Государственная модель управления

Государственная модель управления - это иерархическая (сосредоточенная)структура вертикального управления общественной формацией - представлена на рисунке 2.1 [43]. Она состоит из нескольких горизонтально расположенных уровней со звеньями Сm, Bn в жесткой вертикальной подчиненности центральному звену А. Каждый уровень верхних звеньев выполняет свою жестко детерминированную функцию и передает свое управляющее воздействие на нижний уровень с определенным запаздыванием - t. В результате этого в системе возникает постоянная времени запаздывания.

Динамика иерархической организационной структуры представляет собой астатический процесс (рис. 2.1, б).

Недостатки государственной модели регулирования:

- низкое быстродействие системы (большое время запаздывания);

- много промежуточных звеньев, что приводит к возрастанию погрешности регулирования;

- практическое отсутствие рыночных отношений и маркетинга.

Достоинства государственной модели регулирования:

- устойчивость системы;

- возможность решения стратегических задач.

Государственная модель управления - student2.ru Государственная модель управления - student2.ru

Рис. 2.1. Государственная система вертикального управления общественной формацией: а) организационная структура; б) переходный процесс управления

Т = Государственная модель управления - student2.ru i, (2.1)

где k - число уровней системы;

ti - постоянная запаздывания i-го уровня.

Рыночная модель управления

Рынок - это совокупность покупателей и товара, спроса и предложения. Покупатели имеют общие нужды или запросы, которые могут быть удовлетворены посредством обмена.

Изначально термин «рынок» означал место, где покупатели и продавцы могли совершать обмен своими товарами.

Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Она суть всего живущего по законам естественного отбора.

Предложения сегодня ориентированы только на удовлетворение потребностей человека без учета ресурсных возможностей.

Рынок - это неустойчивая система, которая зависит от многих факторов, в том числе и от структуры.

Горизонтальная (рыночная) система представляет собой демократический тип организации социальной среды (рис. 2.2) [43]. Система обладает высокой степенью свободы и 100%-ной отрицательной обратной связью, что позволяет с высоким быстродействием регулировать входное воздействие спроса - хс. Рынок быстро реагирует на спрос, выбрасывая свои предложения - хп , компенсируя возмущающее воздействие:

Государственная модель управления - student2.ruх = хс – хп Государственная модель управления - student2.ru 0. (2.2)

Государственная модель управления - student2.ru

Рис. 2.2. Рыночная система горизонтального
управления:

а - организационная структура;
б - переходный процесс управления

Изменение потребностей общества с уровня Х1 до уровня Х2 (рис. 2.2, б) приводит к резкому увеличению на рынке предложения со стороны производителя. Естественно, резко возрастает потребление ресурсов. Возникает колебательный процесс около установившихся на данный момент потребностей Х2 .

Неконтролируемый обществом рост потребления ресурсов приводит к нарушению равновесия спрос – предложение, что влечет перепроизводство продукции и создание ненужного товара. Все это приводит к нарушению устойчивости социально-экономической системы. Маркетинг с помощью рекламы вынужден сглаживать это перепроизводство. И здесь возникают проблемы устойчивости системы в целом, в том числе и этическая проблема. Если маркетинг будет решать только материальную сторону проблемы, не затрагивая духовную составляющую, то решить проблему устойчивости невозможно.

Основой управления рыночными отношениями является конкуренция. Конкуренция одновременно имеет и положительную, и отрицательную стороны.

Положительная сторона конкуренции способствует развитию научно-технического прогресса, заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев способствует их снижению.

К числу негативных последствий конкуренции можно отнести:

1) нестабильность, которая создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) дифференциация доходов, которая создает условия для их несправедливого распределения;

3) перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Важнейшими инструментами рыночной экономики являются спрос и предложение.

В экономической теории спросом называется связь между двумя конкретными переменными: ценой и количеством. Спрос определяется комбинацией биологических и психологических факторов, общественных отношений и набором экономических переменных (уровень дохода, наличие заменителей).

Недостатки рыночной модели регулирования:

- неустойчивость системы;

- отсутствие возможности решать стратегические задачи управления маркетингом.

Достоинства рыночной модели регулирования:

- высокое быстродействие (возможность решать тактические задачи);

- маркетинговое управление;

- отсутствие промежуточных звеньев регулирования.

Наши рекомендации