Тема 3. Маркетинг в инновационном процессе.

Вопросы:

1. Понятия «инновационная активность», «инновационная деятельность». Формы, методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности.

2. Содержание стадий и этапов инновационного процесса. Риски инновационного процесса.

3. Формы и модели инновационного процесса. Формы: простая, межорганизационная, расширенная.

Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.

Инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

· проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

· подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

· разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

· проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

· исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

· подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

· проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

· организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т. д.

Таблица - Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности

Методы стимулирования инновационной деятельности Инструменты стимулирования
Экономические методы Прямые Бюджетное стимулирование Субсидии
Гранты
Целевые программы
Взносы в международные инновационные организации
Кредитное стимулирование Инновационный кредит
Инновационный лизинг
Факторинг
Косвенные Налоговое стимулирование Налоговые льготы и ставки
Порядок и сроки уплаты налогов
Стимулирование производства Амортизационные льготы
Способ начисления амортизации
Коэффициенты амортизации
Таможенное стимулирование Таможенные пошлины
Таможенные сборы
Таможенная стоимость

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Содержание инновационного процесса определяет совокупность включенных в него стадий, которое может отличаться в зависимости от типа и видов осуществляемых инноваций.

Наибольшим по количеству стадий является инновационный процесс, результатом которого является продуктивная инновация.

Тема 3. Маркетинг в инновационном процессе. - student2.ru

Рисунок – Этапы инновационного процесса

Фундаментальные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию.

Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые:

— Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.

— К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта.

Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.

Под опытно—конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К опытно-конструкторским работам относятся:

— эскизно-техническое проектирование;

— выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом;

— изготовление и испытание опытных образцов;

— разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы;

— разработка идей и вариантов нового объекта;

— разработка технологических процессов;

— определение наименования продукта, товарного знака, маркировки, упаковки.

На этапе внедрения предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.

На этапе роста объемов производства происходят следующие изменения:

— При отсутствии на рынке близких аналогов нового продукта цена на него может быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль.

— На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства, что способствует снижению цены. Прибыль от реализации товара нередко достигает пика.

— Объём прибыли в этот период может составлять 50-70 % прибыли, получаемой за весь жизненный цикл товара.

Шестой этап: постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы. В это время многие фирмы также пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.

Седьмой этап: Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает перенасыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами.

Риски инновационного процесса:

— риск ошибочного выбора инновационного проекта;

— риск необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;

— маркетинговые риски;

— риски неисполнения хозяйственных договоров;

— риск усиления конкуренции;

— риск недостаточного кадрового обеспечения;

— риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект.

Формы инновационного процесса:

— Простой внутриорганизационный инновационный процесспредполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы.

— При простом межорга­низационном инновационном процессеновшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

— Расширенный инновационный процесспроявляется в соз­дании новых производителей нововведения, в наруше­нии монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) Создание новшества и его рас­пространение.Это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого про­изводства. На первой фазе еще не реализуется полез­ный эффект нововведения, а только создаются предпо­сылки такой реализации

2) Диффузия инноваций (англ. Diffusion of innovations) — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры.

Общественно-полезный эффект перераспределяется между произво­дителями нововведения, а также между произво­дителями и потребителями.

Данная теория была популяризована американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году, благодаря выпущенной им книге «Диффузия инноваций».

Факторы, определяющие скорость диффузии инновации:

1) по мере движения от фундаментальных исследований к производству на каждом этапе увеличиваются затраты на получение результата;

2) вместе с тем вероятность получения отрицат. результатов снижается;

3) по мере движения от фундаментальных исследований к производству, вероятность получения отрицательных результатов снижается;

4) получаемая информация на каждом этапе становится все более конкретной;

5) уникальность и неповторимость методов исследования, приемов, присущие первым этапам цикла снижается, появляются новые элементы типовых решений;

6) наличие обратных связей о подготовке производстве новой продукции и выявленных при этом недоработках, возникших предложениях по улучшению технологии

7) обратная связь в отношении потребителей к товарам, о выявленных ими дефектах, появлении конкурентной продукции и т.д.


Наши рекомендации