Основные концепции маркетинга в туриндустрии
На рубеже XIX—XX вв. в США появился и быстро распространился термин, в исторически короткие сроки перенесенный в разные языки народов мира почти без изменений. Содержание его постоянно изменялось, расширялось, наполнялось новым смыслом.
Термин маркетинг (marketing) является производным от слова market, т.е. «рынок», и буквально означает «делание рынка», рыночную деятельность, работу с рынком, что априори позволяет отнести его к атрибутам исключительно рыночной экономики.
Для российского предпринимательства маркетинг является относительно молодым феноменом, однако достаточно быстро и широко внедрившимся в различные сферы и виды бизнеса.
В своем развитии маркетинг прошел примерно двухсотлетнюю историю и за это время претерпел существенную эволюцию, связанную с определенными стадиями развития общества, собственно рынка и соответствующими изменениями моделей менеджмента. Только определений маркетинга существует более 2000, по-разному его определяют практики и теоретики самых различных отраслей знаний и видов деятельности. Его рассматривают в широком и узком смысле как экономический процесс и хозяйственную концепцию, эффективный метод предпринимательства и технологию управления спросом, философию бизнеса и функцию управления.
Будем придерживаться достаточно узкого понятия маркетинга, в связи с чем за основу примем определение маркетинга в предпринимательском смысле, применительно к деятельности самостоятельного предприятия, предложенное проф. Д. И. Барканом.Маркетинг — это комплекс действий фирмы в условиях рынка, превращающий потребности людей (клиентов фирмы) в доходы фирмы. При всей краткости и лаконичности данного определения оно тем не менее является достаточно полным и глубоким в рамках преследуемых целей и отражает все основополагающие принципы маркетинга. В частности, из приведенного определения следует:
▼ целью любой предпринимательской деятельности является получение определенной прибыли, дохода;
▼ получение прибыли возможно только путем удовлетворения потребностей клиентов, т. е. центральной фигурой любого бизнеса является потребитель;
▼ для того чтобы удовлетворить потребности, их нужно сначала исследовать, изучить, выявить те из них, за удовлетворение которых клиент захочет платить;
▼ чтобы удовлетворить эти потребности прибыльно, т. е. получить доход, их необходимо удовлетворять максимально хорошо, как минимум лучше, чем это сделали бы конкуренты, так как фирма действует в условиях рынка, а значит конкуренции;
▼ максимально удовлетворить абсолютно всех людей практически невозможно, в связи с чем необходимо тщательно выбрать «своих клиентов», т.е. в определении содержится также указание на необходимость проведения сегментирования рынка и выбора фирмой целевых сегментов.
Маркетинг — это не отдельная единовременная акция и не сосредоточение внимания на каком-то конкретном участке или этапе деятельности (например, только продвижение или реализация продукта), а комплекс действий фирмы, включающий всю цепочку от исследования потребностей, желаний и запросов клиентов до доведения идеально подходящего конкретному клиенту продукта как произведенного специально для него.
Таким образом, основополагающая идея маркетинга состоит в том, что достижение главной цели существования и функционирования любого предприятия — получение прибыли — обеспечивается максимальным по сравнению с конкурентами удовлетворением потребностей и желаний целевых сегментов потребителей. При этом необходимо учесть, что адресность, ориентация на потребителя, являясь основным принципом маркетинга, означает не пассивное удовлетворение запросов и требований клиента, а оказание активного, целенаправленного и постоянного влияния на формирование и поддержание спроса на реализуемый продукт.
Зародившись в сфере промышленного производства, маркетинг проник в сферу услуг, затем в проектно-ориентированные структу-58 ры и в процессе своего развития прошел несколько стадий, принципиально отличающихся друг от друга методологически и технологически и коррелирующих с этапами общественной эволюции и развития рынка. Смена маркетинговых стратегий и технологий обусловлена также появлением и доминированием в определенные периоды тех или иных концептуальных подходов в общественной психологии, социологии, идеологии, мировоззрения.
На современном этапе исследователи и маркетологи выделяют пять основных концепций (ориентации), доминирующих в различные периоды развития рыночных отношений.
Исторически первой возникла производственная концепция, которая исходит из того, что потребитель приобретает ту продукцию, которая есть на рынке и доступна ему по цене, соответственно вся хозяйственная деятельность предприятия должна быть направлена на повышение эффективности производства, его совершенствование. Основная задача — произвести как можно больше продукции, девизом которой можно считать фразу: «Больше произвели — больше прибыль». Эта концепция реализуется в условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, в условиях монополии и в тех случаях, когда себестоимость продукции слишком высока.
