Оборудование и материалы (упражнения)
1. Сортировка природного материала
2. Перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие
3. Пересыпание из кувшинчика в кувшинчик
4. Пересыпание ложкой
5. Просеивание
6. Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками
7. Перекладывание ложкой
8. Забивание гвоздиков в глину
9. Механическая кофемолка (шарманка)
10. Мельница для песка (манки)
11. Ящик для рисования на манке
12. Мелкая мозаика
13. Деревянные фрукты на липучках для резания
14. Нанизывание на шнурок
15. Раскладывание бусин пинцетом
16. Проталкивание бусин в отверстия
17. Втыкание кнопок в пробку
Ожидаемые результаты:
Умения | навыки | Потребности |
· Умеет совершать различные виды предметной деятельности: · пересыпание · перекладывание · сортировку · опускание и проталкивание предмета в отверстие · использует инструменты: пинцет, ложку, молоточек и т. д. | · координированная работа руки и глаза · координированная работа обеих рук · осуществление «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев · манипуляция мелкими предметами с помощью пальцев · точные движения кисти · воспроизведение алгоритма сложных действий | · Поддержание порядка · Использование предметов по назначению · Соблюдение точности в действиях · Наблюдение за процессом работы · Завершение работы · Выбор материала. |
5. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С ВОДОЙ
Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым. Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Материал расположен на однотонных подносах для контроля ошибок. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.
Многие материалы этой зоны похожи на общеподготовительные упражнения с водой из группы 3-6. Но для малышей мы упрощаем презентации, не используем стеклянные кувшины. Например, вместо мытья посуды мы можем поставить мытье игрушек (без мыла), использовать только один тазик и существенно упростить уборку. Важно все материалы этой зоны выдержать в определенной цветовой гамме и сделать красивыми и привлекательными. Тряпочки для вытирания воды лучше положить в отдельные корзинки, если они лежат в материале, то для малышей очень велик соблазн бросать их в воду, «стирать».
Оборудование и материалы
1. Клеенчатые фартуки.
2. Полотенца для рук.
3. Полки-столики для размещения материала.
4. Фигуры «аква» для создания композиции на стене.
5. Водяная мельница в тазике.
6. Набор сосудов разных форм для переливания воды.
7. Два тазика и половник для переливания воды.
8. Двойная миска и резиновая груша для переливания воды. Можно использовать двойные миски для кошек, они не опрокидываются и невозможно просто перелить воду из одной в другую. Также для этого упражнения хорошо подойдет пластмассовый футляр для яиц.
9. Две миски (или двойная миска) и губка на подносе для переноса воды.
10. Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.
11. Соломинка и сосуд для выдувания мыльной пены. Сразу мы не можем предложить ребенку это упражнение, сначала нужно убедиться, что ребенок умеет дуть в трубочку. Поэтому сначала мы можем предложить просто дуть на руку, на огонек свечки, в миску с водой.
12. Миска с плавающими шариками, сито.
13. Два кувшинчика для переливания.
14. Кувшинчик и три стаканчика для переливания.
15. Большая пипетка, два сосуда для переливания.
16. Магнитная рыбалка
17. Мытье игрушек (две емкости для игрушек, таз, щетка, полотенце)
18. Ведро с отжимом и швабра для мытья пола.
19. Тряпочки для вытирания со стола.
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | Потребности |
Совершать виды деятельности: · Переливать из одного сосуда в другой · Использовать для переливания различные инструменты: грушу, большую пипетку, губку, половник и т.д. · Вылавливать плавающие предметы с помощью сита. · Прилеплять к стене мокрые плоские фигуры. · Выдувать воздух через трубочку. · Вытирать пол, стол, поднос. · Вытирать руки. · Сбивать пену венчиком. | · Зрительный контроль ошибок. · Координированная работа обеих рук. · Координированная работа руки и глаза. · Ношение сосудов с водой. · Освоение сложных алгоритмов деятельности. · Получение знаний о свойствах предметов и материалов через деятельность и чувственный опыт. | · Поддержание порядка. · Самостоятельной деятельности. · Сформированная потребность в выборе материала. · Сформированная потребность в усложнении задачи. |
ЗОНА ПРОДУКТИВНОЙ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).
Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может начать уже собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки, иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией. Для этого в организации работы мы можем использовать метод проектов, когда общая задача (замысел) определяется взрослым, а дети участвуют в создании общей работы каждый на своем уровне, попутно осваивая разные техники и материалы. Темами таких проектов могут быть осенний парк, город, домашние и дикие животные, подводный мир, зимняя сказка, новогодние елки с игрушками, поляна с цветами и бабочками и т.д. Используются техники пластилиновой живописи и гравюры, пластилиновой мозаики, бумажной мозаики, бумажного витража, живопись поролоновыми тычками, моделирование из бумаги, пальчиковые краски, аппликация, формовка соленого теста, отпечатки на тесте, работа с акварельными карандашами и т.д.
Оборудование и материалы
1. Большой стол для коллективных работ.
2. Мольберт.
3. Полка с материалами.
4. Доска для рисования мелом.
5. Выставка работ. Можно вывешивать работы на сетке или магнитной доске.
6. Вырезанные педагогом простые контуры из бумаги для раскрашивания и составления композиций.
7. Цветные мелки.
8. Восковые мелки.
9. Угольный карандаш.
10. Акварельные карандаши.
11. Пальчиковые краски или акварель
12. Гуашь.
13. Штампики.
16.Материал для резания: ножницы, картонные полоски.
17.Материал для резания овощей.
18. Пластмассовая терка для овощей.
19.Различные материалы для аппликаций и коллажей.
20.Складывание салфеток.
21.Складывание бумаги. Можно использовать контрольные коробочки прямоугольной или треугольной формы.
22. Цветная бумага, картон, гофрированная бумага.
23.Природные материалы (шишки, желуди, чай и т.д.).
24.Ящик для рисования на песке (манке). Его хорошо использовать в упражнениях на дорисовку (например, мама рисует вагончик, а ребенок - колеса)
25. Пластилин . Чтобы освоить пластилиновую мозаику, можно использовать заламинированные изображения: мухомор без точек, дерево без листьев, рыбу без чешуи, божью коровку без точек…Маленькие шарики пластилина прилепляют прямо на пленку, многократно. Вообще цветной пластилин мы используем больше для рисования и формовки, чем для лепки. Лепить лучше из нейтрального однотонного материала. Очень интересно в этом смысле использование стерки-клячки для лепки, вытягивания и т.п.
26. Соленое тесто и формочки.
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | Потребности |
· Оставлять след в виде линий и кругов · Размазывать краски пальцем, создавать цветные пятна · Раскатывать колбаски и шарики из теста и пластилина · Резать полоску бумаги · Приводить в порядок инструменты и рабочее место · Составлять простейшие композиции · Различать цвета · Заполнять вырезанный из бумаги контур · Рисовать узнаваемые образы | · Работать с предметами, оставляющими след: карандаш, мелки, уголь · Использовать пальчиковые краски · Использование инструментов, видоизменяющих материалы и предметы (ножницы, нож, стеки и т.д.) · Получение первоначальных знаний о свойствах художественных материалов через действия с ними | · Заполнять «рисунком» все предоставленное пространство · Рассматривать изображение · Сформированная потребность в завершении и оформлении работы · Сформированная потребность в продуктивной деятельности · Потребность в общении с другими членами группы |
5. ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к трем годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.
В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна обеспечивать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев.
Стоит обратить внимание на то, что это и время возникновения многих детских страхов. Зачастую ребенок, запомнив слово, не понимает его смысла и придумывает заменяющий его образ. Иногда – пугающий, как всё непонятное. Именно поэтому важно использовать классификации, добавление новых слов к группе уже известных и понятных.
Основной формой работы взрослого в этой зоне является трехступенчатый урок для расширения словарного запаса с классификацией.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ.
1. Все предметы окружающей среды.
2. Материал для сопоставления предмета и его изображения.
3. Книги серии «Мои первые слова»
4. Звуковые коробочки с мелкими предметами, в названии которых присутствует определенный звук (только на первый звук).
5. Карточки по расширению словарного запаса с классификацией и обобщением: одежда, транспорт, обувь, игрушки, посуда, животные, растения и т.д.
