиты прав потребителей как комплексного межотраслевого института законодательства.
5. Общая характеристика международного, зарубежного и национального законодательства о защите прав потребителей.
1. Понятия «потребность», «потребление» в первую очередь имеют экономическое содержание. Так, современные экономисты определяют «потребность» как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремиться выйти, или состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.
Потребность в свою очередь порождает потребление. В процессе воспроизводства потребление занимает последнее, но исключительно важное место (производство, распределение, обращение и потребление), т.е. потребление завершает этап воспроизводства и открывает путь к новому этапу, поэтому потребление – важное звено экономического процесса. Экономическая наука рассматривает категорию «потребление» как использование материальных благ, созданных в процессе производства. Различают производительное и личное потребление. Субъектом производительного потребления выступают юридические и физические лица, преследующие цель извлечения прибыли в дальнейшем из потребляемых вещей, а субъектом личного потребления – юридические и физические лица, приобретающие товары сугубо с целью удовлетворения своих собственных потребностей. Таким образом, «потребитель» с экономической точки зрения – это юридические либо физические лица, потребляющие продукцию, как для личных, так и для производственных нужд.
2.Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» устанавливает в статье 1, что потребитель – это гражданин (гр-не), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Соответственно потребитель должен обладать следующими признаками:
1. это исключительно гражданин (физическое лицо), а не юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель;
2. это физическое лицо, которое приобретает, заказывает товары (работы, услуги) или имеет намерение их приобрести у продавца, изготовителя, исполнителя, имеющих статус юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
3. это гражданин, который вступает в правоотношения сугубо с целью удовлетворения личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
4. это гражданин, который не только заказывает, приобретает, но и имеет намерение заказать, приобрести товар (работу, услугу). Нормы Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» регулируют как существующие правоотношения, так преддоговорные контакты. Так, физическое лицо, зашедшее на территорию магазина, предприятия бытового обслуживания, уже обладает правами потребителя;
5. это гражданин, который не только приобретает товар (работы, услуги) для собственных нужд, но и гражданин, использующий их непосредственно. Например, если гражданину подарили товар, он все равно имеет права потребителей, то есть обязательства между сторонами в потребительских правоотношениях не являются обязательствами личного характера.
3. Тематика защиты прав потребителей стала объектом пристального внимания законодателей в середине ХХ века. Однако до этого момента в законодательствах всех стран присутствовали нормы, направленные на защиту прав потребителей.
Так, еще в Своде Законов Российской империи присутствовали нормы об установлении ответственности, вплоть до смертной казни, за использование неправильных мер и весов.
Правовое положение советских потребителей неоднократно изменялось. В 20-е годы оно значительно улучшилось по сравнению с дореволюционными. Гражданский кодекс закрепил право покупателя на надлежащее качество товара и возможность его замены, уменьшение покупной цены, обращение в суд.
В 60-е годы с принятием Основ гражданского законодательства СССР изменился и правовой статус потребителей. Так, в случае продажи товара ненадлежащего качества можно было требовать безвозмездного устранения недостатков, расторжения договора и возмещения убытков. Однако практика правового регулирования сферы обслуживания шла по пути принятия огромного числа подзаконных нормативных актов, очень часто ставящих потребителя в невыгодное положение.
Причинами появления законодательства о защите прав потребителей в 90-х годах прошлого века в Республике Беларусь являются:
1. экономические – в республике разразился экономический кризис и потребитель, как более слабая сторона на рынке товаров и услуг, нуждался в защите;
2. социальные причины – необходимость более справедливого распределения материальных благ, а также создание общественных организаций по защите прав потребителей диктовали проведение определенной социальной политики на потребительском рынке;
3. психологические причины – на смену установки «греховности» потребления, принципа «самоограничения потребления» в конце ХХ века пришел принцип размежевания личных и государственных интересов.
Первый проект закона «О защите прав потребителей» в СССР был разработан в 1989 году, а принят в 1991году, но в силу так и не вступил в связи с распадом Союза. Однако законодательство о защите прав потребителей стало активно развиваться во всех странах СНГ. В Республике Беларусь 19 ноября 1993 году был принят Закон «О защите прав потребителей».
4. Законодательство о защите прав потребителей–это совокупность нормативных правовых актов, нормы которых, направленных на обеспечение защиты потребителей на рынке товаров и услуг. В отечественной науке часто употребляется понятие «потребительское законодательство», «законодательство о защите прав потребителей», что идентично.