В туристской индустрии эта концепция применялась в 1950-х гг. в условиях «рынка производителей» и массового конвейерного туризма, когда спрос превалировал над предложением и в связи с этим практически не существовало проблемы сбыта производимого турпродукта. Успех турпредприятия на рынке обеспечивался расширением производства, повышением производительности труда, снижением издержек и цен на продукцию.
Данная концепция сфокусирована на производителе, направлена внутрь организации-производителя и практически не учитывает интересы потребителя.
Следующей появилась товарная, или продуктовая, концепция, которая исходит из того, что для успеха в бизнесе производителю необходимо постоянно улучшать качество продукта, его потребительские свойства и характеристики, что должно неизбежно повышать покупательскую активность населения, так как потребитель предпочитает знакомые товары, их привычные формы и узнаваемый внешний вид. Поэтому основной задачей производителя является поиск новых, более совершенных вариантов прежних моделей предложений.
Данная концепция, как и предыдущая, ориентирована вглубь организации и не учитывает тот факт, что всякое улучшение качества продукта сопровождается повышением затрат на его производство,а следовательно, и цены на него. При этом производителя не интересует, готов ли потребитель переплачивать за это «лишнее» качество.
Эта концепция встречается и в наши дни, когда производитель, «увлекаясь» совершенствованием своего продукта и его характеристик, повышением его качества, улучшением упаковки, дизайна и т.д., абстрагируется от основного продукта (см. подразд. 2.3) и упускает из вида, какую конкретную потребность будет удовлетворять потребитель с помощью этого продукта и нужны ли ему для этого дополнительные нововведения, которые он должен оплатить. Такое поведение производителя на рынке называется «маркетинговой близорукостью», часто приводит к «вымыванию» с рынка экономичных вариантов и, как следствие, к потере потребительского сегмента, ориентированного на эти недорогие продукты.
Чрезвычайно популярной вплоть до наших дней остается у некоторых производителей сбытовая концепция {концепция максимизации коммерческих усилий), нацеленная на необходимость развития и совершенствования стратегий продвижения и реализации готовой продукции, мероприятий по стимулированию сбыта, обеспечение максимизации продаж. Основная задача производителя — любой ценой продать как можно больше уже произведенной им продукции, не заботясь о том, будет ли потребитель впоследствии доволен покупкой, удовлетворит ли приобретенный продукт его потребности. Производитель не учитывает желания и потребности покупателей на стадии разработки и производства продукта, он производит то, что удобно, выгодно или доступно ему, а не то, что нужно потребителю; основной девиз: «Больше продали — больше прибыль».
В туриндустрии данная концепция получила широкое распространение с начала 1970-х гг. в связи с переходом от рынка производителей к рынку потребителей, превышением предложения над спросом, усилением конкуренции между турпредприятиями, которые активизировали свою маркетинговую деятельность на стадии продвижения и сбыта турпродуктов и услуг. Разрабатываются различные мероприятия по стимулированию сбыта, усиливается значимость технологий продаж, активно развиваются рекламные и PR-технологии, исследуются покупательское поведение потребителя и основные факторы, на него влияющие.
Однако в центре бизнеса по-прежнему находится производитель и его интересы, вся деятельность предприятия сфокусирована на нем, потребитель же учитывается исключительно как покупатель, которому необходимо продать максимальное количество про-60 дукции всеми возможными способами, вплоть до не очень этичных, а иногда и откровенно мошеннических.
Следует отметить, что в туриндустрии применение некоторых положений данной концепции вполне объективно и оправданно вследствие специфичности функционирования самой отрасли, особенностей ее выходного продукта и его производства.
Такие специфические черты, как негибкость и многосубъект-ность производства турпродукта, нематериальность, субъективизм восприятия, а также некоторые объективные ограничения принимающих дестинаций (ограниченная пропускная способность региона, требования к условиям содержания некоторых туристских ресурсов, сезонность, местные обычаи и традиции) в значительной степени лимитируют самостоятельность и возможности туроператора в разработке туристского продукта. В результате не всегда туроператор может предложить рынку именно тот продукт, который необходим потребителю и идеально соответствует всем его запросам и желаниям. Так, невозможно по желанию клиента перенести в другое место аэропорт, причал или гостиницу, варьировать по своему усмотрению график движения самолетов или поездов, изменить маршрут круиза, комфортабельность теплохода и т. д.
