Наружная реклама и рекламный плакат в России начала XX века
Торговая реклама дореволюционной России - явление многоплановое, и его нельзя оценить однозначно. Она была адресована широким слоям населения с разным художественным вкусом. На фоне других видов рекламы особо выделялся рекламный плакат. Его отличали доходчивость, лаконизм и яркость. Рекламные плакаты печатались в лучших типографиях Москвы, Петербурга и Германии. Многообразие шрифтов, рисунков букв и шрифтовую компоновку плакат воспринял от торговой вывески. Характерной чертой его в начале XX в. становится приоритетность печатного текста.
В это же время в России появляются новые виды наружной рекламы, происхождение которых связано с формированием на стыке производства' и агитационно-массового искусства рекламного дизайна. Основным объектом стало художественное оформление новых форм активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Наиболее интенсивно развивался графический дизайн, что проявилось в принципиально новом подходе к созданию плаката и наружной рекламы в целом. Центром нового искусства стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИНХУК.
После гражданской войны реклама в России получает дальнейшее развитие. Появились рекламные агентства "Реклам-транс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама" и другие. "Мосторгреклама" широко использовала в рекламных целях московские трамваи, размещала свои объявления в фойе офисов, гостиниц и театров.
Интенсивное развитие рекламы началось во время нэпа. В это время она пережила недолгий ренессанс, так как создалась уникальная ситуация. Промышленность, конкуренция с частным сектором, проявившаяся на рынке через деятельность государственных трестов и синдикатов, которым в борьбе за потребителя пришлось использовать возможности рекламы. Жизнь заставила власти хотя бы частично пересмотреть отношение к ней. И с 1921 года в результате нового поворота в идеологии реклама была объявлена связующим звеном между городом и деревней, промышленностью и торговлей. Российская устная реклама во II половине XIX - начале XX в.
Устная реклама существовала на Руси с тех пор, как появилась необходимость обмениваться товарами и торговать. К концу XIX в. она приобрела всероссийский размах. В городской среде ее представляли уличные торговцы-мальчишки - продавцы газет, напитков, сладостей, сигарет, а также приказчики магазинов, трактирщики, извозчики, старьевщики. Устная реклама имела две разновидности: выкрики или призывы и прибаутки (присказки). К первой ее разновидности относятся простые призывы, такие как "Булочки! Булочки! Горячие булочки!" и рифмованные строки, например: "Вот мех пушистый - золотистый! Вот нежный - белоснежный! Вот темный - скромный!".
Второй тип - объемные рекламные тексты. Это, как правило, веселые стихотворные монологи, включающие в себя характеристики товара, стоимость и другие детали. Например: "Есть ниточка, есть катушечка! Приходите покупать, девки-душечки!". Некоторые прибаутки содержали до 400 строк. Но наиболее распространенным форматом были стихотворные тексты в несколько строк. Для привлечения покупателя использовались юмор, показное удальство:
Вот так квас –
В самый раз!
Баварский со льдом –
Даром не берем!
Пробки рвет!
Дым идет!
В нос шибает!
В рот икает!
Или прибаутки блинника:
С самого жару,
По грошу за пару!
Вались, народ,
От всех ворот,
Обирай блины,
Вынимай мошны!
Для устного рекламирования товаров привлекались "зазывалы". Появление в торговом рекламировании элементов шутовства, Дразнилок и присказок было обосновано коммерческой средой, в которой зарождалась эта форма устного народного рекламного творчества. По обычаям, принятым в торговле, приказчики или продавцы стояли на улице "на прохладном ветру" и наперебой зазывали в свой магазин каждого прохожего. При этом они щеголяли друг перед другом "искусством разговора". Веселыми шутками и прибаутками встречал "зазывала" покупателей около магазина, на все лады превознося достоинства товара. Обязанности его были очень просты - выкрикивать названия товаров, расхваливать их качество, а если это не привлекало внимания, то зазевавшегося прохожего хватали за фалды сюртука, пытаясь уговорами и обещаниями, а иногда и силой завлечь в магазин. Заметки об этом встречаются у Владимира Гиляровского в книге "Москва и москвичи". Вот как он описывает лавку готового платья в Китай-городе: "...здесь, так же как и на Сухаревке, насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка "зазывал", обязанностью которых было хватать за полы проходивших по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно ему готовое платье... И каждый не отстает от него, тянет в свою сторону, к своей лавке. А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучают примеркой и уговорят купить, если не для себя, то для супруги, для деток или для кучера... Иногда ватага таких говорунов сговаривалась и устраивала целые шутовские потехи над экономными, любившими поторговаться покупателями. Особенно доставалось духовным лицам и членам их семейств, которых продавцы знали всех наперечет. "Краснить или] зеленить батюшку будем?" - задает вопрос наиболее юркий из говорунов. Решают "позеленить". Шутка эта заключалась в том, что какого бы цвета материю не пожелал бы осмотреть покупатель, на всех прилавках ему покажут только ткань зеленого цвета. Начнет он удивляться и протестовать, а его уверяют самым серьезным образом, что он ошибается и ему предлагают желаемое. В недоумении идет он в следующий магазин. И вновь, с деловым видом, ему раскинут ярко-зеленые ткани. Так же и "краснили" (14). Подобные описания можно найти у Е.П. Иванова: "...старые формы поведения при ведении торговли внесли свой колорит в российскую рекламную практику. Приказчики стояли на улице и наперебой затягивали в свой магазин каждого прохожего, щеголяя искусством разговора: "Шелк, атлас, канифас, весь девичий припас" или
"Платья венчальные, для вдов трауры печальные, для утехи любовной не вредные - кринолины проволочные медные!", "У нас без обману, материал без изъяну, имеем подушки пуховые, кровати двуспальные ольховые!", "Сходно продаем, премию в сувенир даем!". Такие действия "зазывалы" не вызывали особых восторгов у населения. Да и сам он тяготился этой обязанностью" (25).
Дореволюционная жизнь в России, ее бытовые внешние формы давали обильный материал для острословиц. Курьезные тексты вывесок периода 1909-1915 годов позволяют судить об уровне этого "уличного творчества": "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка", "Кролики, белки, куры и прочия певчия птицы", "Кислощеевое заведение с газировкой фрухтовой воды. К. Панкратов", "Банки и пиявки на дому и в бани", "В нетрезвом виде пиво не подается. Зарубьянц". Или, например, вывески и названия духов: "Не уезжай, голубчик мой", "Свежий воздух".