Брэндинг. брэнд как детерминанта потребления
Следующим товарным фактором, определяющим отношение к товару, является брэнд. По мнению Дэвида Олгви брэнд – это неосязаемая сумма свойств товара или фирмы (от англ. Brand – клеймо). Изначально в Америке брэнд – раскаленное железо для клеймления коров в стаде и само клеймо на крупе или ухе скота.
48 Например, Simon-Rusinowitz, L., et al. Determining Consumer Preferences for a Cash Option: Arkansas Survey Results // Health Care Financing Review 1997 Vol. 19(2): рр.73 – 96.
Мы определяем брэнд как товар/фирму/персону, обладающие психологическими ресурсами для большинства потребителей. Иногда
брэндом может являться услуга.
Объект сбыта является брэндом если он (1) известен, (2) укоренен
в сознании, (3) воспринимается с положительным оттенком. Если товар – брэнд, то при прочих равных условиях купят именно его. Первым брэндом считается Levi’s. Наиболее популярными брэндами прошлого столетия можно назвать McDonalds, Coca-Cola, Disney, Kodak, Sony, Mercedes, Mi-crosoft.
Раньше считалось, что брэнд – это синоним известной марки.
Подчеркнем, что брэнд – это товар/услуга/фирма, обладающие психологическими ресурсами (ценностью), а не его марка (она называется брэнд-нэйм – имя брэнда), и не совокупность представлений о нем (это ассоциации брэнда или миф брэнда), и не система идей, образов о нем (это имидж брэнда).
Структура брэнда
- Идеологическая основа (основная идея брэнда, ассоциативный ряд бренда);
- Информационное пространство ( информация и средства переда-чи информации).
Материальная основа (товар – выполняемые им функции, физиче-ские характеристики);
Элементы брэнда
- Товар/фирма и атрибуты;
- Название товара/фирмы (brand-name);
- Логотип, символ;
- Упаковка;
- Легенда брэнда – история его создания и развития, преподнесенная в «сказочной» форме;
- Имидж;
- Способ рекламирования и продвижения;
- Психологические впечатления потребителей;
- Слоган;
- Эстетический код;
- Джингл.
На Западе считается, что для создания брэнда понадобится не менее двух лет и пяти миллионов долларов.
Функции брэнда. Брэнд – это:
- инвестиции в будущее (стоимость брэнда при покупке завода-производителя может достигать до половины его стоимости);
- средство дополнительной прибыли. (Сколько стоит лимонад? А сколько стоит Coca-Cola, немногим отличающаяся от него по ингредиентам?);
- защита производителя в работе с партнерами и конкурентами;
Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения
потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.
- более легкий выход на новые рынки;
- обеспечение эмоциональной связи с покупателями;
- определение ключевой компетенции;
- развитие отрасли в целом (вспомним Xerox);
- а главное – упрощает процедуру выбора товара потребителем.
Признаки устойчивого брэнда:
1. Лояльность потребителей;
2. Малая уязвимость от маркетинговых действий конкурентов и кризисов;
3. Большая прибыль;
4. Эластичный отклик на снижение цены (увеличение объема продаж);
5. Неэластичный отклик на повышение цены (объем продаж остается прежним);
6. Большая рентабельность и эффективность маркетинговых коммуникаций.
Основными видами брэнда считаются простой брэнд, зонтичный брэнд (если под одной торговой маркой производится ряд товаров), семей-ный брэнд (если головной брэнд рождает дочерние брэнды) и мультибрэнд (симбиоз семейного и зонтичного брэндов, к примеру, «Coca-Cola», «P&G»).
Классической “мультимарочной” стратегией издавна пользуется Procter & Gamble. Каждая ее марка получает уникальное позиционирование
и занимает определенное место в сознании покупателей. Когда Procter & Gamble выпустила первое средство для мытья посуды, она не стала назы-вать его “Tide для посуды”. Мультибрэндам необходимо порождать дочер-ние брэнды бля поддержания бенч-маркинга.
На Западе считается, что для создания брэнда понадобится не ме-нее двух лет и пяти миллионов долларов.
При анализе брэнда необходимо рассматривать следующие пока-
затели:
Марочный капитал -это добавленная ценность,которую приобре-тает продукт, ассоциируясь с определенной торговой маркой.
Стоимость торговой марки (брэнда) —это марочный капитал,
измеренный в денежных единицах. Обычно он составляет около30 % сто-имости товара.
«Сила брэнда»—это суммарный показатель уровня знания марки иуровня ее ценности. Ценность торговой марки возникает на основе физи-ческих свойств продукта, позитивных отзывов потребителей о его потреби-тельской пользе и его эмоциональных характеристик.
