Задача - координированная и систематизированная серия элементов работы (трудовой деятельности), используемых для достижения результатов.
Цель - это осознаваемый и ожидаемый результат, на который направлено поведение (деятельность) человека. Мысленная постановка человеком перед собой конкретной цели связана с предвосхищением не только средства удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и результата этого процесса.
На механизме целеполагания основан мотивационный эффект от применения метода управления по целям (Management by objectives). Он представляет собой управленческую деятельность, предусматривающую предвидение возможных результатов деятельности и совместное планирование путей их достижения в связке «руководитель-исполнитель».
Стимулирование трудовой деятельности – это система моральных и материальных средств воздействия на работников, побуждающая людей к интенсификации деятельности, повышению производительности труда и качества труда. Стимулирование как метод управления поведением персонала целесообразно использовать тогда, когда необходимо добиться от работника сверхнормативных результатов. Тогда поведение работника становится мотивированным, поскольку стимулирование предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее заданные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых, социально - обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов к труду.
Механизм управления поведением персонала через стимулирование основан на комплексном применении принципов, приемов, путей включения объектов (благ), способных удовлетворить социально обусловленные потребности работников. На функционирование этого механизма влияют факторы, обеспечивающие высокое качество выполнения трудовых функций (ясность и осознанность цели деятельности, способности и навыки выполнения работы, интенсивность трудовых усилий, и др.), а также ценность ожидаемого вознаграждения, которая определяется как внутренней оценкой (вытекающей из самого процесса выполнения работы) результатов своего труда самим работником, так и внешней (по отношению к работе) оценкой результатов труда со стороны коллег, руководителя и администрации организации.
Самое важное в управленческой деятельности в области стимулирования – поставить каждому подчиненному такие цели, достижение которых становится гарантированным условием получения обещанных благ и возможно только при определенном количестве и качестве его труда. Важно понимать, что стимулирование – это воздействие не на личность работника, а на внешние обстоятельства его трудовой деятельности с помощью установления условий и механизма распределения благ (стимулов), т.к. работника побуждает к активности именно заинтересованность в получении тех или иных благ.
Основная цель стимулирования - не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями. В этом случае система стимулирования выступает как совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний, направленных на установление причинно-следственных связей между совершенным работником действием, оценкой его результата и вознаграждением исполнителя (лей). Формирование системы стимулирования тесно связано с учетом отношений работников к различным благам, предлагаемым организацией, с их личными особенностями, ценностными ориентациями, уровнем образования, ситуацией в личной жизни, конкретными социальными условиями, в которых находится человек, с социально-психологическим климатом и стилем руководства в трудовом коллективе.
Основные направления стимулирования – материальное (организация оплаты труда, разработка социального пакета, система участия в прибыли и капитале) и нематериальное (моральное, организационное и стимулирование свободным временем). И в этом смысле стимулы труда являются элементами системы конкретных мер в рамках распределительного механизма, действующего в организации.
(3)Трудовая деятельность и (4) цена трудовой активности.
