Каналы распределения туристского продукта
Сбытовая стратегия туристского предприятия является одним из элементов комплекса маркетинга, мощнейшим инструментом воздействия на потребителя и соответственно управления его поведением. Для успешной деятельности турпредприятию недостаточно создать продукт, качественно и полно удовлетворяющий потребности целевого рынка, и установить на него справедливую цену, необходимо еще соответствующим образом довести его до целевого потребителя в максимально удобной для последнего форме, в кратчайшее время и с максимальным экономическим эффектом для самого предприятия. Эта задача возлагается на сбытовую сеть, которая доводит туристский продукт от производителя (исполнителя) до потенциального потребителя.
Значимость сбытовой стратегии для турпредприятия определяется следующими факторами:
▼ именно в сфере сбыта реализуется прибыль турпредприятия;
▼ в сфере сбыта окончательно определяется результат всех маркетинговых усилий турпредприятия;
▼ приспосабливая сбытовую сеть к запросам потребителей, создавая им максимальные удобства до, во время и после приобретения продукта, предприятие повышает свои шансы в конкурентной борьбе;
▼ именно в процессе сбыта происходит выявление предпочтений, вкусов и запросов потребителей, т.е. сбытовая деятельность отчасти выполняет функции маркетинговых исследований.
Сбытовая стратегия каждого турпредприятия будет различной в зависимости от его типа и специфики. Так, функции туроператора
99в этом смысле можно сравнить с деятельностью предприятия оптовой торговли: он закупает услуги других турпредприятий в больших объемах и комбинирует" из них собственные турпродукты, подлежащие дальнейшей реализации. В свою очередь, средства размещения, транспортные предприятия, предприятия питания, экскурсионные бюро и другие являются при этом поставщиками, продукты которых реализуются туроператором. Общая структура рынка организованного туризма показана на рис. 5.1.
Осуществление сбытовой политики любого турпредприятия, как правило, проходит в четыре этапа:
1) подготовительный, предшествующий реализации турпродукта конечным потребителям, на котором производятся:
планирование, выработка стратегии и тактики сбыта;
постановка целей сбытовой стратегии турпредприятия;
изучение потребителей, их местонахождение и распределение и на этой основе прогнозирование перспективных объемов сбыта в определенные временные периоды и в определенных пространственных точках;
оценка сбытовой деятельности конкурентов;
определение наиболее целесообразных методов и средств доведения турпродуктов до конечного потребителя;
исследование и отбор агентов, дилеров, дистрибьюторов и оптовиков;
формирование каналов сбыта, построение сети сбытовых точек;
2) этап конкретной практической деятельности по организации системы доведения турпродукта до конечного потребителя;
3) этап организации собственно сбытовой деятельности;
4) анализ и контроль за функционированием сбытовой сети — оценка эффективности осуществляемых мероприятий, поиск возможностей ее повышения, разработка корректирующих мероприятий и т.д.
Таким образом, одной из важнейших задач является выбор оптимальной схемы доставки турпродукта конечному потребителю, т. е. организация каналов распределения.
В общем случае совокупность физических лиц и организаций, участвующих в процессе продвижения товара (продукта) от производителя к потребителю,-cf также путь, по которому движутся эти товары (продукты), называется каналом распределения.
Учитывая специфику туристского бизнеса, где, как правило, отсутствует производство конкретных услуг, под каналом сбыта {распределения) в туризме следует понимать совокупность способов организации продажи туристского продукта туристским предприятием потребителю.
Канал распределения — это совокупность фирм-посредников, физических лиц, способствующих перемещению турпродуктов от производителя к конечному потребителю. Каналы распределения характеризуются, прежде всего, числом составляющих их уровней, а их сумма определяет протяженность (длину) канала. При этом под уровнем канала распределения будем понимать любого посредника, который выполняет ту или иную работу по приближению туристского продукта от туристского предприятия к конечному потребителю.
К основным функциям канала распределения относятся:
▼ исследовательская работа — сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
▼ стимулирование сбыта;
▼ установление контактов, налаживание и поддержание связи с покупателями;
▼ проведение переговоров — согласование цен, условий сделок, взаиморасчеты, сроки проплат и т.д.;
w «приспособление» продукта под требования покупателей — подбор оптимальных для потребителя условий и характеристик туруслуги;
▼ организация собственно получения продукта потребителем;
▼ принятие риска и ответственности за функционирование канала.