6. Лото-паззлы: «До и после», «Последовательность», «Мое утро», «Мой завтрак», «Причина и следствие», «Ферма» и т.д.
7. Набор муляжей овощей и фруктов.
8. Наборы фигурок животных, диких и домашних, обитателей моря, насекомых, птиц и т.д.
9. Фигурки-глаголы.
10. Интерактивные книжки (книжка - кукольный театр)
Для речевого развития детей полезно использовать речевые и ролевые игры, сказки ( пока без волшебных героев)
Ожидаемые результаты:
Знания | Умения | Навыки | Потребности |
Знание названий ок-ружающих предметов Знание названий ово-щей, фруктов, цветов, ягод, деревьев (по 5-6) Названия классов жи-вотных (4-5) Названия насекомых птиц, зверей (по 4-5) Названия детенышей животных (5-6) Названия геометрии-ческих фигур Названия основных цветов | Подобрать обобщаю-щее слово Выделить и назвать признаки предмета Произносить звуки и звукосочетания родного языка | Говорить предложе-ниями Использовать пред-логи Производить согласо-вание времени и числа | Сформированная потребность в общении Потребность в самовыражении с помощью речи Потребность в систематиза-ции новых зна-ний и понятий Потребность решать свои проблемы с по-мощью речи. |
«КРУГИ» И ПРАЗДНИКИ В ГРУППЕ
Каждое занятие в группе «Вместе с мамой» включает в себя короткие (5-10 минут) коллективные занятия – «круги». Их содержанием могут быть: ритуалы приветствия, короткие детские песенки, пальчиковые игры, сказки с персонажами кукольного театра, музицирование с использованием простых музыкальных инструментов – колокольчиков, ритмических палочек, ложек, бубнов, металлофонов и т.п. В работе кругов обязательно принимают участие мамы и, глядя на них, – дети.
Обычно круги продолжаются не более 15 минут и включают в себя игры и песенки различных типов:
· Приветствие
· Игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж)
· Игры на выполнение вербальных инструкций
· Игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые)
· Игры на повторение тестовых движений
· Тематические песенки с танцевальными движениями
· Музыкальные игры с использованием инструментов
· Ритуал прощания
v Примеры игр и песенок на кругах.
1) Ритуальная часть – самая постоянная. Для ребенка это является элементом стабильности и надежности. В некоторых группах для привлечения внимания детей и подготовки к приходу на круг выключают свет (в светлое время дня) – это создает зрительный эффект, а также используют звуковые эффекты («Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет»). Приветствие может быть общим и индивидуальным. Последнее может быть связано с передачей какого-то предмета.
Например, здороваясь со всеми, мы зажигаем свечку в фонарике и поем:
Фонарик свой огонь зажег
И собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим
И поздороваться хотим.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.
Здравствуйте всем говорим.
Можно поздороваться с каждым ребенком:
Здравствуй, Маша, наш дружок.
Звонкий колокольчик дин-дин-дон.
(колокольчик передается Маше).
Здравствуй, Тема, наш дружок.
Звонкий колокольчик дин-дин-дон.
(колокольчик передается Машей Теме).
или
Мы очень рады, что Маша к нам пришла,
Маша к нам пришла, и мама к нам пришла.
Мы очень рады, что Тема к нам пришел,
Тема к нам пришел, и мама (имя) к нам пришла
2) Основная часть.
Может изменяться, но не более одного элемента и в том случае, если дети готовы к изменениям. В основной части могут использоваться следующие элементы:
· Игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж)
· Игры на выполнение вербальных инструкций
· Игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые)
· Игры на повторение тестовых движений
· Тематические песенки с танцевальными движениями
· Музыкальные игры с использованием инструментов
Пример песенки на выполнение инструкций + развитие музыкального слуха:
Нужна корзинка с колокольчиками различных форм и размеров, цветов и материалов как одна из форм привлечения. Выкладываем их на коврик и берем на ладонь. Показываем всем, припевая:
Колокольчик на ладошку положи, положи,
Колокольчик на ладошке покажи, покажи.
А потом его с ладошки надо взять надо взять, надо взять,
И детишкам на кружочке поиграть, поиграть.
Громко…. Тихо……Громко…. Тихо….
Убираем в корзину, корзину убираем с глаз.
