Анализ «5 конкурентных сил М. Портера»

Таблица 4

Параметр оценки Характеристика параметра и оценка
1. Угроза товаров-заменителей
Существование на рынке "цена-качество" Имеют высокую долю на рынке Имеет малую долю на рынке Не имеют выхода на рынок
ИТОГО 1-низкий уровень
2. Угрозы внутриотраслевой конкуренции
Количество игроков Высокий уровень насыщения рынка Средний уровень насыщения рынка Низкий уровень насыщения рынка
(более 10 игроков) (3-10 игроков) (1-3 игроков)
Темп роста рынка Стагнация или снижение объема рынка Замедляющийся, но растущий рынок Высокий
Уровень дифференциации продукта на рынке Стандартизированный товар Товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным параметрам Товары значимо отличаются друг от друга
Ограничение в повышении цен Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствуют возможности повышения цен Есть возможность к повышению цен только в рамках покрытия роста затрат Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и увеличения прибыли
ИТОГО 6-средний уровень
3. Угроза входа на рынок новых игроков
Экономия на масштабе при производстве товара или услуги Отсутствует Существует только у нескольких игроков рынка Значимая
Сильные марки с высоким уровнем знания и лояльности Отсутствуют крупные игроки 2-3 крупных игрока держат около 50% рынка 2-3 крупных игрока держат более 80% рынка
Дифференциация продукта Низкий уровень разнообразия товара Существуют микро-ниши Все возможные ниши заняты игроками
Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль Низкий Средний Высокий
(окупаемость 1-3 месяца работы) (окупаемость 6-12 месяцев работы) (окупаемость более чем за год работы)
Доступ к каналам распределения Полностью открыт Требует умеренных инвестиций Ограничен
Политика правительства Нет ограничивающих актов Государство вмешивается в деятельность отрасли, но на низком уровне Государство полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения
Готовность существующих игроков к снижению цен Игроки не пойдут на снижение цен Крупные игроки не пойдут на снижение цен При любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают цены
Темп роста отрасли Высокий и растущий Замедляющийся Стагнация или падение
ИТОГО 15- средний уровень
4. Рыночная власть покупателей на рынке
Доля покупателей с большим объемом продаж Более 80% приходится на нескольких клиентов Незначительная часть клиентов держит около 50% продаж Объем продаж равномерно распределен между всеми клиентами
Склонность к переключению на товары субституты Товар компании не уникален, существуют полные аналоги Товар компании частично уникален, есть отличительные характеристики важные для клиентов Товар компании полностью уникален, аналогов нет
Чувствительность к цене Покупатель всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой Покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене Покупатель абсолютно не чувствителен к цене
Потребители не удовлетворены качеством, существующем на рынке Неудовлетворенность ключевыми характеристиками товара Неудовлетворенность второстепенными характеристиками товара Полная удовлетворенность качеством
ИТОГО 6-средний уровень
5. Рыночная власть поставщиков на рынке
Количество поставщиков Монополия одного поставщика Незначительное количество поставщиков Широкий выбор поставщиков
Ограниченность ресурсов поставщиков Ограниченность в объемах Частичная ограниченность в объемах Неограниченность в объемах
Издержки переключения Высокие Средние Низкие
Приоритетность направления для поставщика Низкая приоритетность отрасли для поставщика Средняя приоритетность отрасли для поставщика Высокая приоритетность отрасли для поставщика
1+
ИТОГО 6-средний уровень
             


Примечание:

1) шкала оценки уровня угрозы товаров-заменителей: 1 балл – низкий, 2 балла – средний, 3 балла – высокий;

2) шкала оценки уровня угрозы внутриотраслевой конкуренции: 4 балла – низкий, 5-8 баллов – средний, 9-12 баллов – высокий;

3) шкала оценки уровня угрозы входа на рынок новых игроков: 8 баллов – низкий, 9-16 баллов – средний, 17-24 баллов – высокий;

4) шкала оценки рыночной власти покупателей на рынке: 4 балла – низкий, 5-8 баллов – средний, 9-12 баллов – высокий;

5) шкала оценки рыночной власти поставщиков на рынке: 4 балла – низкий, 5-8 баллов – средний, 9-12 баллов – высокий.

Наши рекомендации