Эти функции в общем случае могут выполняться разными членами канала в зависимости от того, кто какие функции может вы-
поднять более Профессионально, более эффективно, с меньшими затратами. Следовательно, одним из основных вопросов при формировании каналов сбыта является вопрос о необходимом количестве участников канала, т. е. о числе уровней канала.
Принципиально все многообразие видов каналов сбыта может быть сведено к двум типам: прямому и опосредованному, или косвенному (рис. 5.2).
Таким образом, если говорить обобщенно, то существуют две основные формы организации сбыта туристского продукта: с помощью собственных точек продаж и с использованием контрагентской сети.
Прямые каналы сбыта обеспечивают непосредственную связь поставщиков (производителей) туристских услуг с потребителем. С этой целью турпредприятия открывают собственные торговые точки, филиалы, представительства, через которые ведется работа непосредственно с покупателями туруслуг. Кроме того, многие турпредприятия организуют сбыт по каталогам, телефону, осуществляют продажу туруслуг через глобальные компьютерные системы резервирования, с помощью сети Интернет и прочие системы бронирования.
Прямой канал сбыта позволяет производителю поддерживать постоянный контакт с потребителем, осуществлять обратную связь,
отслеживая изменения его запросов и потребностей, реакций и восприятия, а также контролировать сбыт своей продукции. Кроме того, в этом случае исключены торговые наценки и комиссионные вознаграждения для посредников.
Поскольку прямой канал сбыта не содержит ни одного посредника, то он называется еще каналом нулевого уровня.
Опосредованный (косвенный) сбыт предполагает наличие некоторого количества посредников при осуществлении продвижения и реализации туристского продукта. Использование посредников, безусловно, приводит к усложнению контроля над функционированием канала, а также конечной ценой и качеством предоставляемого потребителю продукта.
Однако обращение к услугам посредника обусловлено рядом обстоятельств:
• создание собственной сбытовой сети требует от турпредприя-тий больших финансовых вложений;
• использование посреднических организаций обеспечивает более высокую эффективность в доведении продуктов до целевых рынков благодаря их специализации и, следовательно, профессионализму в данном виде деятельности, а также многочисленности контактов, наличию соответствующего опыта и размаху их деятельности.
Достоинства использования посредников при организации продаж туристского продукта для обеих сторон иллюстрирует рис. 5.2, б.
Таким образом, производитель может выйти на множество потребителей, обратившись лишь к одному посреднику. В свою очередь, потребитель также лишь через одного посредника может получить комплекс туруслуг различных производителей.
Канал сбыта, включающий только одного посредника, называется одноуровневым. Для турпредприятий—поставщиков туруслуг таким посредником является туроператор. В свою очередь, для туроператора, использующего при организации продаж своих турпро-дуктов одноуровневые каналы, таким посредником становится туристское агентство (рис. 5.3, схемы 1а и 16).
Туристское агентство — обособленное предприятие, не связанное с основным, специализирующееся на продаже туристского продукта, как правило, на определенной территории на основе договорных обязательств перед туристским предприятием. При этом туроператор может привлекать множество таких турагентств, т. е. использовать множество одноуровневых каналов, формируя из них агентскую сеть.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников, один из которых, по аналогии с торговлей, выступает в роли оптового, а другой — как розничный продавец. Для поставщиков туруслуг такими посредниками являются туроператор и турагентство (см. рис. 5.1), а для рецептивного (принимающего) туроператора — инициативный (направляющий) туроператор и турагентство (рис. 5.3, схема 2).
Трехуровневый канал предполагает наличие еще одного — третьего посредника, которым может быть, например, оптовая туристская фирма, приобретающая турпродукты инициативных туроператоров с целью их дальнейшей перепродажи туристским агентствам (рис. 5.3, схема 3). Иногда таким третьим посредником становится турагент — физическое лицо, реализующее турпродукт по методу прямой продажи вне офиса турпредприятия, находя потенциального клиента среди своих знакомых, сослуживцев, по рекомендациям, в общественных учреждениях и т.д. (рис. 5.3, схема 4).
Четырехуровневый канал включает в себя четырех посредников и встречается относительно редко.
В туризме существуют каналы и с большим числом уровней, но они встречаются значительно реже, так как увеличение уровней канала сбыта снижает возможности управления и контроля за функционированием канала сбыта со стороны турпредприятия. Кроме того, как правило, наличие многочисленных посредников приводит к повышению цены продукта для конечного потребителя.
Многоуровневые каналы используются, как правило, при наличии определенных объективных условий или ограничений: при дефиците требующегося продукта, при недостатке информации о производителе или невозможности на него выйти и т. д.