Исследование конкурентоспособности организации в целом.

Исследование конкурентоспособности организации в целом.

Сегментация рынка.

29. Анализ рыночных возможностей предприятия.

30. Отбор целевых рынков. Выбор целевых сегментов рынка график

Выбор позиции на рынке.

Процессуальность в маркетинге.

Разработка комплекса маркетинга.

34. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.(СХЕМА)

35. Продукт как элемент комплекса маркетинга.

Товарный ассортимент

37. торговая марка

38. Упаковка товара

39. Новый товар. Управление разработкой нового продукта

40.конкурентосп-ть и качество товара.

41.Понятие цены.

42.Ценообразующие факторы.

43.Виды цен и особенности их применения.

44.Структура сцены.

45.Задачи ценовой политики

46.Этапы процесса ценообразования

47.Сбытовая политика

48. Выбор стратегии и тактики сбыта

49. Каналы распределения: функции, уровни. Выбор канала распределения товара

Оптовая и розничная торговля.

51.Типы розничных торговых посредников

52.Типы оптовых коммерческих посредников

53. Эффективность канала сбыта.

Задачи сбытовой политики.

Формирование сбытового канала

Формирование решений

57. Понятие коммуникаций, их система, средства коммуникаций в маркетинге и их особенности

Контакт с клиентом

59. Реклама: понятие, функции виды. Особенности современного рекламного процесса. Модель потребительского восприятия рекламы.

Стимулирование сбыта

Персональная продажа

Пиар

Спонсорство

Управление комуникациооными каналами

Структура продвижения

Бюджет продвижения

67. Управление кампаниями маркетинговых коммуникаций.

среды.

68. Разработка стратегии компании: стратегия обращений и стратегия размещения обращений – медиастратегия.

Каналы комуникации

70. Организация, контроль и анализ осуществленной кампании (коммуникативной и финансовой эффективности).

Проблемы и перспективы ЭК

Интернет как ср-во

73.Интернет и маркетинг

74. Предприятия и потребители информационных услуг и степень их вовлеченности в среду Интернет.

Потребитель в среде маркетинга.

76. Структура плана маркетинга и последовательность его разработки. Основные подходы и этапы планирования. Основные принципы планирования маркетинговой деятельности.

77. Стратегическое планирование маркетинга

78.Текущее планирование

79. Бизнес-план (БП).

80. Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия. Цель и задачи коммерческой деятельности.

Принципы ком.деят-ти фирмы

Виды торговых операций

Ф-и ком.деят-ти в торговле

84. Внутренняя и внешняя среда коммерческой деятельности в торговле.

85. Социально-экономическая сущность управления в торговле. Методология управления.

86. Принципы управления коммерческой деятельностью предприятия.

87. Методы управления коммерческой деятельностью.

88. Функции и структура управления торговых предприятий.

89. Планирования коммерческой деятельности предприятия. Бизнес-планирование.

90. контроль маркетинговой деятельности. Виды.

91. Контроль реализации стратегии, миссии фирмы, ее целей и задач.

92. Контроль выполнения годовых планов.

Основные понятия и функции маркетинга

Ф-ии:

1. Покупка товара; 2. Продажа и сбыт; 3. Содействие продажам (оформление витрины, выставки); 4. Реклама – целенаправленная инфо, распространяемая известным ясно-названным источником в оплаченное время или на оплачиваемом месте; 5. Работа по связям с общественностью – д-ть, с помощью которой фирма пытается добиться благоприятного отношения общественности к себе; 6. Транспортировка – перемещение товара от произ-ва к потребителю; 7. Стандартизация – описание соответствия продукта принятым стандартам; 8. Маркет-е финансирование – облегчение процесса оплаты того, что покупатель хочет приобрести с помощью кредита или рассрочки платежей; 9. Внесение риска – обеспечение защиты от риска или минимизации риска, связанное с изменением цен, угрозой порчи или ухудшения качества товара; 10. пред- и послепродажное обслуживание – обеспечение клиента инфо, деталями, сервисом и специалистом.

Основные понятия:

Нужда – чувство нехватки, ощущаемое человеком чего-либо.

Потребность– надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он ее или заменяет, или снижает уровень своих запросов. Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе опред-их поведение потребителей на рынке.

