Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей
Рекламораспространители и рекламопроизводители должны ответственнее относиться к рекламе как бизнесу. Любое рекламное послание должно создаваться с чувством ответственности перед обществом и отвечать принципам добросовестной конкуренции.
Вместе с тем практика требует более полного законодательного регулирования рекламной деятельности. Большую роль в становлении нормальных конкурентных отношений на рынке рекламы должен сыграть специальный закон о рекламе.
10 мая 2007 года был принят Закон Республики Беларусь ”О рекламе“ №225-3. Закон состоит из 35 статей, в которых определены основные положения, общие и специальные требования к рекламе на территории Беларуси, права и обязанности субъектов рекламной деятельности, ответственность за ненадлежащую рекламу, а также система государственного контроля над рекламной деятельностью. Закон определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы. Основная цель закона – обеспечение условий рекламной деятельности, отвечающих интересам общества, потребителей, рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
В Республике Беларусь на государственные контролирующие органы возлагается решение следующих задач в сфере рекламы:
направление рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе и решении об осуществлении контррекламы;
направление материалов о нарушении законодательства Республики Беларусь о рекламе в суд для применения мер административного воздействия, а при неоднократном нарушении – в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
направление в органы прокуратуры и другие подведомственные ей правоохранительные органы материалов по признакам правонарушений в области рекламы.
Закон ”О рекламе“ определяет права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей в общей структуре рекламной деятельности. Последние пункты закона касаются контроля соблюдения законодательства о рекламе и ответственности за нарушение законодательства.
28.3 Регулирование отдельных видов рекламы. Регулирование рекламы отдельных групп товаров (услуг)
Государство, регулируя и контролируя рекламную деятельность, выполняет две основные задачи:
защищает потребителей от недостоверной рекламы;
способствует честной конкуренции в рекламном бизнесе, наказывая нарушителей правовыми методами.
Регулирование рекламной деятельности в Республике Беларусь началось в 90-е годы. К 1999 году в РБ практически полностью было практически завершено формирование нормативно правовой базы, регулирующей отношения в сфере рекламы. Общие требования к рекламе были отражены в первом законодательном акте законе Республики Беларусь ”О Рекламе“, 1997г. В законе определялась сфера его применения на территории республики, устанавливались общие и специальные требования к рекламе, давалась характеристики видов рекламы, которые не допускались к распространению, Так согласно ст.5-8 к распространению не допускалась: ненадлежащая реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, скрытая реклама.
законе определялись условия размещения рекламных материалов в СМИ, а также внешних и внутренних видов рекламы и рекламы на транспортных средствах. Статьи 9-13 определяли допускаемый объём теле- радио- и печатных средств распространения рекламы, порядок прерывания рекламой теле- и радиопередач, также количество возможных повторов одной и той же рекламы. Особой статьёй был представлен перечень отдельных видов товаров, рекламирование которых осуществляется на основе дополнительных правовых норм.
Закон определял также права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей в общей структуре рекламной деятельности. Последние пункты закона касались контроля соблюдения законодательства о рекламе и ответственности за нарушение законодательства.
Бурное развитие рекламного и рынка и новые реалии привели к необходимости появления в 2007 году нового закона ”О рекламе“. Данный законопроект в целях защиты прав и законных интересов потребителей рекламы при ее производстве и размещении устанавливает ряд новых требований и ограничений к рекламе. Так, новый закон предусматривает:
что объем рекламы не должна превышать 20% объема вещания для радио- и телепрограмм в течение суток;
полный запрет на рекламу табачных изделий;
ограничение рекламы пива;
ограничение уровня громкости рекламных роликов;
запрет на рекламу потребностей в органах и тканях человека, заменителей грудного молока, наркотических и психотропных веществ, порнографических материалов;
запрет СПАМа по электронной почте и факсимильной связи, а так же посредствам SMS и др.
Практическая реализация законодательства по регулированию рекламной деятельности возможна только при наличии системы исполнительных органов, непосредственно занимающихся этими функциями. Функции контроля рекламным бизнесом в Республике Беларусь с 2001 года осуществляется Министерством торговли.