Типы темперамента по И.П.Павлову

Тип темперамента Характеристика типа темперамента
Холерик Человек, для которого характерны повышенная эмоциональная резкость, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных усло­виях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. Однако, при соответствующей мотивации холерик способен пре­одолевать значительные трудности, отдаваясь выполняемому делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настрое­ний. Наибольшей результативности человек с таким темперамен­том достигает в деятельности, требующей повышенной реактивно­сти и значительного единовременного напряжения сил.
Сангвиник Человек, который отличается легкой приспособляемостью к изменя­ющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружа­ющими людьми. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные ре­флексы быстро закрепляются. Он не чувствует скованности в но­вой обстановке, способен к быстрому переключению внимания и деятельности. Эмоционально устойчив. Люди с сангвиническим темпераментом больше всего подходят для деятельности, требую­щей быстрых реакций, значительных усилий, распределения вни­мания.
Флегматик Человек с сильно уравновешенной, но инертной нервной системой. Его реакции несколько замедленны. Настрое­ние устойчиво, его трудно разговорить, развеселить. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойными выдержанным человеком. Он не допускает импульсивных, поры­вистых движений, т.к. процессы торможения у него всегда уравно­вешивают процессы возбуждения. Флегматик обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным раздражи­телям, но не способен быстро реагировать в неожиданных трудных ситуациях. Он предпочитает завершить одно дело и только потом браться за другое. Он постоянно сверяет свои действия с перспекти­вой. Флегматик с трудом отказывается от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, работу, друзей. Он трудно и медленно приспосабливается к новым условиям, долго колеблется перед принятием решения. Он достигает больших успе­хов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного на­пряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Меланхолик Человек со слабой нервной системой, обладаю­щий повышенной раздражительностью даже к слабым раздражи­телям, повышенной ранимостью, склонностью к глубоким пере­живаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выраже­ны. В стрессовых ситуациях (экзамен, опасность) результаты дея­тельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спо­койной привычной обстановкой. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности, ему требуется довольно продолжительный отдых. Любая мелочь может вызвать у него обиду или слезы. Обычно меланхолик стара­ется скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя и склонен отдаваться им. Меланхолик часто грустен, подавлен, неуверен в себе, излишне тревожен. Обла­дая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики имеют ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности.


Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бы­вают представлены в "чистом виде". Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но у каждого конкретного индиви­да преобладает тот или иной вид темперамента.

Темперамент выступает в качестве общей основы многих лич­ностных характеристик человека и его характера. Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и к се­бе, являясь сочетанием наиболее устойчивых, существенных осо­бенностей личности. Люди одного темперамента могут быть добры­ми и жестокими, ленивыми и трудолюбивыми, аккуратными и не­ряшливыми. Темперамент лишь задает динамику психического реагирования. Знание особенностей темперамента, учет их в мотивации трудовой деятельности способствуют развитию по­зитивных проявлений, вытекающих из свойств нервной системы человека.

Помимо темперамента мотивацию человека в значительной мере определяют его способности и черты характера.

Способность - это совокупность врожден­ных и приобретенных регуляционных свойств, которые определя­ют психофизиологические возможности индивида в различных ви­дах деятельности.

Большое значение для мотивации трудовой деятельности имеют черты ха­рактера. Среди основных характерис­тик, которые исследователи считают наиболее тесно связанными с производственной деятельностью, можно назвать следующие:

· экстраверсия (общительность, разговорчивость и уверенность в себе);

· склонность к сотрудничеству (добродушие, готовность к сотрудничеству и доверчивость);

· добросовестность (ответственность, надежность, настойчивость и нацеленность на успех);

· эмоциональная стабильность (в случае ее отсутствия: напряженность, неуверен­ность в себе и нервозность);

· восприимчивость к приобретению нового опыта (богатое воображение, способность к художественному творчеству и интеллектуальные способности);

· уровень притязаний (тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе);

· самооценка (оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки).

(3) Социальный аспект.

Мотивация (от фр. мotif – побуждение) в социологии – это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Как известно, человек - это родовое понятие,указывающее на отношение су­щества к высшей ступени развития природы - человеческому роду. В этом понятииутверждена генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Его способность взаимодействия с обществом и предметным миром формируется в результате обучения, осуществляемого через участие в разнообразных социальных ситуациях, составляющих жизненный путь человека. Такая способность называется поведением и проявляется повседневно наблюдаемая извне активность (психофизиологическая, двигательная, биохимическая и т.п.), включая и нулевые реакции – моменты неподвижности. В поведении человека, рассматриваемом, по сути, как совокупность действий и поступков индивида, проявляются его личность, особенности характера, темперамента, потребности, вкусы, обнаруживаются отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности.

Наряду с понятиями "индивид","человек", в социологии часто употребляют тер­мин "личность".

В течение многих лет исследователям не удается прийти к единодушному мнению относительно того, что такое личность. Слово "личность" первоначаль­ноотносилось к актерским маскам (личина - маска актера, обращен­ная к аудитории, каждая маска была закреплена за определенными ти­пами действующих лиц). Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян - слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, царя, судьи). Таким образом, личность по первоначальному значе­нию - это определенная социальная роль или функция человека.

В настоящее время личность трактуется как устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В связи с этим личность глубоко социальна. Личность чаще всего оз­начает то, каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают самих себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуацией. Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологиче­ской структуры (тип темперамента, интеллект, мировоззрение и др.) формирует индивидуальность человека.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны человека. Это хорошо видно из эпитетов, при­меняемых в языке вместе с этими терминами. Со словом "лич­ность" обычно употребляют "сильная", "независимая", "энергич­ная", подчеркивая ее деятельность в глазах других людей. Об ин­дивидуальности говорят "яркая", "творческая", имея в виду каче­ства самостоятельной сущности.

В результате многолетних исследований сложилось много различных теорий личности: бихевиористская (Д. Уотсон), изучающая поведение личности; ге­mтальт-психологическая (К. Левин, Т. Вергеймер), изучающая психику с точки зрения целостных структур - гештальтов (об­разов). Психоаналитическая теория личности (Э.Фрейд) анализиру­ет поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качест­ве движущего поступками фактора. Когнитивная теория личности (У. Найссер) главную роль в объяснении поведения личности отво­дит знаниям. Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремлений человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди классификаций типов личности, определяемых характером, можно выделить классификацию немец­кого психиатра К. Леонгарда. Она основана на оценке стиля обще­ния человека с окружающими людьми и связана с понятием ак­центуации или "слабых мест" характера. Основные характеристики данной классификации представлены в таблице 1.3.3:

Таблица 1.3.3.

Наши рекомендации