Трудовая деятельность – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека[4], требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Для того, чтобы сформировался мотив к труду, блага, находящиеся в распоряжении организации, и актуальные потребности работников должна связывать именно трудовая деятельность. Но решение в пользу осуществления того или иного действия человек принимает, взвесив все «за» и «против», то есть определив «цену» своей трудовой активности. Под этой ценой в данном случае понимаются издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Например, удовлетворить материальные потребности современный человек может посредством обмена денег (выступающих сегодня всеобщим эквивалентом) на необходимые ему для удовлетворения потребностей товары и ли услуги. Тогда его актуальная потребность – иметь деньги. Как их получить? Первый, самый очевидный путь для современного человека, - заработать. Если этот способ является единственным, или основным источником удовлетворения данной потребности, сформируется мотив к этой деятельности – мотив к труду. Но современное общество предоставляет и другие возможности – выиграть деньги в лотерею, заложить в ломбард имеющиеся ценности, взять в долг, украсть, в конце концов. Если какой-то из этих видов деятельности предполагает меньшие затраты энергии, усилий со стороны человека, и будет иметь такие же возможности удовлетворить потребности и получить желаемое благо, то сформируется мотив к этому виду деятельности, а не к труду. Какой из видов деятельности выберет человек в конкретных условиях актуализации потребности в деньгах – зависит от целого ряда условий. Определяющую роль в формировании мотивов, наряду с заложенными природой особенностями индивида, играют образ, уровень и качество жизни его семьи и ближайшего социального окружения. Именно через них идет усвоение реальных (а не декларируемых обществом и окружающими) социальных норм и ценностных ориентацией. «Нормы, в соответствии с которыми функционирует общество, формируют также и характер членов этого общества (социальный характер)».[5]
Трудиться человека побуждает необходимость приобретения материальных благ для себя и своей семьи, желание заниматься делом, которое интересно, стремление к самовыражению (в данном случае через труд), т.е. побуждения личного характера, а также осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям, общественная установка на необходимость труда, т.е. побуждения общественного характера. Природа и уровень профессионализма работника, проявляемые им в труде, обусловлены содержанием труда, а границы социального развития человека как личности определяются характером труда, формируя потребность в труде как в виде деятельности, имеющем самостоятельную ценность для человека.
Содержание и характер труда формируют отношение к труду - исторически эволюционирующую характеристику трудовой деятельности. Отношение к труду - социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной, эмоциональной и поведенческой готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе преобладает тот или иной тип отношения к труду - как средству существования или как жизненной потребности. В духовном процессе движения человека от инструментального отношения к труду до восприятия его как необходимой потребности принимают большое участие условия труда, по-разному влияющие на социальное развитие работников. Условия труда – это совокупность социально-экономических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
Если социально-экономические условия выступают мощным стимулом повышения трудовой активности и одним из факторов формирования трудовой мотивации, то социально-гигиенические, при их неудовлетворительном состоянии, оказывают тормозящее влияние на формирование мотивации и негативно сказываются на отношении к труду.
Удовлетворенность трудом – это оценочно-эмоциональное отношение личности к выполняемой работе, условиям ее протекания и результатам труда. Удовлетворенность трудом формируется благодаря совокупному воздействию на работника компонентов трудовой мотивации, включая: содержание и условия труда; величину заработка; общественное признание достигнутого; возможности для самовыражения и самоутверждения личности. Оно формируется на основе удовлетворенности содержанием и характером трудовой деятельности, уровнем организации, режимом и условиями труда, системой его стимулирования, уровнем организации общественной жизни и самоуправления в коллективе, взаимоотношений с руководителем и коллегами и т.д.
Живя в современном обществе, индивид чаще всего не имеет других способов реализации своих потребностей, кроме как посредством трудовой деятельности. Но при этом осуществление трудовой деятельности происходит у разных людей по-разному: у одних - с азартом и «огоньком», у других – с неохотой и «скрипом», в третьих – с неизбежностью, у четвертых – с удовольствием и радостью.
Что же движет человеком, что побуждает его к активной деятельности, что лежит в основе того или иного поведения? В основном поведение человека связано с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как анализ ситуации, выбор цели и построение плана действий осуществляется сознательно, под воздействием собственного жизненного опыта, интеллектуальных ресурсов, культуры и др. факторов.
Но, живя и трудясь в обществе, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. На формирование мотивации оказывает влияние социальная среда, особенности содержания и характера труда, образ жизни семьи и ближайшего социального окружения, декларируемые в обществе морально-этические нормы и нравственные установки.
Поэтому путь к эффективному управлению современным работником лежит через понимание мотивации трудовой деятельности. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами, и ответить на вопросы о том, почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и не довольны? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить?
Понятие «мотивация трудовой деятельности» долгое время обсуждалась в научных трудах ряда отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда, управления персоналом, менеджмента и психологии (см. табл.3). Сущность мотивации деятельности человека состоит в понимании ее как динамического процесса формирования мотива, выступающего основанием для поступка, действия. В мотивации находит отражение процесс выбора между различными возможными действиями, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых установок, и поддерживающий эту направленность.
Таблица 3.