Товарный рынок (ТР): определение, понятия.

ТР - сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой опр.признаками произ-го или потреб-го характера.

Основа подобной классификации – материально-вещественная форма товара.

Уровни детализации: а) ощегрупповой: продукты питания; виноводочные и табачные изделия; непрод-ые товары; услуги. Б)групповой: радиотовары, мебель, одежда. В)видовой(по видам товаров в каждой группе): телевизоры, мужские пальто, платья легкие.

Один из важных признаков ТР – территориальный охват. Анализ рынка проводится в рамках внутреннего (совокупного), внешнего (мирового), регионального (опр.тер-го подразделения).

Класс-я по характеру конечного исп-я т-а: 1. рынок т-в потреб.назначения (индивид.вкусы и желания). 2. произ.назначения.

Класс-я товарного рынка может проводиться и по способности товаров удовлетворять потребности опр.групп потребителей: рынок мужской, женской одежды, рынок товаров для спортсменов, туристов, охотников и т.п.

ТР могут быть выделены по срокам исп-я товаров: товары длительного пользования, среднего срока пользования, краткосрочные (одноразовые). Специфика такой классификации товаров особенно важна для процесса реализации продукции, поэтому при исследовании этих рынков особое внимание уделяется изучению наиболее эффективных методов сбыта и распределения конкретных товаров.

19. Рынок сбыта отдельного товара: объект и предмет исследования.рисунок

Рынок сбыта продукции - это часть рынка (совокупного, регионального), в пределах которой осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка. Рынок сбыта отдельного товара можно условно разделить на несколько частей: потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент); знают о товаре, но не приобретают его; приобретают продукцию конкурентов; приобретают нашу продукцию (конкретного предприятия).

Объект исследования товарных рынков представляет ту совокупность населения, которая является объектом наблюдения (население страны, отдельного региона, города, отдельные половозрастные группы потребителей). Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных соц-х и эк.условиях.

Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение.

Рыночные проблемы по масштабу можно разделить на общие и частные. Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределах всего рынка (результат нарушения народнохозяйственных пропорций, инфляции и миграции населения). Частные рыночные проблемы характеризуются несоответствием спроса и предложения на рынке отдельных товаров.

Важным требованием к исследованию товарных рынков является дифференцированный подход, позволяющий учесть особенности отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей.

20. Модель изучения товарной структуры рынка (рисунок)

Системный сбор, обработка и анализ инфо о состоянии рынка - одно из осн.требований к рыночному исследованию.

Комплексный, системный подход - необходимость всестороннего изучения элементов рынка в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Дифференцированный подход - учитывать особенности отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей.

Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. 3 уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэк-й, отраслевой и товарный.

Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Различают информацию: общую (рын.ситуация в целом), коммерческую (из документации пред-я по ?-м сбыта), специальную (опросы, выставки).

Главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка — создание системы показателей, позволяющих получить кол-ую и качественную характеристики особенностей развития спроса населения и товарного предложения (произ-во товаров в ассортименте; изменение доли рынка, занимаемого пред-м; динамика цен).

Определение емкости рынка является одной из главных задач рыночного исследования. Под емкостью - возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении различных цен. Результатом работы по определению емкости рынка должен явиться обзор состояния рынка и формирующих его факторов, а также многовариантный прогноз развития.

Наши рекомендации