Общее и особенное в трактовке товарного фетишизма в психологии, религиоведении, культурологии

В рамках теоретического анализа мы выявили общее и особенное в понимании термина разными авторами. Это представляется необходимым, поскольку в науке не имеется единой трактовки термина «фетишизм».

общее и особенное в трактовке товарного фетишизма в психологии, религиоведении, культурологии - student2.ru

151 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, c. 82

152 Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн.2. Тбилиси, 1991, с. 23-24

153 Маркс К. Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 98, c.410



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

К сожалению, работы, посвященные современному товарному фе-тишизму, носят главным образом философский характер. Философы В.Б. Голофаст, В.С. Магун, А.Ю. Согомонов, И.И.Травин, В.Н. Торопов, рас-сматривали культ вещей в советском обществе, предложив несколько клас-сификаций отношений к ним. Философы экономической направленности Ж. Бодрийар154, П. Бурдье, М.Мосс, М. Фуко, изучали систему вещей ры-ночном обществе. Религиоведы, культурологи, историки рассматривают фетишизм как первобытную религию, но в данном исследовании нам инте-ресны только те их наработки, которые касаются истории возникновения термина и субъектности отношений к фетишам. А. и Б. Стругацкие культу вещей посвятили оно из своих произведений «Хищные вещи века».

За рубежом товарный фетишизм рассмотрен крайне незначитель-но, но тем не менее, данная проблематика обозначена и в психологии, и в практике здравоохранения, и в экономике, и в искусствоведении. Одни сводят фетиши только к талисманам и рассматривают их парапсихологи-ческую роль. Другие рассматривают только крайнюю степень товарного фетишизма, и наряду с сексуальным фетишизмом рассматривают его как извращение. Третьи авторы приравнивают фетишизм к коллекционирова-нию. Мы же считаем, что коллекционирование – это один из видов фети-шизма. Гораздо значимее единичные фетиши.

На западе товарный фетишизм представлен с позиции искусство-ведения (David Hawkes и Judith Mayne), с позиции клинической психологии

в США (Malcolm Ashmore, Katie MacMillan, Steven D. Brown), во Франции (S. Dupont, L. Goldsztaub, Randy Martin), с позиции экономики (Christy Desmet, Nicolás Kosoy, Esteve Corbera. Но современные психологические исследования по этой проблематике и в России, и за рубежом отсутствуют. Более того, совершенно не представлена проблематика фетишизма у под-ростков.

Герменевтика фетишизма представляется значимой для конкрети-зации термина, поэтому понадобился сравнительный анализ определений. Историками, религиоведами и культурологами считается, что фетиш в пер-вобытном обществе - это естественный или искусственный материальный объект, наделяемый в представлениях верующих сверхъестественной ду-ховной силой и магическими возможностями, помогающими его обладате-лю в достижении целей и предохраняющий владельца от повреждений и заболеваний. Культ таких предметов - фетишизм - был распространен практически у всех первобытных народов. Идолы и талисманы являлись важнейшими фетишами в примитивных религиях.

Слово «фетиш» появилось в европейских языках в XV в., изна-чально им в Голландии называли принадлежности католического обихода

- реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные

общее и особенное в трактовке товарного фетишизма в психологии, религиоведении, культурологии - student2.ru

154 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000



святыни. После поездки в Западную Африку голландские путешественники стали применять этот термин ко всем объектам (столбы, куски дерева, ка-мешки и большие камни, когти, перья, и т. п.), к которым негры относились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу.

Научным термином это слово стало благодаря голландскому путе-шественнику В . Босману в начале 18 в. Французский учёный Ш. де Бросс в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973) исследовал фетишизм в религиях др. египтян, греков, римлян. Про-хоров А.М.155 отмечает, что он неверно понял самую природу фетишизма

и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, например, дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.". О. Конт еще более расширил термин «фетишизм», обозначая им анимистиче-ское воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. Липперт, Басиан П. Гольбах, Г. Гегель, Дж. Леббон также слишком широко трактовали фетишизм – как архаичную форму религии, связанную с невежеством. В итоге термин настолько рас-ширился, что Джевонс предлагает совершенно упразднить его, как пугаю-щий своей неопределенностью.

Но Э.Б. Тейлор Г. Спенсер, сужают его, настаивая на том, что фе-тиши – только материальные объекты, вместилища духа. В Бенгале плот-ники поклоняются топору, пиле, бураву, брадобреи — бритве, зеркалу, ножницам, писцы — своей чернильнице и перьям и т. д.

Прохоров А.М. дополняет эту информацию: фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Черты фетишизма сохранились до нашего времени в виде амулетов, оберегов, та-лисманов. Фетишизм сохранился в современных религиях – почитание чёрного камня в Мексике (ислам), креста и мощей (христианство).

Большинство составителей толковых словарей, филологов (к при-меру, Ефремова Т.Ф., Ожегов С.И.) сходятся в том, что фетиш в современ-ном, переносном значении – это неодушевлённый предмет, наделённый сверхъестественными свойствами. Наиболее распространённые фетиши — амулеты, обереги, талисманы. Это базовое определение незначительно раз-личается в толковых словарях. Кроме того, большинство авторов словарей

и энциклопедий, к примеру, Ушаков Д.Н., Ожегов С.И., отмечают, что фе-тиш - то, что является предметом безусловного признания, слепого покло-нения. (книжное, неодобрительное). Отметим, что в нашем эмпирическом исследовании оказалось, что фетишам не поклоняются. Их чтят, уважают,

общее и особенное в трактовке товарного фетишизма в психологии, религиоведении, культурологии - student2.ru

155 Прохоров А.М. Фетишизм // Советский энциклопедический словарь, Москва, "Советская энциклопедия", 1987г.



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

обожают, без них плохо себя чувствуют. Но это не поклонение. Это сверх-значимость.

В.И . Даль156 определяет фетиш не иначе как истукан, идол. Дей-ствительно, фетиши являются идолами и в первобытном обществе, и те-перь.

Фетишизм большинство ученых определяет как общее и особенное в трактовке товарного фетишизма в психологии, религиоведении, культурологии - student2.ru особую систему верования, представляющую собой поклонение материальным объектам, которым приписываются сверхъестественные свойства . Отметим, что для современного фетишизма важным становится слово «приписываются». Также важно, что это широкое определение удобно и для рассмотрения фетишизма как ранней формы религии, и как современного культа вещей.

Джудит Мэйн, (Judith Mayne) исследующая феминизм в Америке, Италии, Франции и других странах западной Европы, посвятила исследо-вание страсти немецкой кинозвезды Марлен Дитрих к китайским куклам и

в терминах фетишизма поведала о центральной роли одной из чернокожих кукол в процветании актрисы в профессии. «Дитрих, эта икона изощренно-сти и гламура, была счастливой обладательницей чернокожей куклы, кото-рую она называла своим талисманом и брала ее повсюду в течение своей карьеры». Эта кукла даже «снялась» в четырех фильмах. Актриса считала, что ее куклы приносят ей удачу и отводят несчастья. И на многих фотосес-сиях она запечатлена с китайской куклой.

У большинства людей в современном обществе фетиши - это все-возможные вещи (сотовые телефоны, машины, одежда и пр.), где цена за имя фетиша растёт не сопоставимо росту качества этой техники, но эта вещь является предметом безусловного признания в кругу общения данно-го индивида. Таким образом, полагаем, современный фетишизм можно считать отголоском первобытной религии. Но фетиш – не возврат к прими-тивным формам мышления, а возвратом к человеческим истокам в стрессо-вых ситуациях.

В конце XIX в., примерно в одно и то же время появляются теория фетишизма К. Маркса и работа Бинэ "О фетишизме в любви". Фетишизм как сексуальная девиация впервые был классифицирован в 1887 г. в работе Бинэ "О фетишизме в любви" .В психоанализе используется наиболее уз-кое понятие, обозначающее фетишем неодушевленные предметы или части тела, на которые направлена любовь фетишиста, либо которые являются для него символом любви. Динамика и бессознательные аспекты фетишиз-ма освещены З. Фрейдом в двух монографиях, опубликованных в 1905-м и 1927 годах. Он показал, что фетиш представляет собой конкретную форму бессознательных фантазий, выступающих в виде защиты от осознания межполовых проблем.

общее и особенное в трактовке товарного фетишизма в психологии, религиоведении, культурологии - student2.ru

156 Даль В.И. Фетиш // Толковый словарь Даля – М., 2000



Изучая герменевтику фетишизма, нами были обнаружены, к при-меру, несколько цитат, демонстрирующих широкомасштабность и злобо-дневность термина в разные годы. Вот некоторые из них: «Цивилизация — для них фетиш. Но недоступна им ее идея». (Тютчев Ф.И.) «Для нас исто-рия уже не фетиш, мы строим ее по плану». (М. Горький) «Наука потому называется наукой, что она не признает фетишей… Неужели мы будем преклоняться перед иконой и делать из нее икону, фетиш?» (И. Сталин. Речь на 1 Всесоюзном совещании стахановцев)

Наши рекомендации