Запросы– те потребности, которые подкреплены в покупательной способности ч-ка.

Товары– все, что может удовлетворять потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения и исп-я.

Обмен– акт получения какого-либо желаемого потребителем объекта с предложением чего-либо взамен.

Основная единица измерения обмена– Сделка – коммерческий обмен между 2мя сторонами.

Рынок– сов-ть существующих и потенциальных покупателей товара (рынок труда, страховой, товарный, фин-й и т.д.)

Маркетинг – чел.д-ть, направленная на работу с рынком ради осуществления обмена.

Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.(СХЕМА)

Включает: 1– выработку стратегии; 2– осуществление планирования своей Дея-ти и контроля над деят-ю фирмы.

Выработка стратегии предполагает изучение макро- и микросреды фирмы.

Макросреда включает ряд факторов: 1.демографический (рожд-ть, старение)2. природный – дефицит сырья, дорожание электроэнергии, загрязнение окр.реды. 3.эк-й. 4. научно-технический. 5.пол-й. 6.культурный.

Микросреда функц-ия фирмы включает элементы: поставщик, посредники (продвижение и сбыт), клиентура (1. потребительский рынок; 2. рынок производителей; 3. рынок промежуточных продавцов; 4. рынок гос. учреждений; 5. международный рынок), конкуренты, контактная аудитория.

К контактным аудиториям относятся любые группы людей, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации (финансовые круги, СМИ, гос. учреждения, от которых зависит издание законов, гражданские группы действий (национальные меньшинства, защитники окр. среды), местные контактные аудитории (общественные организации, местные жители), широкая публика, внутренние контактные аудитории (собственные рабочие, служащие).

Маркетинговая стратегия предполагает осуществление страт.планирования. Этот вид планирования очень похож на долговременное планирование, однако в отличие от последнего связано с инновационной деят-ю, нередко с переформулированием миссии организации, с экспансией на новые рынки, т. е. диверсификацией производства и сбыта товаров.

Стратегическое планирование опирается на четко сформулированную программу фирмы. Этапы: задачи и цели фирмы, планы развития хоз.портфеля фирмы, стратегия роста фирмы

Фирме нужно контролировать проводимые ею мероприятия, чтобы быть уверенной в конечном достижении целей маркетинга. Можно выделить 3 типа маркетингового контроля:

1) Контроль за исполнением годовых планов. Его задача – убедиться, что фирма выходит на все показатели, заложенные в годовой план.

2) Контроль прибыльности заключается в периодическом анализе фактической прибыльности по различным товарам, группам потребителей, каналам сбыта и объемам заказов.

3) Контроль за исполнением стратегических установок предполагает периодическое «отступление назад» для критической оценки общего подхода фирмы к рынку.

Товарный ассортимент

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал опр.сов-ть товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.

Товарный ассортимент – вся сов-ть изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку. Она включает в себя вид товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функц-ми особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень классификации.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции – построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предпочтения, учитывающих, с одной стороны, потребительские требования определенных сегментов, а с другой стороны, необходимость рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек.

Как свидетельствует практика, ассортимент может быть сформирован различными методами – в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач изготовителей. Характеристика товарного ассортимента включает в себя:

1. широту – общее количество ассортиментных товаров у производителя;

2. насыщенность – общее число составляющих ассортимент конкретных товаров;

3. глубину – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;

4. гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей.

Планирование ассортимента – это воплощение уже имеющихся и (или) потенциальных технических и материальных возможностей в товары, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя.

Торговая марка

Марка - знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для узнавания товаров или услуг и отличие этих товаров от товаров конкурентов. Марка включает марочное имя, марочный знак и товарный знак

Марочное имя (название) - часть марки, которую можно произнести ("Эйвон").

Марочный знак (логотип) – часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести (билайн – полосатый шар).

Товарный знак – марка или ее часть, защищенная юридически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя или марочный знак.

Торговая марка может быть словесной, изобразительной, комбинированной, звуковой и т.д.

Перед производителем, принявшим решение о переводе своего товара в разряд марочных, открыто три пути:

1)товар можно выпустить на рынок под маркой самого производителя (общенацион-я).

2)производитель может продать товар посреднику, который присвоит ему свою "частную" марку.

