Условия работы и ответственность участников канала
Производитель должен определить права и обязанности всех участников канала. Деловая этика требует уважительного отношения к каждому партнеру по каналу и обеспечения возможности получения ими прибыли. К основным элементам комплекса торговых отношений относятся:
•Ценовая политика требует от поставщика разработки таких прейскуранта и системы скидок, которые оцениваются посредниками как справедливые и способные принести им прибыль.
•Условия продаж включают в себя стандарты осуществления платежей и гарантии производителя. Многие поставщики предоставляют дистрибьюторам скидки при предварительной оплате; они могут также гарантировать торговцам отсутствие бракованных товаров или сниженные цены поставок.
•Закрепление определенной территории заключается в установлении компанией-поставщиком регионов, в которых должны оперировать дистрибьюторы и условий их деятельности. Традиционно, дистрибьюторы рассчитывают на получение товарных кредитов под весь расчетный объем продаж на их территории, вне зависимости от того, будут ли достигнуты согласованные показатели реализации или нет.
•Взаимные услуги и ответственность должны быть четко оговорены, особенно с эксклюзивными дистрибьюторами и компаниями, работающими по франчайзингу. Например, компания McDonald's предоставляет своим франчайзинговым предприятиям здания, поддержку в продвижении, систему учета, обеспечивает обучение сотрудников, проводит управленческое и техническое консультирование. В свою очередь компании, приобретающие франшизу, обязаны соответствовать стандартам партнера в содержании помещений, участвовать в новых рекламных кампаниях, предоставлять требуемую информацию и проводить закупки у определенных поставщиков.
Оценка различных вариантов
Каждый канал распределения следует оценивать по экономическому критерию, степени контроля и периоду адаптации.
•Экономический критерий. Каждый вариант организации маркетингового канала характеризуется различными уровнями продаж товаров и затрат, поэтому производитель должен рассчитать для каждого из них постоянныеи переменные издержки при продаже разных объемов продукции. Например, при сравнении торгового персонала компании и специализированных торговых агентств, производитель должен оценить такие переменные издержки, как комиссионные, выплачиваемые торговому персоналу и постоянные издержки по оплате помещений торгового агентства. Сопоставляя эти расходы для различных уровней продаж, компания определяет, какой из маркетинговых каналов является наиболее прибыльным.
•Критерий контроля. Компания-производитель должна учитывать фактор контроля над деятельностью участников канала, так как ее возможности воздействия на решения независимых дистрибьюторов, например, торговых агентств, весьма невелики. В стремлении к максимизации собственной прибыли агентства могут концентрироваться на обслуживании клиентов, которые приобретают крупные партии товаров, причем совсем не обязательно данного производителя. Более того, персонал торговых агентств не всегда разбирается в технических деталях выпускаемой его поставщиками продукции.
•Критерий адаптации. Участники маркетингового канала в течение оговоренного периода времени должны выполнять взаимные обязательства, которые неизбежно ограничивают возможности реакции производителя на изменения рыночной ситуации. На нестабильных или неопределенных рынках производители отдают, предпочтение каналам, структура которых позволяет быстро внести коррективы в маркетинговую стратегию.
РЕШЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО УПРАВЛЕНИЯ КАНАЛОМ
После выбора канала распределения фирма приступает к отбору и обучению конкретных посредников,созданию системы мотивации участников канала и оценки их деятельности. Следует отметить, что со временем, вследствие изменений маркетинговой среды и жизненного цикла товара, может возникнуть необходимость корректировки соглашений, заключенных между участниками канала и менеджмент компании-производителя должен быть готов к этому.
Отбор участников канала
При отборе посредников производители должны определить, какие характеристики свойственны лучшим из них. Следует учитывать продолжительность операций претендента на рынке, ассортимент продукции, с которым он работал, темпы роста его организации, ее прибыли и убытки, платежеспособность, умение взаимодействовать с другими фирмами, репутацию. При отборе посредника из торговых агентств производителю необходимо получить информацию об объеме и ассортименте других распределяемых ими товаров, численность и квалификацию торгового персонала. Если на выполнение функций посредника претендует сеть универмагов или Интернет-магазинов, настаивающая на предоставлении ей права эксклюзивного распределения, следует оценить расположение ее предприятий, силу торговой марки, потенциал дальнейшего развития, тип потребителей.
Отбор участников канала распределения — двусторонний процесс. Посредники точно также как и производители выбирают себе партнеров. Не все поставщики способны привлечь квалифицированных посредников. Например, компания Toyota успешно привлекла значительное число американских дилеров для торговли новой моделью автомобиля представительского класса «Lexus», а компания Polaroid первоначально не смогла убедить специализированные магазины фототоваров торговать ее продукцией и ей пришлось обратиться к услугам обычных магазинов розничной торговли.
Процесс отбора может быть длительным. Рассмотрим опыт японской корпорации Epson. Корпорация, ведущий производитель принтеров, приняла решение о сборке персональных компьютеров и при этом захотела обновить состав дистрибьюторов, а не распространять компьютеры по существующим каналам. Для выбора новых посредников Epson обратилась к услугам фирмы, специализировавшейся на подборе посредников, с заданием подобрать компании, которые: (1) имеют опыт работы с бытовой техникой; (2) готовы и способны организовать дистрибьюторскую сеть; (3) готовы принять финансовые условия компании Epson; (4) согласны распространять только товары компании и программное обеспечение других фирм. После большой кропотливой работы квалифицированные посредники были найдены, Epson отказалась от прежних дистрибьюторов и начала поставки новым участникам канала. Но несмотря на длительный и тщательный отбор посредников, как производитель компьютеров корпорация Epson не получила признания.
Обучение участников канала
Необходимость разработки и реализации программ обучения дистрибьюторов и дилеров вызвана тем, что конечные пользователи рассматривают их как представителей компании-производителя. В связи с этим корпорация Microsoft, например, требует, чтобы более трети сотрудников (инженеры по эксплуатации) компаний-дистрибьюторов прошли обучение на специальных курсах, заканчивающихся экзаменом. Сдавшие экзамен специалисты получают общепризнанные дипломы MicrosoftCertifiedProfessionals, что способствует продвижению продукции фирмы.
Для обучения участников канала распределения корпорация FordMotor через спутниковую сеть FordstarNetwork передает свои обучающие программы и техническую информацию на сайты более чем 6000 фирм-дилеров. Инженеры по эксплуатации участвуют в просмотре этих трансляций, в ходе которых инструктор объясняет особенность различных видов ремонтных работ и отвечает на вопросы аудитории. Такая форма обучения способствует поддержанию высокого уровня знаний сотрудников фирм-дилеров и обеспечивает высокое качество обслуживания.
Мотивация участников канала
Многие компании относятся к участникам канала распределения так же как к конечным потребителям. Это подразумевает необходимость определения потребностей посредников и позиционирования, обеспечивающего интересы каждого участника. Для совершенствования деятельности посредников компания должнаобеспечить их программами обучения, маркетинговых исследований и другими материалами по развитию возможностей. Провозглашенное отношение к посредникам как к важнейшим партнерам должно подтверждаться деятельностью производителя, направленной на совместные усилия по удовлетворению запросов конечных потребителей.
Наиболее дальновидные компании выходят за рамки отношений кооперации с посредниками и стремятся к установлению долгосрочных партнерств. Производитель четко определяет свои требования к посредникам по основным вопросам охвата рынка, уровня товарных запасов, политике маркетинга, ведения учета и отчетности, уровней сервиса и технического обслуживания и маркетинговой информации. Затем он ищет дистрибьютора, согласного с установленной политикой, и для формирования партнерства может предложить увязку размера компенсации или других видов вознаграждений с проведением разработанных стратегий и политик. Например, корпорация Dayco (производство строительного пластика и резиновых изделий), воздействует на укрепление партнерских отношений посредством ежегодного проведения встреч 20 руководителей компаний-дистрибьюторов и 20 высших менеджеров Dayco.
Но многие производители относятся к своим дистрибьюторам и дилерам скорее как к потребителям, чем как к партнерам по совместной деятельности (в данной главе мы рассматриваем производителей и дистрибьюторов как независимые организации). Но многие производители сами являются дистрибьюторами продукции, произведенной другими компаниями, а некоторые дистрибьюторы владеют или производят по контрактам собственные марочные Toea.pu.JCPenney продает джинсы как национальных торговых марок, например «LeviStrauss», так и под частной торговой маркой «OriginArizonaJeans». Такая, характерная не только для джинсов, но и для многих других товаров, ситуация серьезно осложняет процесс отбора и мотивации участников канала.
Оценка деятельности участников канала
Производитель должен периодически оценивать результаты деятельности посредников по таким показателям, как выполнение квот продаж, средний уровень запасов, время доставки товара покупателям, отношение к повреждениям и пропажам товаров, участие в программах по продвижению товаров и обучению персонала.
Анализ полученных данных позволяет компании-поставщику выявить несоответствия между реальным вкладом дистрибьюторов и получаемым ими вознаграждением. Так, посредством анализа один из производителей выяснил, что выплачивает посреднику компенсацию за хранение товара на его складе, хотя фактически товар складировался у производителя и за его счет. Компании-поставщики должны разработать такую систему функционирования торговых скидок, при которой они выплачивают конкретные согласованные суммы по каждой операции. Неудовлетворительная деятельность посредников должна стать предметом совместного обсуждения; следует также провести переобучение его персонала и пересмотреть систему мотивации или вообще отказаться от услуг дистрибьютора.