Бубен. Дать ребенку слева бубен и припевать:
Поиграй, Наташа, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем.
Поиграй-поиграй,
Бубен Саше передай.
Если ребенок не передает бубен важно активное слушание. «Тебе понравилось играть? Хочешь еще? Давай последний раз, а потом ты все же передашь следующему ребенку» и пропеть еще раз. Но не более двух раз. Разговаривать без просьбы, без злобы, с уверенностью. Хорошо, если удалось добиться, чтобы ребенок передал бубен, но если никак, можно достать запасной. Однако это прецедент для других детей.
Среди игр на приятие можно выделить и передачу любого другого предмета друг другу, и съедание ягоды от кисти винограда и передача кисти дальше с приятным словом соседке и прочее. Для родителей это важно не меньше, чем для детей.
Пример игры на тактильно-эмоциональный контакт мамы и малыша.
Стоя лицом в круг, припевая:
Плывет кораблик по волнам – потягушечки, (мама подтягивает ребенка за руки вверх)
Плывет кораблик по волнам – потягушечки, повертушечки (мама за руки крутит ребенка вокруг себя)
Плывет кораблик по волнам – потягушечки, повертушечки, обнимушечки (мама обнимает ребенка)
Плывет кораблик по волнам – потягушечки, повертушечки, обнимушечки, поцелушечки.(мама целует ребенка)
***
Катать ребенка на ногах мамы, приговаривая:
Поехали-поехали на бочке за орехами, по ровной дорожке, по кочкам, по кочкам, по оврагам, по ухабам, в горку ух, в ямку бух. На поезде, на тракторе.
!!!Со временем родители должны переставать держать ребенка, чтобы он сохранял равновесие!!!
Пример на 2.2. массаж.
Цель – создание доверительных отношений как между парой ребенок-родитель, так и между родителями в группе с перспективой дружелюбных отношений между посторонними людьми.
Делать массаж по смыслу приговорки в четырех вариантах: мама – ребенку, ребенок маме, чужая мама – сидящему рядом ребенку, чужой ребенок – сидящей рядом маме.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капустут солим солим,
А потом жмем, жмем.
Примеры приговорок на 2.4 ассоциативные движения (пальчиковая гимнастика):
Хома-Хома-хомячок . надуть щеки, придерживая их руками
Хома, рыженький бочок. погладить свой бок перекрестной рукой, подняв вверх другую
Хома рано встает, потянуться двумя руками вверх
Шейку моет, тереть шею
Щечки трет. тереть щеки
Подметает Хома хатку движения подметания двумя руками
И выходит на зарядку. руки вытянуть в стороны
1 2 3 4 5 сгибание рук в локтях и разведение их обратно в стороны
Хома сильным хочет стать. напряжение бицепсов полусогнутых рук
***
Будем варить кашку.
(Петь высоким голосом и быстро).
Берем маленькую кастрюльку показываем ладошками
и маленькую ложку. показываем руками ложку
Кашка-малашка, ты так хороша. помешиваем ложкой
Если добавить стакан молока. показываем стакан и выливаем
Сахар и соль по щепотке кладем. показываем щепотку
Кашку-малашку мы деткам даем. протягиваем две ладошки рядом в центр
(Петь средним голосом и помедленнее).
Берем кастрюльку побольше показываем ладошками
и ложку побольше. показываем руками ложку
Кашка-малашка, ты так хороша. помешиваем ложкой
Если добавить кувшин молока. показываем кувшин и выливаем
Сахар и соль мы горстями кладем показываем горсть
Кашку-малашку мы мамам даем. протягиваем две ладошки рядом в центр
(Петь низким голосом и медленно).
Берем кастрюльку большую показываем ладошками
И половник. показываем руками половник
Кашка-малашка, ты так хороша. помешиваем ложкой
Если добавить ведро молока. показываем как выливаем из ведра
Сахар и соль мы мешками кладем показываем как сыпем из мешка
Кашку-малашку мы папам даем. протягиваем две ладошки рядом в
центр
***
По клавишам, по клавишам пальцы рук согнуты как для игры на
Стучим-стучим-стучим. пианино , стучим по полу
По клавишам, по клавишам
Стучим-стучим-стучим.
Если пальчики не смогут, показать пальчики
То ладошки им помогут. показать ладошки
Ладошками, ладошками бить ладошками по полу
Стучим-стучим-стучим.
Ладошками, ладошками
Стучим-стучим-стучим.
А ладошки вдруг не смогут, показать ладошки
Кулачки тогда помогут. кулачки показать
Кулачками, кулачками
Стучим-стучим-стучим. Бить кулачками по полу
Кулачками, кулачками
Стучим-стучим-стучим.
А если кулачки не смогут
То нам пяточки помогут.
Пяточками, пяточками
Стучим-стучим-стучим.
Пяточками, пяточками
Стучим-стучим-стучим.
Пяточки побежали быстро-быстро, теперь медленно, тихо, чтобы не было слышно. Остановились, закрыли глазки. Можно переходить к упражнению в тишине.
***
Настрой на сказку.
Большие ноги шли по дороге топ-топ (5 раз).
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ (5 раз)
Бежали-бежали, на полянку прибежали.
На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
Потянули-потянули, покрутили-покрутили, постучали и открыли.
Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем.
Ротик закрывается, сказка начинается.
3) Упражнение в тишине.
Развивает концентрацию внимания, позволяет ребенку получить новый опыт. Заключается в том, чтобы на минуту все присутствующие замолчали и престали двигаться, прислушиваясь к тишине. Также позволяет настроиться на предстоящую самостоятельную свободную работу. Можно поставить песочные часы. Косвенная цель – развитие произвольности поведения и движений, умение расслабляться. Выходить из упражнения можно или всем сразу, или по одному вызывая детей и приглашая на свободную работу.
Презентация. Педагог предлагает сесть удобно, говорит, что можно закрыть глаза, прислушаться к звукам вокруг нас, или послушать звуки природы.
4) Особые виды движения по линии (Мюнхенская диагностика).
Хороводные движения. Со временем кто-либо из детей ведет эту часть круга. Эту часть лучше делать при прощании, т.к. она активна и не соответствует настрою на свободную работу, зато может снять напряжение после свободной работы.
***
Друг за другом круг за кругом мы идем за шагом шаг.
А теперь я вам скажу, сделаем вот так – и движение (поднять ногу и постоять, затянуть всех к центру, попрыгать на месте, поднять руки и прочее).
***
Ты по кругу походи и за мною повтори…
***
Хорошо делать по эллипсу диаметром около 4 метров (можно сделать на полу липкой лентой). С музыкальным (пропевкой) сопровождением. Цель – научиться ходить по линии, ловить темп, носить предметы (колокольчики, каштаны, мешки с крупой на плечах, на голове). Развитие крупной моторики, координации движений, осанки, подготовка к музыкальному воспитанию.
Презентация. Педагог встает на линию и идет, в свободном темпе показывая, что ноги ставятся точно на линию, спина прямая, голова приподнята слегка. Педагог предлагает детям по очереди присоединиться к нему. НЕ УКАЗЫВАТЬ НА ОШИБКИ, но иногда обращать внимание в целом («Мы ставим ноги точно на линию, спинка прямая»). Можно менять направление. Можно вытянуть вперед руки и идти так, чтобы чуть не касаться впереди идущего, хлопать в ладоши, брать предмет для переноски и носить его в руке, вытянутой к центру круга, вытянутой во вне круга, нести двумя руками, колокольчики, чтоб не звенели или звенели определенно, яйцо в ложке и проч., под музыку пританцовывая или подпевая. Начинать с простых упражнений, усложняя по мере, как получается у детей.
Припевки Железновых, Виноградова.
4) Ритуальный прощальный круг.
При прощании пропевка:
Фонарик и огонь погас, пора прощаться нам сейчас.
Мы «до свиданья» скажем. И ручками помашем.
Задувание свечки в кругу и др.
Прощаются в раздевалке ладонь к ладони и произносят: «до свидания Маша и мама Таня». Мама должна ответить педагогу, не заставляя ребенка говорить то же самое.
Обычно в группе отмечаются праздники, дни рождения. Их подготовка и проведение невозможны без активного участия мам. Есть общее правило, что на наших праздниках нет зрителей, все вместе делают костюмы и танцуют, и играют, и поют.