3) производитель может продавать часть товаров под своей собственной маркой, а остальные - под частными марками.

Стратегия расширения границ марки – попытка использования имеющего успех марочного названия при выведении на рынок модификаций товара или товаров-новинок. Расширение границ марки помогает производителю сэкономить средства на продвижение нового марочного названия и обеспечивает новому товару узнаваемость. Но если новинка не понравится, это может изменить в худшую сторону отношение потребителей ко всем товарам этой марки.

Многомарочный подход – использование продавцом двух или более марок в одной товарной категории (больше выбор)

Рекламоспособность Торговой марки хар-ся: новизной идеи, эстетичностью, ассоциативностью, узнаваемым цветом, способностью к адаптации.

Упаковка товара

Многие товары, предлагаемые на рынке должны быть обязательно упакованы. Упаковка – оболочка товара. Она может быть одно- и многослойной. Внутренняя упаковка – непосредственное вместилище товаров Внешняя упаковка защищает внутреннюю упаковку и удаляется при подготовке товара к непосредственному использованию. Неотъемлемая часть - маркировка и печатная информация с описанием товара.

Повышение роли самообслуживания предполагает, что теперь упаковке приходится выполнять множество задач в сфере продажи.

Функции упаковки: - вмещение товара; - облегчение исп-я товара; - средство коммуникации с потребителем; - содействие работе каналов сбыта; - средство формирования образа новой продукции.

Любая упаковка требует расходов, связанных с производством товаров. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости товара.

Созданию упаковки должно предшествовать формирование ее концепции. Формируя концепцию, определяют осн.функции упаковки, затем принимают решение о размере упаковки, материале, из которого она будет изготовлена, цвете, текстовом оформлении, наличии товарного знака.

После разработки конструкции упаковки проводят серию испытаний: технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям «нормальной» эксплуатации; испытания на внешний вид – выявить, считают ли посредники, что упаковка удобна при грузообработке; испытания на потребителе – установить их отношение к новинке.

Выбрав и представив упаковку, компания должна регулярно ее проверять на соответствие меняющимся вкусам покупателей и технологическим новшествам.

Упаковка является не только «визитной карточкой» продавца, но и важным инструментом рекламы, средством формирования спроса и его стимулирования. Упаковка не может быть ничем заменена и экономит гораздо больше средств, чем затрачено на ее разработку.

Эффективность канала сбыта.

При рассмотрении формирования каналов товародвижения проводится: выбор системы каналов; работа с посредниками; анализ факторов, влияющих на выбор канала. Формирование каналов товародвижения предусматривает: 1. Вариант прямого сбыта товара по модели «предприятие - конечный потребитель»;

2. Вариант сбыта товаров через посредника;

3. Вариант сбыта товаров через многоуровневую систему посредников;

4. Вариант сбыта товаров через смешанные каналы и т.п.

Выбор варианта канала товародвижения требует глубоко анализа конкретной ситуации и тех факторов, которые оказывают на их выбор: объемы сбыта товаров; особенности и свойства самого товара;

тип и характер рынков сбыта; издержки на организацию канала; в какие сроки надлежит реализовать товар; какова удаленность потребителей от предприятия - производителя товара и т.п.

Эффективность определяется отношением вероятного эффекта от использования того или иного канала сбыта к затратам на создание и эксплуатацию этого канала. Применяется комплексная оценка каналов сбыта. Цель применения этой методики – выработать планирование продаж по каналам сбыта на основании полной информации о перспективности того или иного канала.

Работу с каналами сбыта необходимо начинать после того, как определена рыночная ориентация компании, т.е. определены основные целевые группы клиентов, стратегия развития и поведения на рынке.

В первую очередь, нужно составить перечень каналов сбыта. Особое внимание необходимо обратить на количество каналов сбыта: зачастую компании упускают из поля зрения два – три канала, которые также могут дать увеличение продаж.

Далее необходимо определить критерии оценки. Работу с каналами сбыта необходимо начинать после того, как определены основные целевые группы клиентов, стратегия развития и поведения на рынке.