«Миф брэнда» или «ассоциации брэнда» (brandassociations).Мифбрэнда состоит из основных (описывающих товар и внутренне согласован-ных), благоприятных (описывающих желаемые и реальные преимущества)
и уникальных (описывающих и дифференцирующих)ассоциаций.Эти ас-социации подразделяются на ассоциации собственно брэнда ("образ брэн-
да"), ассоциации, связанные с пользователями бренда ("образ пользовате-ля") и иногда отдельно выделяют ассоциации, связанные с ситуацией ис-пользования бренда ("образ пользования"). Они могут быть как положи-тельными, так и отрицательными, и кроме того, отличаются у различных социальных групп.
Сущность брэнда (BrandEssence)—наиболее яркая характеристи-ка, атрибут, идея брэнда, решающий аргумент для выбора потребителем данного брэнда. (Сущность брэнда автомобиля Mercedes — превосходство конструкции.)
Индивидуальность брэнда (Brand Identity)—совокупность всехатрибутов, формирующая неповторимость брэнда. Индивидуальность брэнда выражает то, что выделяет его из ряда других брэндов, то. что со-ставляет его ядро. Это ядро состоит из постоянных элементов брэнда, не-изменяющихся со временем: из имени и ценностей.
Идентичность бренда -это элемент бренда,посылающий главный«месседж» во внешний мир через самый широкий круг средств – визуаль-ный образ, слоганы, действия, продукты, упаковку, рекламу и др.
Имидж брэнда (BrandImage)—сиюминутный уникальный ассо-циативный ряд, формирующийся в воображении потребителя. Имидж брэнда может сформировать рекламная кампания, проводимая средствами массовой информации. Имидж брэнда автомобиля Mercedes — надежность, уверенность, престиж.
Поведение бренда –это поведение на рынке,его наступательность,умение "держать удар": это поведение лиц. говорящих с потребителем от имени бренда, обслуживающих его; это поведение символа продукта - дружественность кролика - героя "Nescafe" и шокирующее поведение под-ростков в рекламе батончиков "Финт".
Брэндинг–создание(разработка),распространение,сохранение иподдержание брэнда. (Е. П. Голубков считает, что в английском языке это слово не несет смысловой нагрузке и является сленгом российских марке-тологов). По сути, брэндинг – это весь комплекс маркетинга с более узкой целью «раскрутки» товара. Брэндинг состоит из работы на трех направле-ниях: работа с элементами брэнда, маркетинговая программа брэнда и ра-бота с ассоциациями брэнда.
На современном этапе развития бизнеса повышенную значимость приобретает ко-брэндинг – кооперация, объединение двух брендов с це-лью повышения продаж каждого из них либо повышения узнаваемости среди аудитории другого бренда, т.е. расширение аудитории. (сайт «Одно-классники» и проект «Селигер» продвигают друг друга).
Виды ко-брэндинга:
Тактический – способствующий быстрому повышению продаж. Стратегический – расширяющий границы целевого сегмента
Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения
потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.
Структура брэндинга | Таблица 2 | |||||
Брэндинг | ||||||
Основные элементы | Маркетинговые про- | Вторичные ассоциа- | ||||
бренда | граммы бренда | ции (миф брэнда) | ||||
Имя марки | Продуктовый марке- | О качестве | ||||
Логотип | тинг | О кампании | ||||
Символ | Ценовой маркетинг | О | стране | производ- | ||
Товар и его атрибуты | Сбытовой маркетинг | ства | ||||
Упаковка | Коммуникативный | О | каналах | и очках | ||
Имидж | маркетинг | распределения | ||||
Слоган и т.д. | О символическом зна- | |||||
чении товара |
Все большую популярность приобретает ребрэндинг (англ. rebranding) — комплекс мероприятий по изменению брэнда, либо его со-ставляющих : названия, логотипа, визуального оформления брэнда, позици-онирования, изменение целостной идеологии бренд. Цель ребрэндинга - перестроение имеющегося бренда под новые маркетинговые задачи и цели.
У ребрэндинга выделяется три базовых задачи:
1. Усиление лояльности потребителей.
2. Дифференциация брэнда (усиление его уникальности)
3. Увеличение целевого сегмента брэнда (привлечение новых по-
требителей)
Ключевые этапы ребрэндинга:
- Маркетинговый аудит
- рестайлинг визуальных атрибутов брэнда
- репозиционирование брэнда
-внутренняя и внешняя коммуникация.