С другой стороны, в этих условиях значительно повышается значимость и актуальность именно «сбытового» этапа маркетинговой деятельности турпредприятия — грамотных PR- и рекламной кампаний, их точная направленность на нужный потребительский сегмент, разработка эффективных мер по стимулированию сбыта, профессиональная работа менеджера по продажам.
При этом по мере дальнейшего развития рыночных отношений и самой туротрасли содержание и функции данных направлений маркетинговой деятельности турпредприятий существенно изменяются.
Интенсивное развитие индустрии туризма, дальнейшая коммерциализация и дифференциация туристской деятельности, обострение конкурентной борьбы, переход конкуренции в неценовые формы приводят к тому, что на рубеже 1970— 1980-х гг. становится очевидным, что ориентация на потребителя должна начинаться уже с момента создания продукта, решающим для успеха на рынке является своевременное распознавание потребностей и желаний потребителей и реализация их в продуктах и услугах. Таким образом, появляется концепция маркетинга, или, иначе, концепция традиционного (классического) маркетинга, которая основана на том, что покупатель на рынке приобретает только те товары и услуги, которые ему действительно нужны и наилучшим образом удовлетворяют его потребности и желания.
В связи с этим для достижения успеха в бизнесе предприятие сначала должно определить и изучить потребности, испытываемые покупателем, затем произвести продукт, способный эти потребности удовлетворить оптимальным способом, и лишь затем реализо-вывать этот продукт потребителям, для которых он разрабатывался и производился и которым он действительно нужен. Результат будет зависеть:
▼ от того, насколько точно определены потребности покупателя;
▼ насколько полно они удовлетворяются полученным продуктом по сравнению с конкурентами;
▼ насколько точно стратегия продвижения и реализации направлена на исходный целевой сегмент, т. е. именно для тех потребителей, для которых и разрабатывался1 продукт.
Данная концепция отражена во многих лозунгах и девизах, суть которых сводится в конечном итоге к первостепенной и главенствующей роли потребителя и его желаний в успешной деятельности любого предприятия: «Производите то, что можете продать, а не наоборот», «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Любите клиента, а не товар» и т.д.
Таким образом, впервые в деятельности производителя происходит перенос акцента с производства и продукта на проблемы и нужды потребителя, впервые в центр бизнеса ставится клиент, он — «король» и первоочередная задача производителя — его удовлетворение. В отличие от предыдущей концепции, которая исходит из необходимости максимизации продаж уже имеющихся продуктов, маркетинг показывает процесс, идущий в противоположном направлении, от внешнего мира внутрь организации. Она отталкивается от потребностей рынка и желаний покупателей, на которые затем ориентируется компания в своей производственной и маркетинговой деятельности.
Своевременность и необходимость применения данной концепции в туристской индустрии были обусловлены объективными закономерностями развития и спецификой самой отрасли, а также особенностями турпродукта.
Однако при всех очевидных достоинствах использования маркетинговых технологий в туриндустрии на практике их внедрение и развитие существенно тормозятся как объективными, так и субъективными факторами такими, как:
▼ высокая стоимость маркетинговых программ;
▼ во многих случаях высокие временные затраты на проведение маркетинговых исследований и анализ полученных результатов;
▼ долгие сроки окупаемости средств, вложенных в маркетинговые разработки, что с учетом динамичности среды ставит под сомнение и саму окупаемость в принципе;
▼ низкая результативность маркетинговых программ при их механическом переносе из других сфер деятельности или недостаточно критическом копировании чужого опыта;
▼ отсутствие непосредственной и быстрой выгоды от маркетинговых мероприятий;
▼ негативное отношение к маркетингу со стороны руководителей турпредприятий, связанное с их сильной ориентацией на практику, опыт и интуицию вследствие того, что до недавних пор экспансия туризма и расширяющийся спрос на туруслути позволял большинству турпредприятий без особых усилий наращивать объемы производства и продаж турпродукта.
В связи с этим внедрение маркетинговой концепции в туринду-стрию происходит крайне неравномерно и осуществляется, как правило, путем:
▼ детальной проработки лишь отдельных областей туристского маркетинга, что при очевидных недостатках и упущениях позволяет тем не менее использовать маркетинговый инструментарий, в том числе малым и средним фирмам;
▼ адаптации общей теории маркетинга к туристской отрасли с учетом ее специфики и в случае необходимости разработки специальных технологий для турбизнеса.