После этого проводится оценка каналов. Наиболее часто используются критерии: 1. Прибыльность каналов. 2. Степень их соответствия требованиям потребителей. 3. Управляемость, т.е. возможность дальнейшего контроля за движением товаров и ценами. 4. Уровень конкуренции за возможность работы с каналом. 5. Перспективность каналов с точки зрения долгосрочных тенденций.

Учитывая специфику бизнеса компании, уровень конкуренции на ее рынке и ряд других факторов выделяют дополнительные параметры оценки: объем продаж; процент продаж целевым клиентам; темпы роста продаж; оборачиваемость товарных запасов; средний уровень товарных запасов; востребованность дополнительных сервисных услуг, предоставляемых поставщиком. По каждому из критериев необходимо определить систему баллов, которая бы отражала, насколько критерии выражены (используется 10-ти балльная шкала оценки или весовой коэффициент по каждому критерию). Каналы с наиболее низкими показателями следует закрыть и перенаправить поток товаров в другие, более перспективные каналы сбыта.

Таким образом, эффективность канала сбыта товара (транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к оптовым и розничным торговым звеньям, предпродажная подготовка и собственно продажа товара) представляет систему экономически эффективных мероприятий, начиная от обоснования эффективности вида транспорта и заканчивая обоснованием эффекта от личного общения продавца и покупателя.

Личная продажа — предполагает личный контакт продавца с покупателем, взаимодействие, общение с покупателем, в процессе которого устно представляются потребительские хар-ки товара, и заключается совместное решение о возможности (невозможности) сделки, купли-продажи товара.

5. Прямой маркетинг. Его можно охарактеризовать, как личную продажу, которая с помощью развития новых средств, мультимедиа технологий была перенесена из сферы производственных товаров в сферу потребительских (продажа по каталогам, телефонный маркетинг и телевиз.маркетинг, почта, Эл.почта).

Понятие и виды рекламы.

Под рекламой понимают средство коммуникации, позволяющее фирме передать сообщение потенциальным покупателям, прямой контакт с которыми не установлен. Прибегая к рекламе, фирма создает имидж марки и форми­рует капитал известности у конечных потребителей, добиваясь сотруд­ничества со стороны торговцев. С помощью рекламы осуществляется комму­никационная стратегия втягивания. Для рекламодателя цель рекламы - довести информацию до потре­бителей и добиться их расположения с целью расширения спроса на товар. Потребителю реклама позволяет сэкономить время и средства при выяснении заявленных отличительных свойств товара. С точки зрения применяемых средств различают классическую рекламу в средствах массовой информации, прямую рекламу (рекламное письмо), рекламу в местах продажи (распреде­лении проб, использовании дисплей-материала), индивидуальную рекламу и персональную продажу, также дополняется реклама в новых средствах инфор­мации (телефакс, видеотекст, кабельное и спутниковое телевидение, кабельное радио, компьютерные сети).

Существуют следующие виды стилей рекламы:

- Реклама имиджа, т. е. подобная реклама сфокусирована на товар с целью сформировать отношение покупателя к данной марке. Такая реклама подразумевает оценку только в долгосрочной перспективе.

- Побуждающая реклама. Здесь, в отличие от предыдущего типа, главной задачей является воздействие на поведение, а не на отношение покупателя. Сообщение должно подтолкнуть к покупке, так что его эффективность краткосрочна: она оценивается по уровню про­даж.

- Интерактивная реклама. Представляет собой персонализированное рекламное сообщение, ставящее целью установление диалога с потенциальным покупателем пу­тем поощрения его отклика. Цели: создать имидж и одновременно добиться измеримого.

- Спонсорство и меценатство.

Кроме того, выделяют рекламу продукта и рекламу фирмы, осуществляется деление по объекту рекламного обращения. В первом случае выделяются особые ка­чества продукта, во втором - через указания, например, на величину предприятия и его мировые связи делается попытка добиться доверия покупателей для всей производственной программы предприятия.

Функции рекламы.

Обычно принято выделять четыре основных функции рекламы: экономическую, социальную, маркетинговую и коммуникационную.

1. Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде всего, к стимулированию сбыта и наращиванию объемов прибыли от реализации некой продукции за определенную единицу времени. Реклама информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человека к их приобретению. И чем больше людей откликнулось на рекламу, тем, в конечном счете, лучше для экономики и экономического благосостояния общества.

