Критерии и классификации эмоций
Существуют различные подходы к классификации эмоций. История развития представлений о количестве и видах эмоций исходит от взглядов древнегреческих философов, так, например, Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. Авторские классификации предлагались в более поздние времена и философами (Б. Спиноза, Р.Декарт, Г. Спенсер и др.) и психологами (В. Вундт, Э. Титченер У. Джемс и др.), однако ни одна из них не получила широкого распространения.Единой классификации эмоций не существует. Наиболее распространенной в психологии классификацией является:
!по знаку- положительные или отрицательные переживания. Это деление во многом условно и не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. (К. Изард отмечает положительную роль и такой отрицательной эмоции, как стыд).
!по модальности. наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:
1) интерес— интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
2)радость — эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;
3)удивление: не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
4)печаль — переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.
5)гнев — эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.).
6)отвращение —отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
7)презрение — отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний.
8)страх— отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
9)стыд —переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих,
10) вина — эмоция, возникающая при нарушении моральных и эстетических норм.
!по влиянию на поведение и деятельность– стимулирующее или тормозящее, одни эмоции вызывают прилив сил (стенические), другие – упадок сил, нежелание что-либо делать (астенические).
!по степени осознанности и предметности. В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые.Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает,— с другой.
В психоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все психические явления (в том числе и эмоции) регистрируются в сознании.
!по связи эмоциональных переживаний с конкретным объектомэмоции бывают предметные и беспредметные.
В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций. Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.
!по степени произвольности– бывают произвольные и непроизвольные. Предмет, который хорошо знаком может управлять эмоциями, т.е. перестроив деятельность, контекст; не выходя за рамки культурной нормы нужно регулировать межличностные отношения.
!по происхождению – врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ поведения и приобретенные, обусловленные индивидуальным и социальным опытом. уровню развития.
!По уровню развития эмоции подразделяются на низшие — связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением/неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие — связанные с удовлетворением/неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека.
!по длительностиэмоций характеризуется время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным, эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.
!по интенсивностиэмоции характеризуют силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.
Классификация Б. Додонова, подразделяет все эмоции на следующие группы:
Альтруистические эмоции (желание помогать другим людям).
Коммуникативные эмоции (возникающие при общении).
Глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении).
Праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности).
Пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать).
Романтические эмоции (стремление к необычному, новизне).
Гностические эмоции (возникающие в познании).
Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства).
Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте).
Акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию).