Выбор каналов товародвижения
Организация товародвижения заклю-чается в осуществлении физического перемещения и передачи прав собственности на товар от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. Товародвижение осуществляется через определённые каналы – совокупность фирм, физических лиц, осуществляющих движение товара от производителя к потребителю. С организационной точки зрения выделяют обычные каналы распределения; вертикальные маркетинговые системы и горизон-тальные маркетинговые системы. Обычный канал распределения состоит из одного или более независимых производителей, опто-вых и розничных торговцев, каждый из которых в независимом бизнесе максимизирует свою прибыль без учета возможности получения максимальной прибыли для данного канала как целого; этот канал включает в свой состав независимые организации, не имеющие явно выраженных лидирующих позиций и чаще всего подверженные конфликтам. Вертикальная марке-тинговая система (ВМС) – структура канала распределения, в которой производители, оптовые и розничные торговцы действуют как единая система. Выделяют корпоративные ВМС, договорные ВМС и административные ВМС. В последних согласованность действий обеспе-чивается за счет авторитета и влияния одного из участников канала. Корпоративная вертикальная марке-тинговая система объединяет последовательные стадии производ-ства и распределения под одним владельцем, который осуществляет общее руководство каналом. Например, компании больших продовольственных магазинов имеют мощности по производству льда и мороженого, разливочные линии различных напитков, пекарни; вся эта продукция поставляется в магазины данной компании. Договорная вертикальная маркетинговая систе-ма состоит из независимых производственных и распредели-тельных организаций разных уровней системы, связанных договорными отношениями в целях большей экономии или лучших коммерческих результатов, чем это можно было бы получить, действуя в одиночку. Договорные вертикальные системы бывают трех типов: добровольные цепи под эгидой оптовиков, кооперативы розничных торговцев и франшизные организации. Добро-вольная цепь под эгидой оптовика – договорная вертикальная марке-тинговая система, в которой оптовик организует добровольные цепи независимых розничных торговцев с целью помочьим в конкуренции с крупными распределительными сетями. Кооператив розничных торговцев – группа независимых розничных торговцев или магазинов розничной торговли, объединившихся для централизованных совместных закупок, ведения общего складского хозяйства и проведения общей политики в области закупок и продвижения продукта. Члены кооператива закупают большинство их товаров через кооператив, планируют совместную рекламную кампанию. Прибыль каждого члена пропорциональна объему сделанных им закупок. Через кооператив могут производить закупки также и розничные торговцы, не входящие в его состав, однако они не имеют своей доли в прибыли кооператива. Во франшизной организации участник канала, именуемый держателем привилегий, связывает несколько этапов производственно-сбытового процесса. В основе деятельности договорной вертикальной маркетин-говой системы данного типа лежит метод организации производственно-сбытовой деятельности, основанный на предоставлении привилегии на производство и/или сбыт продукции одним из членов канала распределения другому, именуемый франшизой. Под горизонтальной маркетинговой системой понимается соглашение между несколькими организациями одного уровня канала распределения о совместных действиях с целью использования появляющихся при этом новых маркетинговых возможностей. В рамках такого соглашения организа-ции могут объединить свои капиталы, производственные и маркетинговые ресурсы. Участниками соглашения могут быть как неконкурирующие, так и конкурирующие организации.
Прямой канал товародвижения (прямой маркетинг) 0-ой уровень: производитель; потребитель. Косвенные каналы товародвижения (косвенный маркетинг) 1-ый уровень: производитель; розничный продавец; потребитель. 2-ой уровень: производитель; оптовый торговец; розничный торговец; потребитель. 3-ой уровень: производитель; оптовый торговец; мелкооптовый торговец; розничный торговец; потребитель. Предприятие одновременно может осуществлять и прямой (0-ой канал) и использовать косвенные каналы товародвижения или сбыта. Каналы товародвижения выполняют следую-щие основные функции: -несут риски и издержки по товародвижению; -устанавливают контакты с потреби-телями; -проводят переговоры; -осуществляют послепродажный сервис, доработку товара, транспор-тировку. Чем меньше посредников, тем больше расходов несёт предприятие по выполнению функций товародвижения (создания запасов, обеспечение их хранения, обработка, реализация), и тем большая часть прибыли остаётся. Чем больше посредников использует предприятие, тем меньше контактов с потреби-телями, ниже степень контроля на структурой маркетинга.