2. Социальная функция. Рекламная информация оказывает огромное воздействие на формирование массового общественного сознания и сознание каждого индивидуума, ей внимающего. Обращенная к потребителям, помимо собственно рекламирования той или иной продукции, реклама:

· Способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает определенное влияние на характер общественных отношений;

· Вызывает к потребительским инстинктам людей, побуждая их к повышению уровня своего благосостояния;

· Определенным образом способствует повышению культуры потребления - ведь сравнивая различные товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно лучшее.

3. Маркетинговая функция. Как известно, реклама - важная составляющая маркетинга, или, составляющая продвижения механизма продукта. Реклама всецело подчинена задачам маркетинга, преследующего в качестве конечных полное удовлетворение потребностей покупателя в товарах и услугах.

4. Коммуникационная функция. Реклама также являет одну из специфических форм коммуникации. Она призвана выполнять и соответствующую - коммуникационную функцию, связывая воедино посредством информационных каналов рекламодателей и потребительскую аудиторию.

Типы рекламы

Торгово-розничная реклама - пример рекламы иного рода, носящей преимущественно локальный характер. Реклама подобного типа сосредоточивается на конкретном объекте производства или реализации продукции: это может быть какое-то сервисное предприятие или торговая точка. Главная задача торгово-розничной рекламы - стимулирование притока потенциальных покупателей посредством их информирования о месте и основных условиях предоставления тех или иных товаров или услуг.

Политическая реклама - один из самых заметных и наиболее влиятельных типов рекламы. Задача политической рекламы заключается в побуждении аудитории - голосовать за определенное решение (как, например, на референдумах и плебисцитах) или за определенного кандидата (как на выборах). По своей сути политическая реклама в большей степени сходна с рекламой торговой марки - с той лишь разницей, что вместо притягательного имиджа последней посредством такой рекламы формируется позитивный образ политика или, скажем, выносимого на референдум законопроекта.

Адресно-справочная реклама - разновидность торгово-розничной рекламы. Основное отличие адресно-справочной рекламы - предоставление минимально необходимой информации о предлагаемых рекламодателем товарах и услугах, зачастую сводящихся лишь к указанию группы товаров (виду услуг), адресу и телефону их производителя (реализатора). Задача такой рекламы заключается в предоставлении максимального количества коммерческой информации сразу нескольким, подчас перекрывающимся, группам потребителей. Распространяется она чаще всего в виде специализированных, как правило, ежегодных печатных изданий (справочников типа «Синие страницы», «Золотые страницы», «Желтые страницы Калининграда -2002» и т.п.).

Реклама с обратной связью - еще одна разновидность торгово-розничной рекламы, тот ее тип, который предполагает обмен информацией с потенциальным потребителем. Наиболее известной формой подобной рекламы является директ-маркетинг, то есть прямой маркетинг или, точнее (если иметь в виду прежде всего распространение рекламной информации), прямую почтовую рассылку последней по конкретным адресатам, представляющим собой наибольший интерес для рекламодателей и рекламораспространителей в качестве вероятных покупателей (например, в форме каталогов).

Корпоративная реклама (другое название - институциональная) - также своего рода разновидность, но не одного из уже описанных типов рекламы, а, скорее, представляя специфическую форму связей с общественностью. Такая реклама почти никогда не содержит рекламной информации (в общепринятом понимании этого слова) и служит для подготовки и последующего склонения части общественного мнения (определенного сегмента покупателей) к точке зрения рекламодателя.

Бизнес-реклама, или, точнее (в русскоязычном варианте), профессионально-ориентированная реклама - та ее часть, которая предназначена для распространения среди групп населения, сформированных по своей принадлежности к тому или иному роду занятий. Причем это вовсе не обязательно лишь те, кто имеет непосредственное отношение к производству и реализации рекламируемых товаров и услуг (как то оптовые и розничные торговцы, дистрибьютеры и т.п.) - содержание подобной рекламы представляет большой интерес и для высококвалифицированных специалистов - например, программистов, работников автосервиса, высшего образования, юристов, организаторов бизнеса и т.п., поскольку рассказывает этим людям о вещах, интересующих их именно с профессиональной точки зрения.