Основополагающая идея концепции классического маркетинга, заключающаяся в том, что получение прибыли предприятием возможно только путем удовлетворения потребностей реальных покупателей, содержит крайне важный момент, касающийся изменений во взаимоотношениях между производителем и потребителем и имеющий чрезвычайно существенный и своевременный этический аспект.
Получение производителем прибыли путем решения значимых проблем потребителя и, в свою очередь, удовлетворение потребителя и его желаний с целью получения дохода в значительной степени обеспечивают сбалансированность интересов обеих сторон, они перестают быть антагонистами, «выигрыш» одного не означает «поражение» другого, максимальное удовлетворение конкретного потребителя (естественно, выгодное для него) становится экономически выгодным и производителю.
Однако специфические особенности турпродукта (в частности, его неосязаемость, невозможность оценки до потребления, субъективность восприятия после получения, необходимость наличия доверия покупателя к продавцу и т.д.) приводят к тому, что применение концепции классического маркетинга не исключает принципиальной возможности использования турпредприятиями элементов так называемого манипулятивного, или «дикого», маркетинга. Его идеология исходит из предположения о том, что с помощью некоторых приемов воздействия на клиента и под определенным давлением можно привести спрос к требованиям предложения. К таким приемам манипулирования поведением клиента, в частности, можно отнести:
▼ предоставление потребителям неполной, неточной, а иногда и заведомо ложной информации относительно цены продукта, его состава, условий потребления основного пакета и дополнительных услуг, соответствия продукта запросам клиента и т.д.;
▼ использование рекламы, преувеличивающей качества и потребительские свойства продукта;
▼ использование рекламы, манипулирующей сокровенными чувствами людей (боль, беспокойство за близких, любовь к детям, страх перед болезнью, неизвестностью и т.д.);
▼ некорректная реклама или поведение, дискредитирующее конкурентов;
▼ незаконное использование чужих товарных марок, знаков и символов, а также подделок под них;
▼ использование «черных» PR-технологий.
Таким образом, концепция традиционного маркетинга в принципе не предполагает полной этической ответственности бизнеса перед клиентами, партнерами, поставщиками.
Кроме того, ориентируясь на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретных людей, данная концепция не учитывает возможности возникновения конфликта между сиюминутными потребностями и долгосрочными выгодами и благополучием каждого потребителя и общества в целом. Так, предприятия игорного бизнеса, табачной промышленности, производства спиртных напитков вполне могут использовать в своей деятельности основные положения маркетинговой концепции, удовлетворяя сиюминутные потребности и слабости своих клиентов, нанося при этом серьезный ущерб их здоровью и благополучию, при рассмотрении ситуации в долгосрочном плане.
Следует отметить еще одно «слабое место» концепции классического маркетинга, напрямую связанное с предыдущим, но вполне заслуживающее отдельного упоминания в силу актуальности, значимости и масштабности распространения рассматриваемой проблемы.
В нашу постиндустриальную эпоху с ее проблемами окружающей среды, истощения природных ресурсов, угрозой нарушения экологического равновесия, с одной стороны, и формированием нового качества потребительской культуры, трансформацией ценностных ориентации современного общества — с другой, чрезвычайно актуальными становятся вопросы экологии, защиты окружающей среды и здоровья каждого человека в отдельности и всего общества в целом как неотъемлемой части природы.
Концепция традиционного маркетинга вполне допускает функционирование предприятий, деятельность которых наносит вред окружающей среде и обществу в целом при рассмотрении ситуации в долгосрочном плане — использование вредных для здоровья консервантов, красителей, упаковки в сфере общественного питания; применение различных удобрений и химикатов в сельском хозяйстве; дешевых видов топлива в индустрии перевозок; небезопасных в экологическом плане строительных материалов и т. д.
Таким образом, при всех безусловных достоинствах и очевидных преимуществах концепции традиционного маркетинга по сравнению с другими концепциями, рассмотренными выше, на современном этапе развития рыночных отношений, с одной стороны, и самой туриндустрии — с другой, данная концепция не отвечает всем требованиям и нюансам современных условий ведения предпринимательской деятельности в туристской индустрии.
Более адекватной современным условиям с этой точки зрения представляется концепция социально-этического маркетинга (или социально-маркетинговая концепция), появившаяся сравнительно недавно и активно развивающаяся во многих сферах предпринимательской деятельности ряда развитых стран.