На выбор канала товародвижения влияет:а) тип и особенности товара, например: -дорогие товары сбываются без посредников, в этом случае вся прибыль остаётся у предприятия; -наукоёмкие товары с целью удержания секретов стараются реализовать напрямую; -сезонные товары, требующие длительного хранения, реализуются через оптовых торговцев; -товары, подверженные моде, требуют быструю обратную связь, поэтому сбываются через магазины фирмы; б) характер рынка, например, если рынок: -очень ёмкий, то используются крупные оптовые торговцы; -высокой плотности распределения потребителей, то сбыт осуществляется в специализирован-ных магазинах; - с высоким уровнем дохода, то проводятся индивидуали-зированные продажи; в) объём сбыта;г) издержки организации товародвижения. Канал нулевого уровня целесообразен, если: -товар не требует дополнительной складской обработки; -товар производится по спецификациям; -товар сопровож-дается сложным послепродажным сервисом; -потребитель товара сконцентрирован; -высокие затраты прямого маркетинга покрываются. Воспользоваться одноуровневым каналом имеет смысл, если: -товар не требует складской доработки; -товар не сопровождается сложным техническим обслуживанием; -отсутствуют средства для организа-ции собственных подразделений по сбыту; -товар предназначен для использования в одной – двух производственных отраслях. Многоуровневые каналы сбыта используют, если: -объёмы реализации товара большие; -требуется складская доработка; -товар используется во многих отраслях; -потребитель не сконцентрирован; -коньюктура рынка не устойчива.
Позиционирование товара
Позиционирование товара - это определение его особенностей, характерных черт, отличающих его то аналогичных товаров-конкурентов. Позиционирование товара на избранном участке - это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте. После определения целевого сегмента рынка необходимо изучить свойства и образ продуктов конкурентов, принять решение о позиционировании своего товара на рынке. Цель позицио-нирования товара - максимально приблизить товар к потребителю с помощью оптимального размещения товаров в рыночных пространстве. Специалисты в области рекламы применяют термин "позицио-нирование" в отношении выбора в товарной выкладке, например, в витрине. Если сегментирование дает характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предпочтений, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести. Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и соотношение этих факторов. Оценка предприятием своих товаров на рынке может расходиться с мнением покупателей по данному вопросу. Задача маркетинга - убедить покупателя приобрести данный товар по цене, соответствующей высокому качеству. Позиционирование вклю-чает комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что речь идет товаре, созданном специально для них, чтобы они идентифицировали товар со своим идеалом. При этом возможны разнообразные подходы и методы, например, позиционирование на базе определенных преимуществ товара, на основе удовлетворения специфических потребностей или специального использования; позиционирование через определенную категорию потребностей, уже купивших товар, или путем сравнения; позиционирование с помощью устойчивых представлений и т.д. Позиционирование не может быть связано с обманом и дезинформацией потребителя; это может сойти один раз, после чего производителя ждут неудачи и потери. Прежде чем решить вопрос о позиционировании своего товара, изготовителю необходимо определить позиции товаров - конкурентов и стоящих за ними производителей. Это позволит, как отмечает Ф. Котлер, выбрать два возможных направления позицио-нирования. Первое - позиционировать себя с одним из действующих конкурентов и приступить к действиям за долю рынка. Предприятие может осознанно пойти на это, исходя из следующего: оно может создать более конкурен-тоспособный товар, чем конкурент; рынок достаточно емкий, чтобы вместить несколько конкурентов; предприятие располагает более значительными, чем у конкурента ресурсами; избранная позиция наиболее полно отвечает конкурентным возможностям пред-приятия. Второе направление - создать изделие, не имеющее аналогов на рынке, что позволит предприятию "завоевать" потреби-теля в отсутствие конкуренции. Однако до того, как принять такое решение, руководство предприятия должно убедиться в наличии: - технических возможностей уникаль-ного продукта; - экономических возможностей создания и производства в границах обосно-ванного уровня цен; - достаточного (чтобы позволить прибыльных сбыт) числа потенциальных покупателей, предпочитающих такого рода продукт. Положительный ответ на эти условия означает, что производитель нашел перспективную "нишу" на рынке и готов принять соответствующие меры по ее заполнению.