Распространяется профессионально-ориентированная реклама преимущественно через специализированные издания (как правило, журналы и бюллетени). При этом она чаще всего не носит прямого характера и преподносится в виде пресс-релизов, аналитических, обзорных материалов и т.п.

Общественная, или социальная реклама, в отличие от бизнес-рекламы, сориентирована на аудитории, объединенные преимущественно по своему социальному статусу - например, матери-одиночки, бездетные семейные пары и т.д.

При выводе бизнеса в среду Интернет важно выявить потребителя, оценить емкость рынка и осознать, удовлетворению каких потребностей отвечает товар или услуги предприятия, насколько он соответствует потребностям аудитории или насколько полной целевой сегмент потребителей представлен в Интернет.

Рынок характеризуется различным спросом на те или иные товары и услуги. Естественно, что на разных этапах жизненного цикла товара спрос на один и тот же товар различен. Фирма должна не только различать этапы жизненного цикла и, соответственно, разные состояния спроса, но и уметь их прогнозировать. Это позволяет не только предотвратить финансовые потери, но и получить прибыль в любой ситуации на рынке.

Различают следующие состояния спроса и соответствующие им маркетинговые стратегии:

▶Отрицательный спрос - анализ причин неприязни потенциальных потребителей к товару, изучение возможностей изменения отношения потребителей (например, путем переделки товара, изменения его рекламного образа и т.д.).

▶Отсутствие спроса - исследование возможностей увязки выгод, присущих товару, с потенциальными нуждами потребителей.

▶Скрытый спрос - выявление скрытых потребностей, оценка емкости потенциального рынка и разработка новых товаров или услуг, способных удовлетворить этот спрос.

▶Падающий спрос -определение причин падения спроса, изучение возможностей стимулирования сбыта, например, путем изменения образа товара, снижения цены, поиска новых рынков, переделки товара и т.д.

▶Полноценный спрос – т.е.объем потребностей покупателей соответствует возможностям фирмы. Наилучшая маркетинговая стратегия - поддержание достигнутого уровня спроса, несмотря на меняющиеся рыночные условия.

▶Чрезмерный спрос - увеличение производства, повышение цены. Иногда целесообразно снижение спроса (например, чтобы не вызвать недовольства невозможностью удовлетворения спроса всех потребителей) путем уменьшения объема рекламы, снижения усилий по стимулированию сбыта и т.д.

Если фирма предлагает широкий ассортимент товаров, то естественно, что состояние спроса на каждый из них будет различным, поэтому выработка индивидуальной стратегии для каждого товара (или группы товаров) представляется наиболее правильным подходом.

Интернет может быть эффективно использовано для проведения маркетинговых исследований. Интернет позволяет проводить как первичные маркетинговые исследования, основанные непосредственно на первичных данных, полученных в рамках проведения фирмой маркетинговых исследований в Интернет, так и вторичные маркетинговые исследования, основанные на данных, опубликованных в Интернет или на другой информации, косвенно затрагивающих область проводимого фирмой исследования. Интернет может использоваться для исследования товарных рынков, для изучения фирменной структуры рынка или для изучения потребителей. Исследование товарной структуры рынка основывается на сборе информации, представленной на Web-серверах компаний с ее последующей обработкой методами, применяемыми при традиционных маркетинговых исследованиях, а также на сборе и анализе опубликованной в Интернет информации. В качестве методов для нахождения необходимой информации фирмами можно выделить следующие: поиск информации с использованием поисковых машин, поиск в Web-каталогах, использование «желтых страниц», поиск с использованием тематических Web-серверов. Методов проведения исследований: анкетирование посетителей Web-сервера (премирование или оплата за заполнение анкеты, например, начисление бонусов на счет клиента, цифровые купоны (скидки при покупке), небольшие подарки), опрос с улучшенным показателем возврата (из-за небольшого количества вопросов), проведение опросов в телеконференциях,анализа статистики посещений Web-сервера.

76. Структура плана маркетинга и последовательность его разработки. Основные подходы и этапы планирования. Основные принципы планирования маркетинговой деятельности.

Планирование маркетинга – логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятн. условиях выполнения плана. Эта деятельность является элементом более общего понятия – система планирования маркетинга, включая помимо разработки плана маркетинга также его реализацию и контроль.