Защита прав потребителей не новый институт законодательства, это комплексное образование, содержащее нормативные правовые акты конституционного, гражданского, административного, уголовного законодательства.
Нормы конституционного законодательства, закрепляя основные права личности, её взаимоотношения с государством, являются базой для возникновения прав потребителей. Конституционные права на обслуживание (ст.21 ч.2), на свободу объединений (ст.31), на обращение в государственные органы (ст.40) порождают иные производные права, коими и являются права потребителей.
Нормы гражданского законодательства являются сердцевиной законодательства о защите прав потребителей. Они устанавливают механизм реализации многих прав потребителей. Положения Гражданского кодекса о договоре, об имущественной ответственности за причинённый вред является базовым для данного законодательства.
Нормы административного законодательства, во-первых, регулируют организацию управленческого процесса в области защиты прав потребителей, во-вторых, определяют условия применения мер административного принуждения (мер предупреждения, пресечения, ответственности).
Нормы уголовного законодательства направлены на защиту от наиболее серьёзных нарушений прав потребителей: обман потребителей, причинение вреда здоровью опасными товарами и так далее.
Таким образом, законодательство о защите прав потребителей – это комплексный институт, представляющий собой вторичное структурное образование, который в перспективе может вырасти в новую отрасль законодательства «Потребительское право».
5.Международное законодательство в области защиты прав потребителей представлено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», принятой 9 апреля 1985года.
Европейское законодательство включает:
1)Хартию Защиты потребителей 1973года, принятую Евросоюзом на25-й сессии консультативной Ассамблеи;
2) Директивы ЕЭС, направленные на гармонизацию европейского законодательства (например, о низковольтном оборудовании (1973 г); о маркировке продовольствия (1979 год); о вводящей в заблуждение рекламе (1984 г.); об унификации правовой ответственности за выпуск дефектной продукции (1985 г.));
3)законы о защите прав потребителей, принятые в отдельных странах ЕЭС. Например, во Франции закон «О защите и информации потребителей товаров и услуг», Австрии «О защите прав потребителей».
В Республике Беларусь согласно ст.2 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются, во-первых, Гражданским кодексом, во-вторых, данным Законом, в-третьих, иным законодательством, в-четвертых, нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь. Структура национального законодательства о защите прав потребителей состоит из следующих элементов:
1. Гражданский кодекс имеет приоритет над другими нормативными актами, регулирующими сферу защиты прав потребителей. В новом Гражданском кодексе, в отличие от прежнего, сделано ряд крупных шагов по пути усиления гарантий защиты прав потребителей. Во-первых, специально урегулированы особенности публичного договора и договора присоединения (ст.. 396; 398), предусмотрена ничтожность соглашения об ограничении должника по договору, в котором кредитором является потребитель (п.2ст.371). Во-вторых, в IV Разделе Гражданского кодекса выделены либо специальные параграфы, либо главы, посвящённые особенностям договорных отношений предпринимателей в том числе и с потребителями (например, § 2 гл.30 розничная купля-продажа; § 2 гл.37 бытовой подряд; гл.39 возмездное оказание услуг; гл.44 банковский вклад; § 3 гл.58 возмещение вреда, причинённого, вследствие недостатков товара, работы, услуги), либо отдельные нормы (ст.740 договор перевозки пассажиров; ст.743 договор перевозки транспортом общего пользования и т.д.). В- третьих, появились новые договорные виды, в том числе специально рассчитанные на регулирование взаимоотношений с участием потребителей. Так появление гл. 39 позволило урегулировать многочисленные договоры в области туристской деятельности, медицинском обслуживании и т.д.;
2. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который состоит из 51 статьи, объединенных в семь глав;
3. специальные законодательные акты в сфере защиты прав потребителей, регулирующие защиту прав потребителей в отдельных сферах потребления. Например, Законы «О туризме», «Об основах транспортной деятельности», О здравоохранении» и другие, Указ Президента «О порядке проведения рекламных игр на территории Республики Беларусь» и т.д.;
4. нормативные правовые акты Правительства, республиканских органов государственного управления, местных органов власти. Например, в сфере туризма приняты Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2000 года, №668 «Об утверждении типового договора на оказание туристских услуг», Постановление Министерства спорта и туризма от 26 августа 2005 года, №23 «О туристском ваучере».
ТЕМА 2.