План маркетинга разрабатывается для каждой организации и охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков; он может быть ориентирован на отдельные группы потребителей. План маркетинговой деятельности включает следующие разделы:

- продуктовый план (что, в каком количестве и в какое время будет выпускаться);

- разработка новых продуктов;

- план сбыта – повышение эффективности сбыта;

- план продвижения и рекламной работы и стимулирования продаж;

- план функционирования каналов распределения (тип и число каналов, объем поставок, управление каналами);

- план цен, включая изменение цен в будущем;

- план маркетинговых исследований;

- план функционирования физической системы распределения 9хранение и доставка товаров потребителям);

- план организации маркетинга.

С точки зрения структуры план маркетинга состоит из разделов:

Аннотация для руководства – представлена аннотация главных целей и рекомендаций, включенных в план.

Текущая маркетинговая ситуация – описывает целевой рынок и положение организации на нем. Включает следующие подразделы: описание рынка, обзор продуктов, конкуренция, распределение.

Опасности и возможности – указываются главные опасности и возможности, с которыми продукт может столкнуться на рынке. Оценивается потенциальный вред каждой опасности.

Цели маркетинга – характеризует целевую направленность плана и первоначально формулирует желаемые результаты деятельности на конкретных рынках.

Маркетинговые стратегии – главные направления маркетинговой деятельности, следуя которым организации стремятся достигнуть своих маркетинговых целей. Они включают конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг.

Программа действий – детальная программа, в которой показано, что должно быть сделано, кто и когда должен выполнять принятые задания, сколько это будет стоить. Программа – совокупность мероприятий, которые должны осуществлять маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана.

Бюджет маркетинга – отражает проектируемые величины доходов, затрат и прибыли.

Контроль – характеризует процедуры и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана.

Процесс планирования в компании начинается с определения исходных целей ее развития и деятельности. Исходя из целей и стратегий развития компании осуществляют анализ маркетинговой деятельности, который подразделяются на 3 части: анализ внешней среды маркетинга, внутренний маркетинг деятельности компании и ее система маркетинга: I.Анализ внешней среды маркетинга. II.Детальный анализ маркетинговой деятельности: объем продаж, прибыль; организация маркетинга. III.Анализ системы маркетинга: цели маркетинга; стратегия маркетинга и т.д.

Следующий шаг в разработке плана маркетинга – формулирование предположений, гипотез относительно некоторых внешних по отношению к компании факторов, которые могут воздействовать не ее деятельность.

Следующий этап планирования маркетинга — постановка маркетинговых целей. В качества примера целей маркетинга можно назвать: удовлетворение потребностей потребителей; завоевание конкурентных преимуществ; увеличение объема продаж и т.д.

Руководители маркетинговых служб рекомендуют включать в маркетинговый план не более 6-8 целей. В этом случае при выборе стратегий и разработке оперативных планов легче сконцентрировать внимание на ключевых направлениях действий.

В области продвижения продукта могут быть названы стратегии, характеризующие коммуникации с потребителями и т.д.

Целью планирования маркетинга является определение позиции компании в данный момент, направлений ее деятельности и средств достижения целей.

Совокупность маркетинговых целей, стратегий и мероприятий по их достижению представляет стратегический план маркетинга, который должен на следующем этапе планирования быть доведен до рабочих плановых документов, т.е. осуществлено оперативно-календарное планирование.

Далее разрабатывается бюджет маркетинга, составление которого помогает правильно расставить приоритеты между целями и стратегиями маркетинговой деятельности, принять решения в области распределения ресурсов, осуществить эффективный контроль. Затраты на осуществление отдельных элементов маркетинга, представленных в бюджете, выводятся из детального маркетингового плана.

Бюджет маркетинга детализируется для различных групп товаров и потребителей (целевых рынков).

Исследование конкурентоспособности организации в целом. - student2.ru

77. Стратегическое планирование маркетинга

Стратегическое планирование с точки зрения временного фактора (значительная продолжительность – 10-20 лет) очень похоже на долговременное планирование. Но, в отличие от последнего, связано с инновационной деятельностью, нередко с переформированием миссии фирмы, экспансией на новые рынки, т.е. диверсификации производства и сбыта товаров.

Стратегическое планирование – управленческий пр<

Наши рекомендации